[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2008 АДАР 5768 – 3(191)

 

Чудеса возможны

 

Шолом-Алейхем

Мальчик Мотл в иллюстрациях Григория Ингера

М.: Культурная революция; Теревинф, 2007. – 180 с.

Первая новелла цикла о мальчике Мотле была опубликована ровно сто лет назад, в 1907 году. Через три года вышел первый русский перевод, вызвавший восторженный отзыв Максима Горького.

Перед нами идеальный текст плюс идеальный перевод (Пейсаха-Мендла Шамбадала), идеальные иллюстрации плюс идеальный дизайн. Новеллы сопровождены комментариями, расположенными тут же, рядом с текстом. В конце книги помещен рассказ профессора Михаила Крутикова (Университет Мичигана, Анн Арбор, США) об истории создания, публикации и интерпретации этого классического произведения еврейской литературы. А искусствовед Мария Чегодаева рассказывает о помещенных в книге иллюстрациях Григория Ингера.

Книга задумана дочерью художника, Марией Ингер, а воплощена в жизнь дизайнером Ильей Бернштейном, выступившим в данном случае в несвойственной ему роли автора комментариев. История создания этого комментария не совсем обычна, но очень показательна для нашего времени. Во многом это плод доброжелательной помощи энтузиастов. Не случайно благодарность за помощь в подготовке книги выражена поименно перечисленным членам сообщества Живого Журнала ru_yiddish.

Григорий Бенционович Ингер (1910– 1995) – идеальный иллюстратор «Мальчика Мотла». Как пишет Чегодаева, «изображенный в повести мир был миром детства самого Григория Ингера – Гершеле из Охримовки, такого же местечка, с таким же хедером и базаром, с теми же типами людей, среди которых проходило детство мальчика Мотла». Художник иллюстрировал «Мальчика Мотла» трижды: для издания 1945 года были созданы реалистичные черно-белые рисунки (других и не могло быть в то время опубликовано), в 1970-х годах появились две новые серии (акварельная, выбранная в настоящем издании «главной», стилизованная под детский рисунок: «мальчик Мотл как бы сам проиллюстрировал свой рассказ») и графическая, черно-белая.

Одна серия иллюстраций не отменяет другой. Черно-белые рисунки показывают мир, изображенный Шолом-Алейхемом, а цветные – преломление этого мира в сознании девятилетнего мальчика Мотла. Неповторимое жизнелюбие, готовность любой трагический поворот жизни воспринимать как захватывающее приключение – вот главные черты этого сознания. Поэтому так блистателен мир красок Ингера. Каждая цветная иллюстрация (а их в книге, изданной тиражом 1000 экземпляров, 30 штук) любовно вклеена вручную.

Коллектив, подготовивший это издание, доказал, что чудеса в издательском деле еще случаются, что они в принципе возможны.

Таисия Вольфсон

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.