[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2008 АДАР 5768 – 3(191)

 

СПРАВОЧНИК КРОССВОРДИСТА

 

Александр Кац

Евреи. Христианство. Россия: От пророков до генсеков

2-е изд., переработанное и дополненное

М.: АСТ; Красноярск: АБу, 2006. – 525 [3] с.

«Это очень еврейская книга: она заставляет плакать и смеяться одновременно», – уверяет аннотация. Неловко придираться к рекламной завлекаловке копирайтера, сообщающего, что Кац «ссылается на книги, вышедшие (выделено мной. – М. Э.) две тысячи лет назад на латыни и греческом», но на всякий случай предупреждаем читателя: не верьте. Ни для смеха, ни для плача повода в работе Каца вы не найдете, единственное чувство, которое вызывает его 500-страничный опус, – это недоумение.

«Справа и слева от Иисуса на крестах висели два негодяя. Одного из них по иронии судьбы тоже звали Иисусом по прозвищу Варавва» – так в самом начале книги описывает автор казнь основателя христианства. Действительно «ирония судьбы»: не каждому специалисту удается продемонстрировать столь глубокое знакомство с предметом своего исследования уже на первой странице. Варавву-то, как мы помним, не распяли, а, напротив, освободили по требованию иерусалимской толпы. Фактических ошибок достаточно и в следующих частях: переход Суворова через Альпы относится не к александровскому, а к павловскому царствованию, Сергей Нилус не писал романов, Щаранский не помещался в психушку, а сидел в тюрьме и в лагере, Бродский, в отличие от Солженицына, не высылался за рубеж, а эмигрировал сам, хотя и под давлением.

Отвлечемся, впрочем, от ловли блох, ибо не в них дело. Не будь в книге Каца подобных ляпов, смысл ее существования не прояснился бы ни на гран. Из всех методов исторического исследования автор владеет лишь одним, зато в совершенстве, – бессистемным переписыванием десятков, а скорее сотен различных источников, не связанных ни общей темой, ни общей концепцией. По беспорядочной и не приспособленной к делу эрудиции его сочинение больше всего напоминает справочник кроссвордиста. Правление Ирода Великого и его потомков, институт прокураторов, рассеяние евреев, зарождение христианства, русская история XVIII века, «Протоколы сионских мудрецов», участие евреев в революции, советские вожди от Сталина до Горбачева, Ельцин и Путин (про Медведева не успел), исламский террор, тысячи фактов, имен, дат – и ни единого самостоятельного слова, ни одной попытки хоть как-то осмыслить представленный материал, если не считать таковой опыт толкования апокрифического Евангелия Фомы через отсылку к «лучистому состоянию высокого уровня», по Циолковскому, и глубокий вывод, сформулированный в последней фразе книги: «При демократическом развитии России евреи всегда найдут достойную их нишу в семье вольных народов и послужат стране своим умом и старанием». На всякий случай Кац обзаводится приличной генеалогией, записывая в компиляторы евангелистов, но это не помогает: слово «компиляция» применительно к его труду звучит слишком комплиментарно.

Занятно, что даже формальный повод для говорения в значительной части книги отсутствует: автор вроде как собирался рассказать об отношениях евреев и христиан, евреев и русских, однако то и дело отвлекается и начинает рисовать портреты царей, генсеков, описывать реформы Петра, русско-турецкие войны, эсеровский террор, на протяжении десятков страниц подряд ни про каких евреев не вспоминая. Оно и понятно: без таких отступлений пострадает глобальность замысла, а отказ от вселенского размаха – первый шаг на пути превращения дилетанта в профессионала.

Михаил Эдельштейн

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.