[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2008 НИСАН 5768 – 4(192)

 

ОбстоЯтельно о загадке еврейской идентификации

 

Еврей – кто он? Национальное и религиозное определение еврейства в прецедентах постановлений Верховного Суда Израиля

Jerusalem: Gesharim; М.: Мосты культуры, 2007. – 510 с.

Абсолютно своевременная и необыкновенно важная книга, ибо в ней обсуждается с разных точек зрения вопрос, кого можно считать евреем. В самом деле, вроде бы еще мудрецы Талмуда определили несложный механизм: еврейская принадлежность передается по материнской линии, либо посредством перехода в иудаизм – гиюр. Но реальность всегда сложнее теории: с тех же талмудических времен прозелиты (обращенные в иудаизм неевреи) хотя и считались евреями, но «не совсем евреями». На них налагались и некоторые ограничения: в выборе профессии судьи, в брачном законодательстве. Да и отношение в еврейской среде к ним колебалось: от «прозелиты любимы Б-гом; Он в них видит часть Израиля» до «прозелиты – короста на теле Израиля». Создание Государства Израиль как родины евреев галута и потенциальной алии добавило неизбежных проблем: исходный текст Закона о возвращении носит сугубо светский характер и принимает во внимание лишь этническую составляющую понятия «еврей». Но как быть, например, с евреем, принявшим христианство? С одной стороны, по Алахе такой еврей продолжает оставаться евреем, хотя и «плохим», с другой – в народном еврейском сознании «выкрест» – уже вроде бы и не еврей. Судьба одного такого еврея описана в книге Л. Улицкой «Даниэль Штайн – переводчик». А судебное разбирательство по иску прототипа этого героя – Освальда Руфайзена – подробно приведено в рецензируемом сборнике, как и опирающееся на это прецедентное дело другое знаменитое разбирательство: иск еврея Биньямина Шалита, требующего признать евреями его детей, рожденных в браке с нееврейкой.

Помимо прецедентных судебных дел с евреями-христианами, в книге обстоятельно анализируются вопросы о возможности репатриации евреев с уголовным прошлым и общетеоретические вопросы – что такое еврейство и, в конце концов, может ли нееврей все же стать евреем?!

Поистине замечательным обстоятельством для читателя является многослойность содержания книги: ведь судьи, разбиравшие упомянутые иски, в своей аргументации многократно и детально разбирали соответствующие алахические положения разного времени. Таким образом, читатель знакомится еще и с обширными историко-юридическими представлениями евреев предшествующих поколений – книга содержит ценный исторический материал.

В приложении приводится первоначальный текст Закона о возвращении 1950 года и текст того же закона с поправками. В начале книги ее составитель адвокат Зеэв Фарбер поместил в высшей степени содержательную статью об израильском конституционном праве.

Другое дело, что вопросы, разбираемые в книге, не могут быть окончательно разрешены – в силу парадоксальности самого понятия «еврейство». Впрочем, главное, как известно, процесс, а не результат. Увлекательного чтения!

Юрий Табак

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.