[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2008 ТАМУЗ 5768 – 7(195)

 

Черные евреи в США

Эдуард Нитобург

Еще в эпоху рабства в США среди чернокожего населения время от времени появлялись религиозные лидеры – «пророки» и «мессии», обещавшие чудесную помощь в борьбе за свободу. А после ликвидации рабства на сельском Юге, где тогда проживало девять десятых всего чернокожего населения, начали возникать во множестве культы и секты, представлявшие собой форму пассивного сопротивления американских негров расистскому угнетению, расовой сегрегации и дискриминации, получившей название системы Джима Кроу (по имени неграмотного чернокожего героя популярной песенки). Основатели новых культов преподносили своим ученикам некую истину, гарантировавшую поверившим в нее «спасение». Тем самым, снимая с души сектанта ощущение бессилия и приниженности и давая ему руководство чуть ли не на все случаи жизни, секта выполняла важную психологическую функцию – избавляла его от мучительного комплекса личной и социальной неполноценности. Кроме того, оказавшись в среде близких по духу и готовых помочь в трудную минуту людей, он ощущал здесь столь необходимое «чувство локтя».

В синагоге  Уэртуорта А. Мэтью.

Особенностью такого рода сект было то, что созданная их основателями мифология обычно опиралась не только на особую религиозную концепцию, но и на длительную и респектабельную политическую историю, придающую ей особое социальное звучание. Понимая, как важны эти два элемента, но не имея возможности просто «изобрести» для афроамериканцев мифологическую прародину и национальную идентичность, основатели сект вынуждены были отождествить их с каким-либо известным народом, угнанным в рабство и потому якобы забывшим о своем древнем происхождении. Поскольку американские негры поколениями жили и воспитывались в атмосфере библейской символики, то история «Б-гоизбранного народа», который за грехи свои обращен был по воле Б-жьей в рабство и угнан на чужбину, а затем, раскаявшись, опять-таки по воле Б-жьей обрел свободу и родину, легко отождествлялась афроамериканцами с их собственной судьбой.

Не случайно поэтому, что уже в XIX веке попытки черных рабов «найти себя как народ» не раз приводили их к сомоотождествлению с древними евреями. Их плантационные песни – спиричуэлс были заполнены библейскими еврейскими именами и географическими названиями (Моисей, Иордан, Иерусалим и др.). После ликвидации рабства, и особенно на рубеже XIX и ХХ веков, с началом становления в южных штатах системы Джима Кроу, среди американских негров появились группы, заявлявшие, что название «негры» было придумано рабовладельцами, которые лишили рабов их подлинной идентификации и религии, навязав им христианство – религию белого человека. На самом же деле они потомки древних евреев и религия их – иудаизм. Так, в 1896 году некий Уильям С. Крауди основал в Канзасе секту «черных евреев» и объяснял своим последователям, что в действительности предками американских негров были «потерянные племена Древнего Израиля». Первые древние евреи, утверждал он, были чернокожими людьми, и лишь впоследствии в результате длительного процесса межрасового смешения появились белые евреи. Члены этой секты праздновали еврейскую Пасху и пользовались еврейским календарем с соответствующими названиями месяцев. Однако многое в их предписаниях и практике было христианским, и секта назвалась «Церковь Бога и Святого Христа». С 1900 года штаб-квартира ее находилась в Филадельфии, а с 1917 года – в Западной Виргинии[1].

К началу первой мировой войны секты «черных евреев» появились в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии, Вашингтоне. Некоторые из них представляли своего рода коммуны, возглавлявшиеся самозваными «пророками». Идеология и ритуалы их варьировались, и нередко христианские верования смешивались в них с иудаистскими, создавая новую синкретическую веру, обычно с африканским оттенком[2].

В период с 1916 по 1981 год только в Гарлеме возникло не менее восьми различных культов «черных евреев». Их исповедовали группы и группки, которые то появлялись, то исчезали. Лидеры этих групп называли себя «раввинами» и принимали еврейские имена (Мордехай Герман, Иши Кауфман, Израэль Бен Йомен, Израэль Бен Ньюмен, Симон Шурц), а в своих учениях использовали и истолковывали по-своему историю и религиозные традиции древних евреев.

Черный раввин на фоне своей синагоги в Бронксе.

Крупнейшая и одна из наиболее известных сект «черных евреев» – «Хранители заповедей Бога живого» – была основана Уэртуортом А. Мэтью. Он прибыл в Нью-Йорк в 1913 году с острова Нэвис в Британской Вест-Индии и первые шесть лет выполнял здесь самую различную работу, в том числе по соседству с синагогами Нижнего Гарлема, где тогда еще жило немало евреев. «Осознав», что он на самом деле еврей, Мэтью стал брать уроки иврита, знакомиться с ритуалами иудаизма и его институтами. Затем он, объявив себя «раввином», основал в 1919 году свою синагогу и секту. В начале 1920-х годов ее якобы посетили члены некой еврейской организации, решившей, что черных сектантов можно считать фалашами – потомками группы эфиопов, чье происхождение восходит к еврейской колонии в Эфиопии, появившейся, согласно легенде, после брака царя Соломона с царицей Савской. В соответствии с этим, Мэтью и его последователи стали теперь называть себя «эфиопскими евреями» – фалашами. «Черный человек, – говорили они, – является евреем потому, что он потомок Авраама по прямой линии». Все библейские патриархи также были черными, и поэтому все подлинные евреи – черные[3].

В 1920-х годах секта выросла до 500 человек, но в период экономического кризиса 1929–1933 годов влачила довольно жалкое существование. Однако Мэтью сумел вскоре привлечь новых последователей; он кодифицировал основные постулаты культа в виде «Двенадцати принципов доктрин Израиля с доказательствами из Священного Писания» и в конце 1930-х годов опубликовал их в «Книге собраний Хранителей заповеди», включавшей также учебный план колледжа по подготовке раввинов и «Антропологию эфиопских евреев». Богослужение в секте представляло собой синкретическую смесь различных религиозных и культурных форм, существовавших в черных гетто[4]. В интервью социологу Г. Бротцу в 1950-х годах Мэтью так изложил свою доктрину: «В эпоху рабовладения у рабов отняли единственное, что они имели, – наше имя, религию и науку и навязали христианство, чтобы сделать их более послушными. Слово “негр” является символом рабства и происходит от испанского слова “нигер”, означающего черную вещь. Поэтому те, кто идентифицирует себя с неграми, отождествляют себя с черными вещами, а не с человеческими существами… Все так называемые негры являются потерянной овцой Дома Израиля, что может быть подтверждено Священным Писанием. Яаков был черным человеком...» Убежденные в том, что культурное наследие фалашей было их наследием, «черные евреи» Мэтью придерживались целого ряда ритуалов и предписаний иудаизма. Они наладили эффективную систему экономической взаимопомощи, и к 1943 году секта владела более чем 50 заведениями мелкого бизнеса. Характерно, однако, что «черные евреи» патронировали магазины, принадлежавшие не только членам секты, но и белым евреям, и относились к ним, в отличие от многих обитателей черных гетто, вполне дружелюбно. В 1950-х годах 70% членов секты представляли выходцы из Вест-Индии, в большинстве своем женщины, часто малограмотные и не имевшие достаточной квалификации, занятые в домашнем услужении, легкой промышленности, ремонтных мастерских. Имелись среди членов секты и владельцы мелких лавок. В Гарлеме «черные евреи» были на хорошем счету у полиции и считались «хорошими работниками»[5].

Другой из сравнительно крупных групп «черных евреев» в период между двумя мировыми войнами была секта «Церковь Бога» в Филадельфии, руководимая Ф. С. Черри. Уроженец Юга, он в молодости был матросом и повидал разные страны; позже, будучи железнодорожником, ездил по США, пока однажды Бог не поручил ему стать «пророком» и основать церковь. Подобно Мэтью, Черри приобрел некоторые познания в иврите и в иудаизме и тоже утверждал, что Бог – черный, что Ной и его сыновья Шем, Яфет, Хам, библейские патриархи и «Б-гоизбранный» народ Израиля – все были чернокожими людьми. Поэтому потомками подлинных израэлитов являются те, кого белые назвали «неграми», а так называемые белые евреи просто обманщики. Так же, впрочем, как и христиане, утверждающие, что Иисус Христос был белым, тогда как в действительности он был чернокожим.

Но, в отличие от Мэтью, Черри отрицал, что «черные евреи» являются эфиопами, или фалашами. Во время богослужения он, например, восклицал: «Иисус Христос был черным человеком, и я предлагаю полторы тысячи долларов наличными любому, кто сможет воспроизвести достоверный облик Иисуса Христа и доказать, что я не прав!» При этом он размахивал портретом белого Христа и вопрошал: «Кто это, дьявол побери? Никто не знает! Они говорят, что это Иисус. Это гнусная ложь»[6].

Молитвенный дом «Церкви Бога» освещался масляными лампами, привезенными якобы из Палестины, а на стенах его рядом с изречениями на иврите висели старинные мечи. «Священной Библией» секты Черри называл Талмуд, хотя изучение талмудического текста среди членов секты не практиковалось. Проповедь и молитва время от времени перемежались пением религиозных гимнов в сопровождении оркестра, состоящего из тамбуринов, барабанов, кастаньет, гитар[7].

Юное поколение черных евреев.

В Вашингтоне и Бельвилле (Западная Виргиния) в 60-х и 70-х годах XX века продолжала функционировать основанная еще У. С. Крауди «Церковь Бога и Святого Христа». Как и руководимая Черри «Церковь Бога», она заметно отличалась от более последовательного иудаизма Хранителей заповеди У. А. Мэтью. В Бельвилле последователи Крауди имели общую ферму, свою школу, торговые и другие заведения[8].

Независимо от, зачастую, весьма серьезных различий, общей чертой богослужения, характерной для всех групп «черных евреев», являлись строгость и размеренность, отсутствие исступления и экстаза. Обычно богослужение проводилось регулярно по вечерам в пятницу и субботу. Хотя «черные евреи» предпочитали оставаться «вне политики», они поддерживали связь с некоторыми местными еврейскими религиозными организациями. Отвергая образ жизни деморализованных низов темнокожего населения, они возлагали вину за его положение на белое общество. Отказ от догматического христианства – религии белого человека – и утверждение своей синкретической системы верований, включавшей в той или иной степени элементы иудаизма, различных христианских конфессий и пережитков африканского культового наследия, давали «черным евреям» определенное чувство превосходства в мире, где афроамериканцы продолжали подвергаться расовой дискриминации и унижениям. Они считали, что вернули себе подлинное имя, идентификацию, язык и таким образом сами освободили себя.

Тем не менее трудности в отношениях с остальными афроамериканцами, так же как и психологические различия с белыми евреями, объективно способствовали изоляции «черных евреев» и стремлению части из них к бегству от американского общества. Во всяком случае, осенью 1967 года более 170 «черных евреев» уехали из США и поселились в Либерии, откуда в 1969 году около половины их под руководством бывшего водителя грузовика из Чикаго Бена Картера, переименовавшего себя в Бен-Амми, перебрались в Израиль. Расселили их в пустыне Негев в городах Димона и Арад вместе с выходцами из стран Северной Африки, Индии и Грузии.

Работали «черные евреи» в строительстве, текстильной и кожевенной промышленности. Главарь группы Бен-Амми именовал себя «Принцем мира». Однако и в Израиле «черные евреи» оказались в такой ситуации, что уже в августе 1971 года Бен-Амми Картер на созванной им пресс-конференции заявил, что в сфере найма на работу и жилья в отношении их проводится «политика Джима Кроу, подобная той, которую мы испытали» в США. В 1972 году дело дошло до столкновения между «черными евреями» и другими израильтянами и обострения отношений с властями, запретившими въезд в страну «черных евреев» из США. Все же в 1970-х – начале 1980-х годов некоторым из них удавалось поселиться в Израиле[9].

К концу XX века численность «черных евреев» в США составляла от 25 тыс. до 30 тыс. человек. Многие из них по-прежнему придают большое значение еврейскому аспекту своей этнокультурной идентичности, однако молодое поколение все чаще связывает свои интересы и надежды с движением афроамериканцев за равные гражданские права[10].

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1] Clark E.T. The small sects in America. Nashville, 1949. P. 189–190.

[2] Weisbord R., Kazarian R. Israel in Black American perspective. Westport, 1985. P. 64–65; Simpson G. Black religiond of the New World. N. Y., 1978. P. 268–289.

 

[3] Brotz H. The Black Jews of Harlem. Negro nationalism and the dilemmas of Negro leadership. N. Y., 1970. P. 15–49; Ottley B. New World A-Coming. Inside Black America. Boston, 1943. P. 143–144.

[4] The Black Church in America. N. Y., 1971. P. 199–202.

[5] Ibid. P. 201, 203, 207.

[6] Fouset A. Black gods of the metropolis. Philadelphia, 1944. P. 34.

[7] Ibid.

[8] Brotz. P. 9; Washington J. Black sects and cults. N. Y., 1973. P. 132–133.

[9] Lincoln S. Race, religion. Continuing American dilemma. N. Y., 1984. P. 174–175; Weisbord R., Kazarian R. P. 62–70, 86–89.

[10] Simpson G. P. 270.