[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2008 ТАМУЗ 5768 – 7(195)

 

ВыбороЧно и интегрированно

 

Бенджамин Натанс

За чертой. Евреи встречаются с позднеимперской Россией.

М.: РОССПЭН, 2007. – 464 с.

Первое, что мы узнаем об этой книге из аннотации, – сколько грантов было получено автором и переводчиком и сколькими премиями была увенчана монография, едва выйдя в свет на языке оригинала. Согласимся, одновременно с любопытством такая информация формирует определенное предубеждение. Однако более близкое знакомство опасения развеивает. Хотя и не сразу.

При беглом просмотре может показаться, что книга бедновата и нудновата. Бедновата, потому что события, о которых идет речь, вроде бы хорошо известны: основная интрига – если применительно к историческим исследованиям позволительно использовать этот термин – вращается вокруг вхождения евреев в российский социум XIX века. К тому же автор сознательно ограничивается лишь несколькими, наиболее показательными, на его взгляд, сферами жизни. Натанс рассказывает о правительственных комитетах и планах аккультурации евреев по российскому образцу, о службе евреев в российской армии и о формировании еврейской общины Санкт-Петербурга, о появлении евреев в российской образовательной и судебной системах.

Ощущение же нудноватости может возникнуть и из-за обилия ссылок, и потому, что автор, избегая всякой беллетризации и надрывности, часто ведет разговор на языке статистики. Однако в этом и заключается главное достоинство монографии. Исследуя исторические процессы или терминологию, мы понимаем, что слова и события сменяются и развиваются не просто так. Но и цифры в статистических отчетах – это тоже «не просто так», и то, что за ними стоит, оказывается не менее захватывающим, чем самое авантюрное повествование. Натанс обнаруживает скрывающийся за сухими и часто неполными данными драматизм, выявляет связь разнородных на первый взгляд явлений, взаимодействие явных и тайных сил, исторических событий, правовых актов, чаяний отдельных социальных групп – и делает это мастерски. Мы действительно начинаем по-новому понимать и оценивать поступки и мысли действующих лиц исторической драмы, узнавая то, что знали они, и словно бы позабыв неизвестные им аспекты. Это позволяет нам разделять их надежды и отчаяние, энтузиазм и скептицизм.

Ограничивая событийную сторону изложения, автор строит повествование не «по фактам», а «по проблемам». Расплывчатую формулу «встреча евреев с Россией» он почти сразу же переформулирует на «политику выборочной интеграции» – именно таким образом евреи должны были войти в российское общество. Так и книга Натанса, выявляя связи и восполняя лакуны, рассказывает о приключениях этой идеи тоже – в хорошем смысле – выборочно и интегрированно.

Михаил Липкин

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.