[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2008 ЭЛУЛ 5768 – 9(197)

 

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ

Файтл Левин

Какого врача можно назвать мудрым?

Такого, который умеет предохранить

своего пациента от заболевания.

Тот же, кто не умеет делать это, –

хоть он и лечит, – не мудрый врач.

Сефер хасидим, 592

 

Итак, мы знаем, что любые действия, оказывающие отрицательное воздействие на организм человека, запрещены Алахой. При этом неважно, сказывается ли это воздействие немедленно или спустя какое-то время – даже довольно долгое. Но связана ли с этим необходимость принимать меры для защиты и укрепления здоровья человека? Означает ли это, что если я, к примеру, подвергаюсь перегрузкам, то, согласно Алахе, обязан оставить работу? Но может ли пойти на это каждый человек – даже ради такой заманчивой цели, как обретение прекрасного самочувствия и крепкого здоровья? Прав или неправ тот, кто, оказавшись в положении, подобном моему, постарается не причинять дальнейшего ущерба своему здоровью, но и не предпримет никаких мер для улучшения своего состояния, всецело полагаясь на волю Б-жью?

Защита и укрепление здоровьЯ

Представляется, однако, что в соответствии с фундаментальными законами Алахи и решениями, вынесенными авторитетными раввинами в тех случаях, которые могут рассматриваться как прецеденты, незачем сомневаться: каждый человек обязан принимать меры для того, чтобы сохранить, защитить и укрепить свое здоровье.

Во-первых, одна из заповедей Торы предписывает обносить оградой крышу дома, чтобы предотвратить опасность для жизни человека, стоящего там: «Когда построишь ты новый дом, то сделаешь ограду для твоей крыши – и не запятнаешь кровью твой дом, если упадет с него кто-либо» (Дварим, 22:8). Мудрецы Талмуда (см. Бава кама, 15б) говорят, что запрет «пятнать кровью свой дом» не сводится только к необходимости предотвратить падение с крыши, но распространяется и на многие случаи, угрожающие жизни и здоровью другого человека. Например, на этом основании запрещается держать у себя злую собаку или подниматься по неустойчивой, расшатанной лестнице.

Во-вторых, существует предписание Алахи (см. Шульхан арух, Йоре деа, 116:5) покидать свой город, если в нем вспыхнула эпидемия. В современных условиях это требование актуально и в тех случаях, когда необходимо принять меры для того, чтобы предохранить себя от таких распространенных ныне заболеваний, как стенокардия и рак, покинув неблагополучные районы.

В-третьих, среди обязанностей отца по отношению к сыну Алаха упоминает о том, что отец должен научить его плавать (Кидушин, 29а). И это предписание следует трактовать более широко: как требование подготовить сына к различным жизненным ситуациям – в том числе и таким, которые могут привести к трагическим последствиям.

В-четвертых, приведем талмудическую интерпретацию стиха Торы о сотворении человека: «...и стал человек существом живым» (Берешит, 2:7). Предложено слегка изменить огласовку последнего слова, и тогда эта фраза получит такой смысл: «И стал человек существом – оживляй его!» (Таанит, 22б). То есть принимай меры для поддержания жизни и укрепления ее в человеке!

В-пятых, упомянем ставшее классическим постановление Рамбама; возможно, оно наиболее важно для обсуждаемой проблемы: «Поскольку сохранение тела здоровым и совершенным – один из путей <служения> Всевышнему (ибо невозможно человеку понять или усвоить что бы то ни было из знаний о Творце, будучи больным), человек обязан отдаляться от всего, что губит его тело, и вести себя таким образом, который способствует укреплению и восстановлению здоровья» (Законы деот, 4:1). И далее Рамбам дает длинный список указаний и рекомендаций по поводу диеты, сна, ухода за телом и т. п.

В-шестых, обсуждая проблемы нарушения субботы ради ухода за больными, выдающийся современный авторитет Алахи рабби Шломо-Залман Ойербах указывает: если своевременно принять меры, предотвращающие ухудшение самочувствия больного, это устранит необходимость часто нарушать субботу. «Почему мы должны ждать, пока он станет совсем больным, если можем это предотвратить?!» – восклицает он (см.: Нишмат Авраам, 328:3).

Что же касается «полной покорности воле Б-жьей», исключающей приложение усилий ради укрепления своего здоровья и улучшения самочувствия, то правда заключается в следующем: точно так же, как Алаха велит принимать любые меры во имя спасения жизни человека, она предписывает совершать определенные действия для того, чтобы подобная опасность не возникала. Обратим внимание и на то, как сурово критикует Рамбан больных, отказывающихся от необходимой им врачебной помощи (см. Торат адам, Шаар а-сакана). Он категорически отвергает такой аргумент: «Это Всевышний сделал меня больным – как же я могу вылечить самого себя?» Авторы комментария Тосафот, толкуя некое положение в Талмуде, пишут, что такая позиция равносильна самоубийству.

Семь указанных пунктов не оставляют сомнения в том, что Алаха настоятельно требует принимать конкретные меры для защиты и укрепления здоровья. Сейчас ясно, что спектр этих мер весьма обширен: от превентивной операции (на проведении которой настаивают, по крайней мере, три врача-специалиста) до соблюдения диеты и регулярных физических упражнений (с четким сознанием того, что <как пишет Нишмат адам> все это делается «во имя Небес», то есть для того, чтобы устранить помехи, мешающие служить Всевышнему). Чистить зубы совсем просто, но и это занятие входит сюда.

 

СовременнаЯ дилемма: вредно или полезно?

Правильно ли, с точки зрения Алахи, поступают те, кто отказывается от кофе, сахара и соли, кто проходит дорогостоящие исследования, выявляющие аллергическую реакцию организма на самые различные продукты, а затем или ограничивают себя в них, или потребляют их с опаской? А что сказать о тех, кто внимательно изучает списки витаминов и минералов, якобы представляющих собой необходимые ежедневные добавки к рациону, а затем «до краев» накачивает себя ими?

Сделаем сначала небольшой обзор распространенных ныне взглядов на все это, а затем обратимся к алахическим источникам.

Считается, что соль способствует повышению кровяного давления и даже вызывает сыпь и прыщи на коже. Полагают, будто кофе выводит из организма витамин «В» и провоцирует рак (не дай Б-г). Но самое большое количество «грехов» приписывают сахару: не говоря уже о том, что он портит зубы, его потребление чревато опасностью анемии и сахарного диабета; из-за сахара происходят резкие перепады кровяного давления, провоцирующие вспышки агрессивности, а затем приступы депрессии... Автор некоторых наиболее популярных ныне книжек об охране здоровья приравнивает сахар (по степени угрозы человеческой жизни) к... опасной бритве, газу и даже к ружью![1]

Теперь о витаминах. Витамин «А» необходим для укрепления иммунитета, костей и зубов и, конечно, для нормального зрения. Витамин «В» помогает избавляться от стрессов и ощущения дискомфорта, столь частых в условиях нашей жизни. А витамин «С» совершает чудеса, излечивая без вредных побочных эффектов почти все заболевания – и в первую очередь простуду. И так далее, в том же духе – об остальных витаминах...

Тем не менее, открыв другую книжку, вы прочитаете, например, такую сентенцию: «Соль – одна из самых необходимых составных частей каждой нормальной диеты». Или: «Ограничение в потреблении соли приводит к совершенно ненужным сложностям и даже к известному риску». Если кофе и провоцирует онкологические заболевания, то лишь при наличии иных, более действенных факторов[2]. Хлеб из цельной муки вызывает такое же повышение кровяного давления, как аналогичное количество сахара[3].

Что же касается ежедневной витаминной добавки к рациону, то неприятности, вызываемые ее большими дозами, начинаются именно с витамина «А»: тут и экзема, и облысение, и костные опухоли, и геморрой, и разрушение печени, и... смерть. Отдельные виды витамина «В» препятствуют нормальному свертыванию крови. А неумеренное потребление витамина «С» приводит к образованию камней в почках и тромбов в кровеносных сосудах. И, кроме всего прочего, постоянное приобретение витаминных добавок слишком заметно ударяет по карману даже тех, у кого достаточно средств, чтобы соблюдать прекрасно сбалансированную диету.

Что же делать бедному читателю? Исполнять все, что ему советуют? Но это же невозможно! Допустим, если он принимает витамин «А», зрение его улучшится – но вдруг этот витамин приведет к летальному исходу?! А может быть, есть все, но сдабривая крупицей соли?..

Наверное, лучше всего – проконсультироваться с врачом. Но после этого вы отправитесь в специализированный магазин и выйдете из него... совсем сбитым с толку. Ведь не раз случается и такое: врача упрекают в некомпетентности, не стесняясь в выражениях, лишь потому, что продавец магазина натуральных продуктов нашел убедительные аргументы, опровергающие его советы!

Да, беспристрастному наблюдателю ситуация вовсе не кажется простой. Но она представится еще более сложной, если рассматривать ее с точки зрения Алахи.

Алаха предлагает несколько критериев для того, чтобы выбрать врача (Шульхан арух, Йоре деа, гл. 33б). Во-первых – и это совершенно очевидно, – он должен быть специалистом в своей области. Чем выше его профессионализм, тем больше у него прав заниматься медицинской практикой. Пользуясь услугами настоящего специалиста, не обязательно советоваться с другими докторами. Во-вторых, врач, в принципе, должен получить от раввинского юридического органа (бейт дина) разрешение практиковать. По мнению авторитетов последних столетий, врач, имеющий диплом, удовлетворяет обоим этим требованиям или, по крайней мере, первому из них.

Однако есть страны, где диетологи получают специальный диплом, соответствующий их собственной системе определения степени профессиональной подготовленности. Тем не менее с точки зрения Алахи нельзя отказываться от услуг диетолога, не имеющего диплома. Если он пользуется авторитетом у многих специалистов в этой области, это дает основания относиться к нему так же, как к дипломированному врачу.

Итак, проблема состоит в следующем. Мы знаем, что Алаха запрещает действия, способные нанести ущерб здоровью, и предписывает эффективные меры для его укрепления и улучшения самочувствия. Однако, когда дело доходит до претворения этих принципов на практике, часто возникает множество неясностей. Очень простой пример: что я делаю, когда кладу в кофе лишнюю ложечку сахара или принимаю дополнительную дозу витамина, – осуществляю предписание беречь свое здоровье или, напротив, нарушаю запрет вредить ему?

 

Общие указаниЯ Алахи

Вероятно, то, что изложено в следующих четырех параграфах, можно интерпретировать как указания, предлагающие правильное решение названной проблемы.

1. То, с чем все, в принципе, согласны.

К этому кругу тем принадлежит, например, вопрос о курении (см. нашу статью в журнале «Лехаим», № 5, 2008); сейчас единогласно признано, что оно вредит здоровью. Точно так же все признают, что диета и физические упражнения необходимы для людей, склонных к полноте, и относят то и другое к числу мер, чрезвычайно полезных для здоровья. Что касается диеты, рекомендуемой всем, поскольку она вполне соответствует требованиям Алахи, приведем девять принципов, разработанных австралийским Министерством здравоохранения (они, кстати, получили одобрение авторитетных раввинов).

1) Стремиться разнообразить пищу.

2) Следить за своим весом и принимать меры, препятствующие его увеличению.

3) Ограничивать себя в жирной пище.

4) Уменьшить потребление сахара.

5) Ограничивать себя в потреблении алкоголя.

6) Увеличить потребление фруктов, овощей и злаков.

7) Свести к минимуму потребление пищи, содержащей натрий.

8) Совершать как можно больше водных процедур.

9) Поощрять кормление младенцев грудью.

И заметим, следуя этим девяти пунктам, человек будет обеспечен вполне достаточной для него ежедневной дозой витаминов и минералов.

2. «Охраняет глупых Г-сподь» (Теилим, 11б:6).

С точки зрения Алахи человек вправе не обращать внимания на те положения, которые служат предметом дискуссии между различными школами.

Чтобы объяснить это, зададим вопрос: почему обычно медики особо отмечают случаи, когда кто-то, потребляя слишком много кофе, вредит своему здоровью, и, напротив, склонны не замечать примеров, когда человек, принимая много витаминов, прекрасно чувствует себя? Ответим на этот вопрос так: если бы соотношение между потреблением продукта и его воздействием на здоровье потребителя могло быть выражено математически, все признали бы, что этот продукт полезен или, наоборот, вреден. Однако до тех пор, пока это не сделано, влияние того или иного продукта на здоровье человека диетологи определяют по известному им большинству случаев, и поэтому врачи-специалисты не придают особого значения их мнению или вообще игнорируют его.

Вот почему в тех случаях, когда врачи и диетологи не приходят к общему мнению, люди действуют по принципу «охраняет глупых Г-сподь», то есть потребляют все, что не причиняет очевидного вреда, полагаясь на Б-жественное Провидение.

3. Но быть осмотрительным!

Но, и уповая на защиту Всевышнего, нельзя поступать безрассудно. Конечно, «охраняет глупых Г-сподь», однако Алаха вовсе не считает кощунством, если человек вместе с тем принимает меры, чтобы сохранить свое здоровье (Шульхан арух, Йоре деа, гл. 262). Напротив, по Алахе, подобные действия весьма желательны.

4. Ориентация на обе школы.

Если человек убежден, что на него весьма положительно влияет прием больших доз витаминов и воздержание от употребления соли и сахара (а именно это и есть предмет раздора между двумя школами), он может придерживаться такого режима лишь при условии, что и врач-специалист, и диетолог санкционируют его. А для этого необходимо находиться под постоянным наблюдением обоих врачей или только одного, но хорошо знакомого с принципами альтернативной школы.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1] Adelle Davis, Let’s Eat Well to Keep Fit.

[2] Newsweek, 1984.

[3] Sugar Industry advertisement.