[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2008 ТЕВЕТ 5768 – 1(189)

 

РуЧное мужество

Борис Барабанов, музыкальный обозреватель ИД «КоммерсантЪ» специально для «Лехаима»

Организаторам выдачи ежегодной премии ФЕОР удалось невозможное. В более чем трехчасовом шоу в переполненном ГКД ничто не напоминало протокольно-официозные собрания или сборные эстрадные концерты, под которые так часто арендуют эту площадку. Редчайший случай – шоу в Кремле больше всего напоминало разговор умных людей, в который хотелось включиться.

Устроители праздника, посвященного наступлению Хануки, не пожалели средств на сложную видеопроекцию. На огромный экран-задник то и дело проецировали строки из Екклесиаста. Еще два дополнительных экрана демонстрировали крупные планы выступавших. В конце шоу все видимое пространство сцены перекрыл полупрозрачный занавес, на котором возник ханукальный восьмисвечник.

Отдельный экран был выделен для показа работ израильской художницы Иланы Яхав. В свое время проиллюстрированная ее произведениями песня грузинского певца Дато Худжадзе «Махинджи Вар» произвела маленькую сенсацию в одной из программ Дмитрия Диброва. Под грузинскую музыку прямо в кадре художница создавала картины из песка. Тогда телеведущего буквально завалили просьбами повторить клип. На церемонии «Человек года» г-жа Яхав творила свои чудеса прямо на глазах у зрителей. Она сыпала песок на специальный, подсвеченный снизу стеклянный стол и безошибочными движениями пальцев создавала человеческие фигуры и пейзажи. Установленная над столом камера тут же передавала изображение на экран. Самый сильный эффект это действо производило, когда действия художницы совпадали по ритму с работой музыкантов.

Музыкальная часть церемонии не была традиционной цепью фонограммных номеров. На сцене постоянно работал феноменальный ансамбль перкуссионистов Бориса Сихона, в который входят мастера ударных инструментов из Канады, Африки, Европы и Японии. Эти артисты создали для всевозможных необходимых на таких мероприятиях пауз и перебивок универсальный язык, не связанный ни с одним конкретным этносом и в то же время понятный всем. Асы художественного стука время от времени подключались еще к двум аккомпанировавшим празднику коллективам: джаз-оркестру американского трубача Стивена Бернстайна и итальянскому ансамблю «Klezmerata Fiorentina». Обе формации так или иначе интерпретируют народную еврейскую музыку, первая – в джазовых координатах, вторая – с точки зрения академического инструментализма. Кульминацией музыкальной программы стало исполнение силами трех музыкальных команд канонического спиричуэла «Go Down, Moses».

Еще одной находкой продюсеров шоу стало участие петербургского «Театра Рук». Молодые артисты, использующие для создания образов почти исключительно верхние конечности, фактически делали отдельное шоу, обыгрывая в мини-репризах названия номинаций. Наверное, любой начинающий мим в состоянии сложить из ладоней птицу. Но попробуйте изобразить руками дождь, человека, бегущего по лестнице, или слова «общественный деятель». Питерцы делали это легко и точно и заслуженно срывали аплодисменты.

Самое удивительное, что на фоне насыщенной «развлекательной программы» не потерялись речи лауреатов и господ, вручавших приз – маленького Скрипача На Крыше. Самые сильные эмоции в зале вызвало выступление Леонида Рошаля, получившего награду в номинации «Мужество». Сначала он сказал о том, что познакомился в зале с молодой красивой женщиной, у которой 13 детей и она хочет еще. Оказалось, что это жена главного раввина России Берла Лазара. «Приза за мужество достойны все сидящие в зале, – сказал затем врач, – потому что, несмотря ни на что, до сих пор сказать во всеуслышание “я еврей!” – это часто мужество. Я видел в этом зале женщину с большим красивым крестом на груди, я видел нескольких мусульман. То, что такие люди приходят туда, где собираются евреи, это тоже мужество».

Самой большой сенсацией вечера должно было стать выступление нью-йоркской группы «Gogol Bordello». Команду под предводительством выходца с Украины Евгения Гудзя пригласили на концерт по просьбе высших чинов ФЕОР – в организации «Gogol Bordello» любят. В панк-роке американской группы можно найти не только цыганские и балканские, но и вполне еврейские мотивы. Однако под конец насыщенного шоу публику, похоже, покинули последние силы, и в зале осталась лишь пара сотен преданных фанатов. Команда вдвое сократила выступление, выдала традиционно убойный двадцатиминутный сет и свернула веселье. Тем не менее факт выступления главных хулиганов нью-йоркского андеграунда в Кремле все же имел место и теперь принадлежит истории.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.