[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2008 АДАР 5768 – 3(191)

 

СДЕЛАЙ ХОТЯ БЫ ШАГ НАВСТРЕЧУ СУББОТЕ

Берл Лазар

Правильный отдых – не бездумные развлечения, а то время, которое мы проводим с семьей, с детьми, с друзьями, – это тоже выполнение заповеди. В известном смысле это тоже работа, только работа духа, взаимодействие нашей души с душами близких нам людей. Без правильного отдыха, заповеданного нам Б-гом, немыслим духовный рост человека, невозможно воспитание детей, а значит, без него нам не выполнить ту главную цель, ради которой каждый из нас получил дар жизни от Всевышнего. Эта цель – улучшение мира вокруг нас.

Однако когда мы говорим об улучшении окружающего мира, сразу возникает проблема иного рода. Человек существо несовершенное, совершенен только Б-г. Соответственно, и то, что мы делаем – будь то во время работы или во время отдыха, – отмечено печатью несовершенства. Откуда же нам тогда взять уверенность в том, что мы действительно улучшаем себя и окружающий мир?

Если мы вернемся к вопросу о соблюдении субботы – многие люди жалуются мне, что рады бы выполнять эту заповедь, но всегда находятся срочные дела, которые непременно надо сделать. Получается, говорят эти люди, мы все равно нарушаем заповедь, совершаем грех перед Б-гом. А раз так – какой смысл не работать в субботу, пусть хоть немного меньше дел останется на другие дни недели…

На подобные речи я обычно даю ответ: если по тем или иным причинам ты не готов соблюдать субботу так, как положено по нашему Закону, – соблюдай ее насколько можешь. Каждая работа, которую ты не сделаешь в субботу, уже благо для тебя. А каждое действие, совершенное в субботу, прибавляет один грех. Добавим: каждое действие, которое ты не совершил, один грех убавляет!

В Талмуде на этот счет есть притча. Раввин пришел к грешнику и сказал ему: не греши больше. Тот отвечает: а толку-то? Я уже много нагрешил. Тогда раввин говорит: если ты ел чеснок и теперь у тебя изо рта плохой запах, разве это причина продолжать есть чеснок, чтобы пахло еще хуже?..

Для Б-га важен каждый наш поступок. Рамбам учит, что в мире существует баланс грехов и праведных поступков. Каждый наш грех добавляет веса на одну чашу, каждое выполнение заповеди – на другую. Человек всегда должен помнить, что даже один небольшой его грех может привести к тому, что мировой баланс будет нарушен. И наоборот – даже небольшой хороший поступок может перетянуть мировые весы на сторону добра.

Да, человек видит: его действия не решают глобальных проблем. Он изучает Тору – но знает, что никогда не придет к полному пониманию. Он помогает бедным – но проблема бедности в мире остается. Он соблюдает субботу, посвящая свободное время воспитанию детей в духе Торы и заповедей, – но не может быть уверен до конца, что дети вырастут праведниками. И нередко случается так, что в определенный момент у человека просто опускаются руки и он говорит себе: раз я все равно не могу сделать что-то заметное для улучшения мира, значит, все мои усилия тщетны, не стоит и пытаться.

Этот максимализм – либо все, либо ничего – тоже известная проблема, существующая уже много поколений. У нас на этот счет есть притча о враче, который придумал новый метод лечения тяжелой болезни. Этот врач сказал себе: я один могу вылечить максимум несколько десятков человек. Лучше я создам еще несколько больниц, где будут применять мою методику, и тогда удастся вылечить всех. Он поехал по городам, встречался со спонсорами, долго вел с ними переговоры, наконец получил деньги и основал еще пять больниц. Но тогда он сказал себе: эти пять больниц помогут людям только в одной стране, а больных множество по всему миру – надо основать мои больницы и в других землях, только тогда я выполню свою миссию. И снова он отправился к спонсорам, на сей раз в других странах, и ездил по миру много лет, снова и снова вел переговоры, собирал деньги, заключал контракты с подрядчиками и выполнял множество других подготовительных работ. Когда, наконец, десятки больниц на всех континентах были одновременно подведены под крышу – врач умер, и все больные так и остались без помощи.

О том, как избежать подобной судьбы, говорят наши мудрецы в трактате «Пиркей авот». «Не по твоим силам завершить работу, но не волен ты уклониться от ее выполнения». Иными словами, человек должен делать то, что может и сколько может. Больше Б-г от него не ждет, но меньше – тоже недостаточно. Когда ты делаешь все, что можешь, ты поднимаешься, становишься ближе к Б-гу. Если хотя бы один человек стал совершеннее – значит, стал лучше весь Б-жий мир. Пусть ненамного, но лучше. А когда таким образом будут поступать тысячи людей – мир улучшится значительно.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.