[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2007 ТИШРЕЙ 5768 – 10(186)

 

МИСТИКА ТИШРЕЯ

Нохум-Зеев Рапопорт

По преданию, о котором повествует Мидраш (Ваикро Раба, 29:1) и другие первоисточники, Сотворение мира началось 25 элула. Шестой день творения, он же шестой день недели, – первый день месяца тишрей. В этот день был создан человек. И именно этот день установлен как Рош а-Шона. Цель творения – человек, и в день его создания ежегодно Всевышний обновляет все мироздание.

В канун месяца тишрей, 29 элула, во всех еврейских общинах молитвам «Слихойс» («О прощении») принято уделять больше времени, чем в остальные дни месяца элул. Текст «Слихойс», установленный для этого дня, гораздо больше по объему, чем те, что установлены для остальных дней месяца элул. Самый простой смысл этого обычая понятен: 29 элула – последний день года и крайний срок для человека, чтобы дать себе отчет о прожитом годе и подготовиться достойно встретить год новый. Нет, не зря великие люди установили в нашем народе несколько дней для чтения молитв «Слихойс» – они призваны дать пищу для размышлений о прошедшем годе, способствовать очищению от всего негативного, возможно накопленного человеком, и с надеждой на лучшее встретить новый год.

Почему же все-таки в последний день года принято произносить бо́льшую часть молитв «Слихойс»?

В Мидраше (Брейшис Раба, 1:3) сказано: «Когда были созданы ангелы? Рабби Йоханан сказал: “Во второй день Творения”. Рабби Ханина сказал: “В пятый. Ведь написано <что в пятый день Творения Создатель сказал>: „…и птица полетит над землей“ (Брейшиc, 1:20) и написано <про ангелов>: „…и с <помощью> двух <крыльев> он летит“”» (Ишаяу, 6:12).

Хасидские мыслители объясняют, что рабби Йоханан и рабби Ханина не разошлись между собой во мнениях, в какой именно день были созданы ангелы, но говорят о различном назначении ангелов или о различных уровнях их иерархии.

На иврите слово «ангел» – «малах». Это слово также означает «посланец». Ангелы – посланцы Творца, приносящие Б-жественную благодать (свет, эманацию) низшим мирам. Благодаря им Его свет (благодать) сгущается, материализуется. Такой вид ангелов или такая их функция были созданы во второй день творения, так как в этот день высшие сущности отделились от низших и низшие миры материализовались, отделились от света Творца и связь их со Всевышним начала осуществляться посредством ангелов.

Из Талмуда и других источников также известно, что ангелы воспевают и прославляют Творца. Такого рода ангелы или такая их функция были сотворены в пятый день творения. Когда ангелы приносят свет и благодать Всевышнего мирам, они нисходят со своего духовного уровня (со своей ступени бытия) до уровня низшего мира. Когда же ангелы прославляют Творца, они приближаются к Нему, возвышаясь над своим обычным уровнем бытия. Они постигают Всевышнего – и это вызывает в них чувство восхищения Им и стремление приблизиться к Нему, выражаемые в песнях и славословиях.

В пятый день Творения были созданы все птицы, в том числе певчие. Птицы – это существа, имеющие возможность преодолевать земное притяжение и устремляться в небесные выси. Поэтому они и символизируют ангелов. Этим можно объяснить мнение, согласно которому ангелы были созданы в пятый день Творения. В Талмуде (Рош а-Шона, 31а) сказано, что в пятый день недели левиты в Храме пели псалом «Арнину» («Воспевайте…»; Теилим, 81), так как в этот день были созданы птицы и рыбы во славу Его. Раши поясняет: «В человеке, наблюдающем все многообразие <мира> птиц, возникает чувство восхищения ими, и он восславляет Создателя». Однако это объяснение не совсем понятно, ведь мир флоры, который был создан в третий день Творения, не менее многообразен и должен также вызвать восхищение человека. Почему же в третий день недели не поют этот псалом? Можно предположить, что в пятый день Творения Всевышний наделил Свои создания способностью воспеть и прославить Его. И это выразилось в сотворении птиц и ангелов, которые являются духовными прообразами птиц. Может быть, поэтому птицы способны и в человеке пробудить способность воспеть Творца. Вполне допустимо предположение, что в память о пятом дне Творения – накануне Рош а-Шона – установили произносить в молитвах «Слихойс» множество гимнов и текстов, в которых прославляется Творец, ибо в этот день творения была дана способность и право воспеть Его.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.