[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2007 ЭЛУЛ 5767 – 9(185)

 

ЕВРЕЙ КОРОНУЕТ ВСЕВЫШНЕГО

Йоэл Кан

Перед каждым Рош а-Шона Всевышний (если можно так выразиться) «перестает быть Царем Вселенной, однако соглашается снова “принять власть” над ней, если евреи выражают свою абсолютную покорность Ему и просят: “Царствуй над всем миром!”» Как объясняет учение хасидизма то, что евреи могут пробудить во Всевышнем желание царствовать?

 

Что такое Рош а-Шона? Что это за день, к которому готовятся с таким волнением? Даже не прилагая особых усилий, сразу укажем на несколько самых характерных особенностей этого дня. Прежде всего это день Суда. С него начинаются Десять дней раскаяния (тшувы). В историческом аспекте – это день сотворения человека. Однако важнее всего, по учению хасидизма, что это день «коронации» Всевышнего как Царя всей Вселенной.

Написано в Талмуде[1]: «Сказал Святой, благословен Он: “произносите передо Мной Малхийойс («Царствования»), Зихройнойс («Воспоминания») и Шойфаройс[2]. Царствования – чтобы вы поставили Меня над вами Царем; Воспоминания – чтобы Я вспомнил о вас к добру, и посредством чего все это? Посредством шофара”». Из этого следует, что хотя основную составляющую в молитвах Рош а-Шона («Малхийойс», «Зихройнойс» и «Шойфаройс») мы читаем только в дополнительной праздничной молитве «Мусаф», но эти темы вновь и вновь возникают во всех молитвах дня: «Царствуй над всем миром в целом...», «...Царь над всей землей» и т. п.

В книгах Кабалы говорится, что содержание дня Рош а-Шона – построение «Малхус»: сфиры, олицетворяющей власть Творца. Учение хасидизма разъясняет, что цель нашего служения в Рош а-Шона – заново «отстроить» здание Небесной монархии. Это выражается в том, что в этот день мы заново принимаем на себя верховную власть Всевышнего и «коронуем» Его как Царя всей Вселенной и как Царя народа Израиля.

В каком смысле употребляется здесь слово «коронация»?

Учение хасидизма приводит пример из земной практики. Человек, состоящий из «плоти и крови», порой удостаивается того, чтобы стать царем, если он духовно выше других. Он не может быть таким же, как все: его мысли и стремления должны отличаться особо возвышенным характером. Однако подобный человек вовсе не желает быть властелином, так как дорожит своим временем, силами и свободой, позволяющей заниматься тем, что ему интересно. Стать руководителем народа, входить во все его проблемы, заботиться об удовлетворении его нужд, воспитывать и защищать от врагов, такой человек счел бы падением с достигнутой им высоты, а этого ему вовсе не нужно. Он хочет оставаться в духовных сферах, и ему претит даже мысль о том, чтобы опуститься так низко, т. е. возложить на себя столь низменные обязанности.

Учение хасидизма приводит в качестве примера этому Шауля, первого Царя народа Израиля. Про него сказано[3], что он был «на голову выше всего народа». Учение хасидизма объясняет, что имеется в виду не его физический рост: главное – его духовное величие, которое Писание выражает в этих словах.

* * *

Итак, власть над народом для великого человека – падение, поэтому он и не стремится к власти. Чем же можно «соблазнить» его, вызвать в нем желание царствовать?

Только одним: выразив абсолютную покорность воле такого человека и готовность незамедлительно исполнять любые его повеления. В этом-то и заключается суть того, что называется «коронацией». Народ просит своего избранника стать царем всех людей, составляющих этот народ, обещает полностью подчиняться ему и декларирует, что по доброй воле готов исполнять все его повеления. Тем самым народ пробуждает скрытое в недрах его души желание властвовать, быть повелителем.

Если таковы взаимоотношения земного царя с его народом, тем более это верно в отношении небесного Царя – Святого, благословен Он. Незачем говорить о том, что мир отстоит неизмеримо дальше от Творца, нежели подданные – от царя из плоти и крови. Ведь и царь, и его народ – всего-навсего люди, тогда как Творец и Его творение символизируют соотношение истинной Бесконечности с тесными земными пределами. Весь сотворенный мир – и мир материи, и великое множество духовных миров – ничто по сравнению со Святым, благословен Он.

В книгах по кабале написано, а кроме того, подробно разъяснено в учении хасидизма, что Десять речений, которыми Творец сотворил мир, для Него – «слова, достойные невежды». Между тем даже для земного царя произносить «слова, достойные невежды» – значит унизить свое царское достоинство. То есть сотворение всего мироздания, от самых высоких духовных миров до нашего материального мира, самого низкого из всех, – это своего рода «унижение» для Святого, благословен Он.

Сказанное отчасти дает представле

ние о том, сколь «недостойно» Творца опускаться до управления сотворенным миром, тем более человечеством, а также о том, как Ему приходится «ограничить» Самого Себя, «сжать» Свою Бесконечность, чтобы дела этого мира обрели для Него значимость. Сочтя значимость этих дел достаточной для того, чтобы обратить на них внимание, Творец захотел бы стать Царем. Вот почему Он вовсе не желает царствовать над миром.

Тем не менее именно «желание (Творца) царствовать» было изначальной причиной Сотворения мира. Иными словами, Святой, благословен Он, пожелал создать его, поскольку «нет царя без народа»[4]. Он сотворил мир – Свое «государство» со Своими «подданными».

Однако так было только в самом начале Творения. После того, как Он удовлетворил Свое желание стать Царем, у Него исчезла потребность заниматься делами сотворенного мира. Лишь когда подданные просят Его об этом, Он снисходит до того, чтобы удовлетворить их просьбу, но при условии, что люди принимают Его как Царя добровольно, без всякого принуждения. Поэтому, когда наши молитвы в Рош а-Шона, в которых мы выражаем безраздельную готовность служить Ему и исполнять все, что Он заповедал нам в своей Торе, доходят до Него, то Святой, благословен Он, вновь принимает на Себя «бразды правления» Вселенной.

 

* * *

Вот суть нашего служения в Рош а-Шона: обновление царской власти Святого, благословен Он, над миром. Именно наши молитвы в этот день пробуждают в Нем желание вновь принять на себя заботу о делах мироздания.

Так объясняется содержание стиха, который повторяется в каждой молитве в Рош а-Шона: «Это день начала Твоих деяний, напоминание о Первом дне». «Это – день Рош а-Шона – “день начала Твоих деяний”», и вместе с тем он – «напоминание о Первом дне».

Сразу же возникают два вопроса. Первый: действительно ли Рош а-Шона – «день начала Твоих деяний»? Ведь мир существует уже тысячи лет! Второй вопрос: нет ли внутреннего противоречия в этом стихе? Если Рош а-Шона – «это день начала Твоих деяний», то о каком «Первом дне» он напоминает? Разве есть еще какой-то «Первый день», кроме Рош а-Шона?

Однако в свете учения хасидизма этот стих прекрасно разъясняется. «Это день начала Твоих деяний» потому, что накануне, в самом конце предыдущего года, Всевышний, если можно так выразиться, «перестал» быть Царем Вселенной. Но если бы это положение продлилось еще хоть немного, мир обратился бы в полное и совершенное Ничто, каким он был до своего сотворения (поскольку его существование поддерживает лишь желание Творца быть Царем). Это не происходит лишь потому, что евреи заново коронуют Всевышнего, и Он снова творит всю Вселенную из Ничего. Так что Рош а-Шона – поистине «день начала деяний» Святого, благословен Он.

Но несмотря на то что в этот день весь мир как бы творится заново, Рош а-Шона все-таки не «Первый день» в буквальном смысле: он не более чем «напоминание о Первом дне» Творения. Различие между ними в том, что, как было сказано, в Первый день Творения Создатель Сам «желал царствовать», а теперь, в каждый Рош а-Шона, мы, евреи, заново пробуждаем в Нем это желание.

 

* * *

Но может ли человек пробудить в Творце «желание царствовать»?! Отвечая себе на этот вопрос, мы читаем в Рош а-Шона также «Воспоминания». То, что составляет их содержание, по сути своей крайне удивительно. Как уже говорилось, накануне Рош а-Шона Всевышний «поднимается» выше связи с сотворенным миром, который словно вообще перестает существовать для Него. Известно, что прежде, чем открыться внутри сотворенного мира, Б-жественный свет проходит бесчисленное количество уровней и трансформаций. С определенных уровней вся Вселенная «окидывается единым взором»: на них существенны только события всеобщего значения, но не частности. С других же уровней Святой, благословен Он, «опускается» настолько, что самые мельчайшие подробности жизни мира обретают для Него большое значение. Однако когда Всевышний «теряет» «желание царствовать», Он «поднимается» настолько выше Вселенной, что вся она уже не занимает в Его «сознании» никакого места. Здесь речь идет уже о Самой Б-жественной Сущности, которая несоизмеримо выше всего, что хоть как-то связано с миром. Так разве человек, абсолютное ничто по сравнению с Б-жественной Сущностью, способен пробудить в Ней что бы то ни было?!

Представьте себе, что некая «община» муравьев пытается пробудить в вас желание стать их царем. Есть ли у вас хоть малейшая связь с ними? А вот у нас, евреев, есть давняя связь со Святым, благословен Он. Самое главное в «Воспоминаниях» – просьба: «Вспомни союз Свой!» В субботу, предшествующую Рош а-Шона, мы читаем в синагоге раздел «Ницовим»: «Вы стоите сегодня все вместе пред Г-сподом, вашим Б-гом: главы ваши...» и так далее – до «дровосеков и водоносов». «Сегодня» – это день Рош а-Шона, когда весь народ Израиля предстает пред Святым, благословен Он. С какой целью? «...Чтобы вступить в союз с Г-сподом, вашим Б-гом»[5].

Суть союза – объединение двух сторон, существовавших прежде отдельно. Если союз заключают два человека, возможны два варианта. Первый: они давно знакомы, любят друг друга и теперь желают, чтобы связь между ними стала столь крепкой, как если бы они соединились в единое существо (только разделенное на два тела). Второй случай: цель их союза – действительное объединение. Осуществив его, эти два человека превратились в одно целое, и даже если настанут времена, когда их взаимная любовь ослабеет или вообще исчезнет, союз, сплавивший их воедино, заставит их проявлять друг к другу такое же братское отношение, как и прежде.

Именно такой союз заключил Всевышний с Израилем. Благодаря ему Святой, благословен Он, и Израиль стали единым целым, которое более не может распасться. Поэтому неудивительно, что каждый еврей обладает силой пробуждать в Б-жественной Сущности «желание царствовать» над всем миром. Несмотря на то, что по сравнению с Б-жественной Сущностью вся Вселенная как бы не существует, не имея никакого значения, народ Израиля ныне – не часть Вселенной: он – одно целое с Самим Творцом! Мы читаем в Рош а-Шона «Воспоминания», чтобы напомнить Всевышнему о союзе, заключенном с Израилем. Чтобы активизировать силу, с помощью которой евреи способны побудить Всевышнего принять на Себя бремя царствования над всем миром, – потрясающее единство Израиля с благословенной Б-жественной Сущностью. Поэтому, когда еврей с радостью принимает на себя в Рош а-Шона верховную власть Всевышнего и просит: «Царствуй над всем миром!» – Творец отвечает на его просьбу благосклонно и соглашается снова принять власть над всей Вселенной.

И не случайно Тора в начале раздела «Ницовим» перечисляет десять видов евреев – от «глав ваших» до «ваших дровосеков и водоносов ваших» – все уровни народа Израиля. Ведь для Б-жественной Сущности нет никакого различия между ними, все объединены с Ней в равной степени. Лишь на земле один еврей отличается от другого. Но в точке связи их всех с Б-жественной Сущностью никаких различий не существует, там все равны и едины. И это единство очень важно выразить перед Рош а-Шона, так как оно – залог того, что каждый еврей способен воздействовать на Саму Б-жественную Сущность.

* * *

Третья составная часть молитвы «Мусаф» в Рош а-Шона – «Шойфаройс»: упоминания о том, что трубят в шофар. Зачем это делают? Одно из объяснений состоит в том, что это непременная часть церемонии коронации еврейского царя. Однако есть еще одна причина для этого, и о ней пишет Рамбам[6]. Шофар зовет: «Проснитесь, спящие, от вашего сна! Задремавшие, пробудитесь от вашей дремоты (...) и вернитесь (к Всевышнему) в раскаянии!» Раскаяние, тшува – также один из неотъемлемых элементов Рош а-Шона, тесно связанных с «коронацией» Всевышнего.

Когда еврей приходит, чтобы «короновать» Царя над царями царей, Святого, благословен Он, возникает простой вопрос: Всевышний-то в течение всего истекшего года был Царем всей земли, а как себя вел ты? Повиновался ли ты Его воле? Исполнял ли Его повеления так, как следует? «Знает человечек в своей душе»[7], что были, были моменты, когда ему становилось слишком тяжко нести «иго царства Его»... Так с каким же лицом ты теперь приходишь, чтобы «возложить корону» Царя Вселенной на Всевышнего? Ведь когда Тот царствовал, ты не был покорен Ему, чего же стоит теперь твоя просьба: «царствуй над всем миром»?

Поэтому нужно раскаяться в своих грехах, совершить тшуву. Ты обязан проанализировать свое поведение в истекшем году и в предшествующие годы, попросить прощения за совершенные тобою проступки, принять твердое решение больше не повторять их – вот тогда ты вправе предстать пред Ликом Всевышнего и просить Его быть твоим Царем.

Заметим, что совершение тшувы, связанной с Рош а-Шона, обладает особым достоинством по сравнению с тшувой, совершенной в любой другой день года. Ведь в тшуве Рош а-Шона главное – не перебирать свои прошлые грехи, а принять «иго Небесного царства» на будущее. Еврей должен решить, что с этого момента он заново возлагает на себя обязанность беспрекословно выполнять все повеления Царя Вселенной – Святого, благословен Он.

Иначе говоря, тшува Рош а-Шона имеет всеобщий характер, поэтому в Рош а-Шона не исповедуются в грехах и даже не упоминают о них в молитве[8]. Не правда ли, удивительно? Ведь это же первый из Десяти дней раскаяния, и именно в этот день трубят в шофар, чтобы побудить к тшуве! Почему же исключают такой важный элемент тшувы, как исповедь в грехах?! Правда, есть и такой ответ: о грехах не упоминают, чтобы не навлекать на себя обвинение Небесного суда. Однако этого довода недостаточно, чтобы объяснить, почему в день Суда не исполняют заповедь Торы, предписывающую исповедоваться в грехах.

Между тем в свете сказанного выше это понятно. Суть служения в день Рош а-Шона – не тшува, а коронация Царя Вселенной. Тшуву надлежит совершить заранее. Конечно, тшува евреев – необходимое условие для того, чтобы Всевышний согласился стать их Царем, но главное в Рош а-Шона – принять иго верховной власти Творца как Царя Вселенной.

Сказанное объясняет и то, почему в Рош а-Шона нужно так дорожить каждой минутой, используя ее для чтения «Теилим», молитвы и изучения Торы. Мы должны показать Всевышнему, что готовность посвятить всего себя, все свои силы и все свое время служению Ему – не пустые слова.

* * *

Уже говорилось, что особая заповедь Рош а-Шона – трубить в шофар. В этом находит свое выражение наша тшува в Рош а-Шона. Учение хасидизма приводит такое сравнение: когда человек чувствует боль, он кричит. Может быть, он кричит для того, чтобы выразить свое страдание в словах. Но это свидетельствует о том, что боль не слишком сильна. Однако когда человек не в силах терпеть боль, он просто кричит, без слов. В таком случае слова слишком бедны и невыразительны, чтобы передать муку, которую он испытывает.

Потому-то мы и трубим в шофар: это простой крик, без мелодии, без слов, крик, идущий из самой глубины сердца. Второй тип звуков шофара – так называемые шворим, напоминающие стоны. Это выражение такой боли, когда человек не в силах даже кричать. А третья часть – труа – означает, что боль стала совсем нестерпимой, и человек уже даже не стонет, а воет, воет, воет...

Вот суть тшувы в Рош а-Шона: человек издает душевный вопль отчаяния, сознавая, что он так удалился от Всевышнего. Этот вопль выражает страстное желание приблизиться к Нему и служить Ему всем сердцем. И этот вопль достигает Самой Б-жественной Сущности и пробуждает в Ней милосердие и желание царствовать. Как говорится в той главе «Теилим», которую мы читаем каждый день с новомесячья элула почти до конца осенних праздников: «…Сказало сердце мое: “Стремитесь увидеть Мой Лик!” – Твой Лик, Господь, я стремлюсь увидеть»9.

Так исполняют евреи заповедь Всевышнего: «...Чтобы вы поставили Меня Царем над вами». Они коронуют Творца и как Царя Израиля, и как Царя всей Вселенной: «Царствуй над всем миром в Славе Своей!» И всех евреев записывают в Книгу Жизни на добрый и сладкий год во всем, из чего складывается их жизнь – и материальная, и духовная, – включая самое главное: приближение нашего истинного и полного Освобождения нашим праведным Мошиахом!

  добавить комментарий

<< содержание 

 

 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1] «Рош а-Шона», 16а, 34б.

[2] Это три группы цитат из Танаха (между которыми трубят в шофар – бараний рог), образующие средний раздел молитвы «Мусаф» в Рош а-Шона. В «Малхийойс» («Царствования») говорится о том, что Всевышний – Царь (мелех); в «Зихройнойс» («Воспоминания») – о том, что Он помнит обо всем,  происходящем в мире; в «Шойфаройс» – о том, что трубят в шофар.

[3] «Шмуэл, I», 9:2.

[4] См. «Тания», «Игерес акойдеш», 20.

[5] См. «Дворим», 29:9–11.

[6] «Законы о тшуве», 3:4.

[7] «Шулхан Орух», разд. «Ойрах Хаим», законы о Рош а-Шона, 584:2, 3.

 

[8] «Теилим», 27:8.