[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2007 ХЕШВАН 5768 – 11(187)

 

Солженицын как шпигель нашего времени

Ян Шенкман

Александр Исаевич Солженицын интервью дает очень редко, только по большим праздникам. Но после присуждения ему Государственной премии по литературе он все-таки нашел время для журналистов. Правда, отечественными изданиями пренебрег. Остановил выбор на немецком журнале «Шпигель». Впрочем, и «Шпигелю» писатель не рассказал ничего неожиданного. Похвалил Путина, поругал Ельцина. Вспомнил недобрым словом Февральскую революцию. Благостно порассуждал о церкви. Не смог обойти вниманием и еврейский вопрос. Причем высказался на эту тему непривычно сдержанно. Как будто не было «200 лет вместе» и последующей ожесточенной полемики. Солженицын стал толерантен? Странное сочетание – Солженицын и толерантность.

Александр Исаевич столь часто поминается в дискуссиях на еврейскую тему, что уже в самой фамилии Солженицын стало слышаться что-то родное. Недаром же оголтелые мистики и безумные почвенники уличают писателя: еврей, дескать, или полуеврей. Знаем, мол, таких солженицыных. Наверняка, Солженицер. И не Исаевич, а Исаакович. Интересные изыскания.

Но нынешняя сдержанность и относительная толерантность Солженицына объясняются вовсе не его мифическим еврейством или полуеврейством. Причина другая. Но сначала об интервью. Вот ключевая цитата:

 

«Шпигель». Вашим двухтомником «200 лет вместе» вы предприняли попытку преодолеть табу, долгие годы запрещавшее обсуждать совместную историю русских и евреев. Эти два тома вызвали на Западе скорее недоумение. Там вы в подробностях описываете, как в царское время еврей-трактирщик обогащался, используя нищету пьющих крестьян. Вы называете евреев передовым отрядом мирового капитала, шедшим в первых рядах разрушителей буржуазного строя. Из ваших богатейших источников действительно извлекается вывод, что евреи больше, чем другие, несут моральную ответственность за провалившийся эксперимент с Советами?

Солженицын. Я как раз не делаю того, на что намекает ваш вопрос: не призываю к какому-либо взвешиванию или сравнению моральной ответственности одного и другого народа и тем более отрицаю ответственность одного народа перед другим. Весь мой призыв – к самоосмыслению. В самой книге вы можете получить ответ на ваш вопрос:

«...Приходится каждому народу морально отвечать за все свое прошлое – и за то, которое позорно. И как отвечать? Попыткой осмыслить – почему такое было допущено? в чем здесь наша ошибка? и возможно ли это опять? В этом-то духе еврейскому народу и следует отвечать и за своих революционных головорезов, и за готовные шеренги, пошедшие к ним на службу. Не перед другими народами отвечать, а перед собой и перед своим сознанием, перед Б-гом. – Как и мы, русские, должны отвечать и за погромы, и за тех беспощадных крестьян-поджигателей, за тех обезумелых революционных солдат, и за зверей-матросов».

 

Жестко. Но обычно на эти темы писатель высказывается гораздо резче. Главный посыл его книги – зло имеет национальность. Этот посыл Солженицын и пытается мягко затушевать разговорами о самоосмыслении. Он вынужден сдерживаться, говоря с немецкими журналистами. Парадокс, но пресловутая политкорректность затронула и его. Вот он, скажем, осторожно затрагивает тему немецких денег, сыгравших роковую роль в 1917 году:

 

25 октября 1917 года в Петрограде произошел односуточный насильственный переворот, методически и блистательно разработанный Львом Троцким (Ленин в те дни еще скрывался от суда за измену)… Наибольшая ответственность – конечно, на власти: за крушение корабля – кто отвечает больше капитана? Да, предпосылки Февраля можно считать “порождением прежнего российского режима”. Но отсюда никак не следует, что Ленин был “случайной фигурой”, а денежное участие императора Вильгельма – несущественным.

 

Расшифруем. Главная фигура – еврей Троцкий. Решающий фактор – финансовая помощь Германии. Все это можно прочитать в любой антисемитской брошюре, не только у Солженицына.

Вроде бы так. Но тут же, поддакивая собеседнику, Александр Исаевич признается в нежной любви к Шиллеру и Бетховену и утверждает, что русский с немцем братья навек. А иначе нельзя. Нужно ведь сохранить баланс. Да и журнал немецкий. Это тоже стоит учитывать.

Солженицын скорбит о распаде Союза, но клеймит при этом коммунистов и советскую власть.

Солженицын безусловно осуждает Горбачева и Ельцина, делая акцент на том, что их всячески поддерживал Запад:

 

…ответные восторги с Запада только подкрепили картину… что вызывало не меньшие аплодисменты со стороны Запада…

 

И тут же, почти без паузы, восторгается западной системой самоуправления. Вот бы нам в России такое!

 

Я неизменно настаивал и настаиваю на необходимости для России местного самоуправления, при этом нисколько не “противопоставляя эту модель западной демократии”, напротив – убеждая своих сограждан примерами высокоэффективного самоуправления в Швейцарии и Новой Англии, которые я наблюдал своими глазами.

 

И так далее. Очень корректно, очень дипломатично. Насколько эти определения вообще применимы к Александру Исаевичу. Как будто это не на Солженицына ссылается один из главных отрицателей Холокоста Юрген Граф. Как будто не к его книге «200 лет вместе» апеллировал ультраправый депутат бундестага Мартин Хоманн в своих антисемитских речах на праздновании Дня объединения Германии в 2003 году. Послушаем: «Множество евреев занимало руководящие посты как в партии, так и в “расстрельных” командах ЧК. Поэтому не без основания можно было бы назвать еврейский народ “народом-преступником”. Может, это звучит ужасающе. Но, руководствуясь той же логикой, “народом-преступником” именуют немецкий народ».

Хоманн не скрывает, у кого он почерпнул эти сведения. Прямо признается – у Солженицына.

Разумеется, Александр Исаевич всего этого открыто не говорит. Статус не позволяет. Все-таки совесть нации, это вам не немецкий парламентарий. Но мысль о вине еврейского народа у него прослеживается не менее отчетливо, чем у Хоманна. Прозрачные намеки Солженицына преследуют простую цель – «перевести стрелки». С «нас» на «них». В интервью со «Шпигелем» – та же картина.

«Нынешний президент России, – напоминает корреспондент журнала, – говорит, что пора заканчивать самоедское копание в прошлом, тем более что извне предпринимаются попытки пробудить у россиян необоснованное чувство вины. Разве это не пособничество тем, кто и без того хочет, чтобы забылось все, что происходило во времена Советов внутри страны?»

Но на эту удочку Солженицына не поймаешь. В общем и целом он с Путиным солидарен. С самоедством пора кончать. Самоосмысление – да. Самоедство – ни в коем случае:

 

Не надо никогда личные злодейства отдельных вождей или политических режимов ставить в вину российскому народу и его государству или приписывать их “больной психологии” русского народа, как это нередко делается на Западе. Эти режимы смогли держаться в России, только опираясь на кровавый террор.

 

Куда делись погромщики, солдаты и матросы? Неясно. Теперь вся вина легла на отдельных вождей, которые кое-где у нас порой устанавливают неправедные режимы. Мастерский полемический ход. Область виноватых плавно, незаметно сужается.

Солженицын рассуждает почти по Базарову: человек добр, среда заела. Жить бы не тужить благостной и патриархальной России. Но прибежали откуда ни возьмись еврейские трактирщики и споили. Налетели злобные еврейские монстры в чекистских кожанках и всех расстреляли. Ну не каяться же за монстров! Мы-то хорошие. Это режим плохой.

Лев Николаевич Толстой, если верить Ленину, был зеркалом революции.

Александр Исаевич Солженицын, когда-то призывавший жить не по лжи, тоже, если вдуматься, зеркало. По-немецки – Spiegel. Зеркало нашего лицемерного времени. Он виртуозно умеет вести беседу по принципу «А ты кто такой?». Ну, например: «У вас Чечня. – А у вас негров линчуют». Или: «У вас зажимают свободу слова. – А у вас гомосексуализм». Этот аргумент сводит на нет любые попытки самоосмысления и покаяния, столь почитаемых Александром Исаевичем. Какой же тут антисемитизм! Шутите? И евреи тут ни при чем. На их месте легко могут оказаться кавказцы, таджики, китайцы или американцы. Им всем давно уже пора покаяться, почувствовать свою вину и осознать ответственность перед Б-гом!

Так говорит Солженицын. Так же говорят сегодня на московских улицах и в метро. Так говорят, а если не говорят, то думают люди, облеченные властью.

Действительно, зеркало. Шпигель нашего времени.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.