[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2008 ХЕШВАН 5769 - 11(199)

 

КАЗАНСКОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ

Илья Карпенко

Празднуя тысячелетие Казани, в Татарии восхищались новой мечетью Кул-Шариф, радовались отреставрированному Кремлю, отмечали достижения и подводили итоги. В том числе итоги дружбы между народами, населяющими один из самых динамично развивающихся регионов России. Оказалось, дружить выгодно! И очень приятно… В этом убедились и мы, побывав в Казани.

 

По одной из многочисленных легенд, название города Казань возникло от тюркского слова «казан» – «котел».

 

Казань, Казань, татарская столица,

   предположить ты даже не могла,

       как накрепко Россия настоится

       под крышкою бурлящего котла.

(Евгений Евтушенко.

«Казанский университет».)

Почтенный возраст Казани, честно говоря, неощутим – город современный, большой, деловой, совсем не располагает ни к сантиментам, ни к ностальгическим аллюзиям. Единственное место, где ощущаешь древнюю историю города, находится на территории казанского Кремля. Рядом с резиденцией президента Татарстана расположена древняя башня Сююмбике. Она – «родственница» Пизанской: отклонена на 1,7 метра в сторону… Однако мы не будем разглашать направление ее крена во избежание скоропалительных и необоснованных политических выводов!

Восточный колорит придают городу симметричные шпили четырех минаретов главной мечети Кул-Шариф. Величавая красавица была воздвигнута на территории казанского Кремля к юбилею – вместо Соборной мечети, разрушенной в 1552 году. О том, что республика по преимуществу мусульманская, напоминают еще пара десятков казанских мечетей. Правда, в Кремле расположен и православный храм. Есть в городе и кирха, а 29 августа этого года прибывший из Ватикана кардинал освятил новый костел. Абсолютная толерантность… Что же до синагоги, то ей мы уделим особое внимание.

 

ПекарнЯ умов

Евгений Евтушенко писал: «Казань – пекарня душная умов». Такое ощущение, что все здесь поголовно, от мала до велика, учатся с утра до вечера. А особенно – казанские евреи. И не только учатся, но и учат. Знакомьтесь: наши доброжелательные и всезнающие гиды Михаил Бунимович и Борис Русс. Михаил – потомок кантониста, историк и краевед, успешно преподает иудаику в казанской школе «ОРТ-Мишпахтейну», читает лекции по иудаике на семинарах в Хабаровске и Одессе, Туапсе и Калининграде. Борис – физик, окончил Казанский университет и продолжает трудиться в alma mater, но на биофаке.

…Мы стоим перед громадой главного корпуса Казанского университета. «Я вижу дом, где Ленин жил…» Тьфу ты, не жил, а учился!.. Правда, недолго – в декабре 1887­го он попросил самого себя из университета «изъять». Так и написал:

 

Его Превосходительству господину Ректору <…> Имею честь покорнейше просить <…> сделать надлежащее распоряжение об изъятии меня из числа студентов <…> Студент 1­го семестра юридического факультета Владимир Ульянов.

Здание еврейского общинного центра.

В сопровождении Бориса и Михаила мы шествуем (по столь величественным залам можно только шествовать!) по парадной части одного из старейших в России университетов, основанного Александром I в 1804 году.

Какие имена! Николай Лобачевский, Александр Бутлеров, Петр Лесгафт, Иван Бодуэн де Куртенэ, Павел Мельников-Печерский, Лев Толстой, Велимир Хлебников, Семен Альтшулер, Афанасий Щапов…

Оказывается, среди ректоров КГУ таки были и «наши люди»! Носон-Бер Векслин, профессор кафедры экономической географии, возглавлял вуз с 1931 по 1935 год. Член оргкомитета Всесоюзного географического общества, замнаркома просвещения Татарской ССР (1926–1929), составитель административной карты республики (1930), автор многих работ по экономической географии Татарии. Судьба профессора Векслина, увы, печальна: он был арестован в 1937­м, в 1942­м умер в норильском лагере…

Актовый зал в главном корпусе отреставрировали, воссоздали даже оригинальный рисунок обоев. Три роскошные люстры, в центре зала – парадный портрет императора Александра I, по боковой стене – портреты выдающихся людей КГУ. В первом ряду  два массивных кресла: императорское и губернаторское. Далее – ряды кресел для профессуры, для господ студентов – венские стулья.

Руководил реставрационными работами и создавал мемориальный комплекс университета доктор наук, профессор Григорий Наумович Вульфсон (1920–2002) – замечательный ученый-историк, блестящий лектор, крупнейший в Казани коллекционер предметов старины.

…И еще одна увлекательная экскурсия по Казани студенческой. Мы – в Академии управления ТИСБИ, самом современном и передовом, как утверждают, вузе региона. Он был основан 17 лет назад, и аббревиатура – его первоначальное название: Татарский институт содействия бизнесу. Но сегодня вуз «перерос сам себя». В чем же его неповторимость?

Студенты и аспиранты ТИСБИ – а их теперь более 6 тыс. – занимаются по гражданско-правовым, международно-правовым и уголовно-правовым направлениям, филиалы вуза открыты в Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и распространяют «бациллу знаний» на весь обширный регион.

А главная «бациллоносительница» – ректор ТИСБИ Нэлла Матвеевна Прусс: заслуженный работник высшей школы, профессор, академик РАГН, завкафедрой, член Европейского Совета по высшему образованию и Союза женщин-предпринимателей РТ и тоже «наш человек»… Она не только увлеченный педагог, энергичный и креативный руководитель, но умная и обаятельная женщина. И несомненно, именно стараниями Нэллы Матвеевны созданная ею же академия стала вузом высочайшего класса.

Чего только нет в современных и уютных стенах ТИСБИ! Информационно-аналитический центр, богатая библиотека с просторным читальным залом, рекреационная зона, хореографический и тренажерный залы.

А в одной из аудиторий словно поработала… «машина времени»! Дамы в кринолинах и кружевах; кавалеры в треуголках, камзолах, с пышными жабо на груди… Ничего удивительного, объясняет Нэлла Матвеевна. Это обучающий театр – ролевые игры по отечественной истории. Проводятся в ТИСБИ и костюмированные празднества, и «Петровские ассамблеи», работают Театр танца и разнообразные кружки. А сколько конкурсов!

ТИСБИ уникален еще и тем, что здесь безвозмездно обучаются инвалиды. Основной «профиль» вуза – глухие и слабослышащие (хотя здесь учатся и инвалиды-колясочники). Академия входит во всемирную сеть «PEN-international», возглавляемую Аланом Гурвицем.

«Основа основ для нас – высокое качество образования», – говорит Нэлла Прусс. И сегодня это качество признано на самом высоком уровне. Наверное, ни в Казани, ни во всем Татарстане нет такой организации, где бы не трудились выпускники академии.

В университете.

 

ИсториЯ евреев Казани

Еще один юбилей, правда, более скромный по сравнению с тысячелетием города – 110 лет со дня учреждения еврейской общины Казани – отпраздновали не так давно в Еврейском общинном центре по улице Профсоюзной, 15.

Это здание в 1929­м Советы отобрали и разграбили. Потом устроили в нем Дом учителя. С годами оно превратилось в натуральную трущобу. В 1996 году власти Татарии и Казани возвратили здание общине. Евреи его реконструировали, приспособили под свои нужды, и сегодня оно живет полной жизнью.

Тогда, в конце 1990­х, «поднять» этот еврейский Дом помогли многие люди и организации: «Джойнт», фонд «Ор Авнер», семья Рор из США, РЕК, члены общины – Сонц, Скоблионок, Вельдер, Котляревский, Штейнберг, Тетруашвили, Горлик, Плинер и другие. И даже… имам-хатыб мечети «Нурулла» Габдулла хазрат Набиуллин! Причем, вспоминает раввин Татарии Ицхак Горелик, имам-хатыб был первым, кто пришел и предложил помощь. В этом и состоит специфика региона: здесь все помогают всем. Когда католики начали строить костел, деньги тоже давали представители всех конфессий.

На верхнем этаже общинного центра расположился Музей еврейской общины Казани. Фотографии, предметы быта, молитвенные принадлежности и даже манекены в традиционной хасидской одежде – живая память ушедших эпох. Здесь же хранится история общины в документах: копии всех архивных бумаг. Все сделано со вкусом и большой любовью.

Ирина Шамсутдинова, смотритель музея, рассказывает, что первые евреи Казани были кантонистами, в городе они появились в конце 1820­х, когда здесь был учрежден их батальон. К середине 1840­х число евреев достигло нескольких десятков. Судьба их была отнюдь не легкой.

 

Прибавление к Казанскому вестнику № 35. Суббота, Августа 31­го дня 1829 года.

ВНУТРЕННИЕ ИЗВЕСТИЯ. Казань. 21 ч. сего месяца в церкви Воздвижения Честного Креста был совершен обряд крещения двадцати Кантонистов из Евреев …

 

Известно, что в 1845 году на территории казанского Кремля, в Благовещенском соборе состоялось массовое обращение евреев в христианство (в фондах Национального музея РТ хранится картина неизвестного художника «Крещение евреев в Казани»).

 

Однажды я сам видел бывшего кантониста. <…> Я запомнил рассказы старика о том, как жестоко их, детей, мучили: приводили в баню, раздевали, ставили босиком на раскаленный горох, избивали. Не все могли выдержать пытки и соглашались креститься.

(Рав Ицхак Зильбер.

«Чтобы ты остался евреем».)

 

И. Шамсутдинова в еврейском музее.

Известен случай, когда двое кантонистов утопились в реке при массовом крещении. Этот факт породил популярное еврейское предание о том, что возле города Казани, на Волге, в присутствии царя Николая I при массовом насильственном крещении все дети-кантонисты дружно прыгнули в реку и добровольно расстались с жизнью…

Но предание преданием, а в Национальном архиве РТ сохранились списки (а в музее общины – их копии) евреев, обращенных в христианство.

«Именно поэтому в Казани насчитывалось немало евреев, носивших русские фамилии, – говорит Ирина Шамсутдинова. – Но многие кантонисты и после вынужденного принятия православия тайно придерживались веры отцов».

В 1847 году солдаты-евреи получили право на исполнение религиозных обрядов: согласно установлению, это происходило «там, где <…> начальство дозволяет им собираться для молитвы <…> под наблюдением одного надежного товарища, избранного ими для исполнения должности раввина».

Активный рост еврейского населения Казани начался после решения Госсовета 1865 года и указа Александра II от 1867 года, по которым квалифицированным ремесленникам и купцам разрешалось жить вне черты оседлости, а отставным кантонистам – в любых городах Российской империи. При Александре II евреев стали допускать к поступлению в вузы, разрешили открывать частные практики.

К 1865 году в Казани насчитывалось более 300 иудеев. В 1867–1875 годах молитвенные собрания проходили в домах купцов Ульяновых и Заусайловых, а в должности раввина состоял Залман Симановский. В 1889 году в городе жили 1972 еврея иудейского вероисповедания. А также 472 – православного вероисповедания, все – бывшие кантонисты либо их потомки. В 1893 году, согласно Брокгаузу и Ефрону, в Казанской губернии (большинство – в столице края) проживало уже 2807 евреев, «в том числе крещеных – 440».

Казанский историк М. Пинегин в книге «Казань в ее прошлом и настоящем» (1890) упоминал две иудейские молельни в городе: первая – молельня «ашкиназим» в доме Ульянова на Булаке; вторая – «хасидим» в доме Садовского на Московской улице. Выборным духовным раввином (а также резником) был Гершон Менделевич Кассиль.

Из-за отсутствия казенного раввина до второй половины 1890­х иудейская община Казани не имела «официального статуса», что создавало множество затруднений как для евреев, так и для местных властей. «Легальное» учреждение иудейской общины состоялось только в 1897 году, когда было получено официальное разрешение устроить «молитвенный дом с хозяйственным при нем Правлением».

В марте 1897 года в помещении Казанской городской думы состоялись выборы членов и кандидатов в члены правления. Официальным главой общины – казенным общественным раввином – был избран агент Александровского сахарного товарищества инженер-механик Эдуард Тицнер. Первым председателем хозяйственного правления стал Арон Израилевич Ратнер, которого вскоре сменил Абрам Залманович Персон, занимавший эту должность до 1917 года. Большую роль в общине играл Наум Циммерлинг – казначей общины и староста молельного дома.

Как известно, с началом первой мировой войны последовала массовая эвакуация евреев из прифронтовой полосы, и всего через полтора года, в декабре 1915­го, в Казани жили уже 550 еврейских семей.

 

Под предлогом нелояльности евреев царское правительство очистило от еврейского населения пограничную зону. <…> Это было ужасно. Всех подряд загнали в вагоны: больных и здоровых, старых и малых, нормальных и сумасшедших – и отправили в неизвестность. <…> Казань была забита еврейскими беженцами.

(Рав Ицхак Зильбер.

«Чтобы ты остался евреем».)

 

К 1917 году число евреев только в самой Казани превысило 3 тыс. человек. Однако средств на возведение собственной молельни у общины недоставало, и с 1897 по 1912 год помещение арендовали. Затем, после долгих поисков, в марте 1913­го под строительство молельного дома был определен участок на Малой Проломной улице с двухэтажным жилым домом на нем.

Эта земля находилась в самом центре города, недалеко от Кремля, а потому казанским евреям не разрешили возводить «полноценную» синагогу – только молельный дом, внешне ничем не отличавшийся от окружающей застройки: без куполов, башен, эмблем и тому подобного. Строительство тщательно контролировалось властями. Открытие Казанского еврейского молельного дома состоялось 12 марта 1915 года.

Итак, казанская синагога изначально находилась по тому же адресу, куда и вернулась в 1996 году. Кстати сказать, и сегодня Дом собраний казанских евреев на синагогу внешне не похож. Это большой, красивый, уютный еврейский Дом, о котором здесь говорят так:

 

Синагога – гордость казанской общины, ее нелегкая история расставания с еврейством и счастливое возвращение к истокам, наш Дом общения, благотворительности и веры.

 

Еврейские раритеты

Свои раритеты есть и у раввина Горелика. Со времени своего приезда в Казань в качестве посланника Любавичского Ребе он усердно собирает все, что относится к истории местной общины и евреев Татарии. Благодаря его заботам музей общины пополнился новыми ценными экспонатами.

А кое-что рав Ицхак в музей пока не передал, хранит дома. Вот фибровый чемодан – настолько старый, что утратил свой первоначальный, теперь уже неопределимый цвет. Когда-то он принадлежал последнему казанскому раввину Алтеру Столову, чудом уцелел и был передан его родственниками раввину Горелику, в 1997 году приехавшему в Казань с женой Ханой.

Рав Ицхак открывает сокровище, и перед нами, как в волшебном сеансе мага – повелителя времени, предстают удивительные вещи: серебряный кульмус – указка для чтения Торы; нож для шхиты, для резки баранов; документы о продаже квасного (хамец).

Здесь же – телеграмма с благодарностью раву Алтеру... от Сталина! Оказывается, во время войны казанские евреи всей общиной собрали деньги для Красной Армии.

И еще один интереснейший документ:

 

В Казани был и другой раввин, все звали его Тула-рав – «раввин из Тулы», – неофициальный, но все к нему относились с большим уважением. Его имя – Мойше-Аарон Пиантак. Вот его смиха о сдаче экзамена на звание раввина.

 

Раввин Горелик рассказывает о знаменитой казанской семье Зильбер, о раввинах – отце и сыне. Рав Бенцион Зильбер (Циюни) до 1929 года был раввином казанской синагоги, умер в 1930­х годах. Его сын, Ицхак Зильбер, родился в Казани в 1917 году, с отличием окончил Казанский университет, стал известным математиком, преподавал, выпустил книгу бесценных воспоминаний.

 

Я уверен, что если бы взяли чистых ангелов, и спустили их в этот мир в семнадцатом году, и дали им пережить революцию, Петлюру и Деникина, Махно и Колчака, гражданскую войну<…> и коллективизацию<…> и первые действия новой власти<…> и репрессии тридцать седьмого года, а потом еще гитлеровскую оккупацию<…> голод в Ленинграде, а после войны – процесс врачей, – так я уверен, что от этих ангелов ничего бы не осталось. А в России, несмотря ни на что, все-таки нашлись евреи…

(Рав Ицхак Зильбер. «Чтобы ты остался евреем».)

 

И еще один раритет мы увидели в обычной казанской квартире.

Илья Мазо по профессии строитель, не так давно вернулся из Израиля, где прожил ни много ни мало 12 лет, с 1990­го по 2002­й. Вернулся, как объясняют друзья Ильи, потому что понял: «Люди приезжают туда не для того, чтобы строить Государство Израиль и вести еврейский образ жизни». Но сам Мазо предпочитает свою «ре-репатриацию» не комментировать…

На стене – фотография седобородого старца с проницательными грустными глазами, в «балабатише ярмолке»[1]. Это прадед Ильи, Шимон Мазо: «Он был хасидом. Не работал, только занимался изучением Торы, до самой старости…»

На полке – старинный сидур, молитвенник деда Аарона. Он жил в Суконной слободе, на улице Тихомирова. Илья Евсеевич вспоминает:

 

– На этой же улице жил милиционер-татарин. Он сдавал свой дом евреям на Пасху для изготовления мацы и сам же охранял. Приходили туда с чемоданами, с наволочками, приносили муку. Стояла русская печь и машина, похожая на типографскую. Молодые ребята крутили, кто-то колол дрова. Весь двор был полон евреек… Мацу пекли раз в году, недели три. Это продолжалось где-то до 1963 года. Потом или разогнали всех, или милиционер умер, не знаю. Мацу стали привозить из Москвы, из Хоральной синагоги.

 

Илья Мазо был тогда мальчиком, но знал всех стариков, их было десятка два-три. Для конспирации неделю миньян собирался у одного, неделю – у другого. Так и дрейфовали по Казани. Дед Аарон умер в 1966 году. И после его смерти, говорит Илья, миньян стал собираться нерегулярно…

И. Мазо.

РоднаЯ территориЯ

Иудейская община и другие еврейские организации, расположившиеся в здании Казанского еврейского общинно-благотворительного центра, – это целое мини-государство с особой структурой, разновозрастными гражданами, системой жизнеобеспечения и руководством.

Чего здесь только нет! «Хесед», Центр для инвалидов и пожилых людей, Молодежный центр, обширная библиотека, музей, воскресная школа, три танцевальных коллектива под руководством Виты Левиной (бабушки танцуют в группе «Фрейлахс», молодежь – в «Руах», а дети – в «Шемеш»), художественная студия Эльдара Файзуллина.

Со всеми «экшн-программами» работает Софья Бородова. Это многочисленные клубы – женский, семейный, работающий по разным направлениям «Золотой возраст», клуб анекдотов «Желтый попугай». Молодежный клуб, например, недавно поставил новый спектакль – «Волна» – на тему Холокоста.

В том же здании обосновались клуб физической культуры и эстетики «Маккаби», возглавляемый Львом Штейнбергом, и студия созданного Леонидом Сонцем легендарного ансамбля «Симха». Весьма успешно в течение двух лет работала в Казани программа для студентов STARS.

При синагоге есть миква, построенная еще в конце 1990­х. Решены проблемы и с кошерным питанием: сюда приезжает шойхет, и теперь кур из Казани поставляют в Нижний Новгород, Москву и даже Хабаровск. А недавно при общинном центре открылся магазин кошерных продуктов.

Директор благотворительного центра «Хесед Моше» Анна Смолина рассказывает:

 

– Наш общинный дом, наша синагога – это наша маленькая страна, родная территория. Мы всех принимаем – к нам ходят и мужья-евреи с татарскими женами, и жены-еврейки с русскими супругами.

Община оказывает поддержку трем тысячам пенсионеров и инвалидов. В планах – строительство дома престарелых, для чего под Казанью на берегу озера уже куплено здание.

Но не только о стариках заботятся энергичная Анна Исааковна и ее добрые помощницы: недавно при «Хеседе» открылась детская программа. Ребята получают питание, одежду, лекарства, проходят санаторное лечение, реабилитацию, им оказывается экстренная помощь.

Все это – только для нуждающихся, по результатам обследования. Двадцать пять ребят обеспечиваются питанием, многим купили одежду, для нескольких семей – кровати. Всем, кому нужно, покупают лекарства, одному ребенку при финансовой поддержке центра была сделана операция.

Директор «Хеседа» продолжает:

 

– Эта программа еще не «раскручена», но очень нужна. Мы работаем немногим больше полугода – и уже 600 анкет… Ведь кроме Казани мы охватываем и другие города республики – Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск.

 

Летом община организовала семейный лагерь; 60 ребят по программе «Таглит» ездили в Израиль; побывали дети и в Берлине, в «Еврейском Артеке».

Этим летом община с помощью «Сефера» организовала в самой Казани еще одно важное мероприятие – молодежную школу по иудаике. В занятиях приняли участие более 60 студентов, аспирантов и преподавателей из России, Украины, Беларуси, Литвы, Латвии, Германии. А в феврале этого года в Казани провели международную школу по иудаике для старшеклассников.

Основной тематикой лекций стали иудео-исламские отношения в Средние века, в Новое время и в современном мире. Выступали преподаватели Иерусалимского университета, Открытого университета Израиля, специалисты из Казани, Киева и других городов.

Плюс культурная программа. Стараниями вездесущего Бунимовича слушатели и преподаватели школы побывали в Кремле, в Казанском университете, осмотрели мечети, узнали об истории казанской общины… В общем, провели время и полезно, и приятно – все остались довольны.

 

Этнокультура компонентов

Еще один юбилей – 10 лет со дня создания – отпраздновала в этом году еврейская общеобразовательная школа № 12 города Казани «ОРТ-Мишпахтейну».

На торжественной церемонии в «Пирамиде» (есть на берегу Волги, напротив Кремля, такой культурно-развлекательный центр – сам Хеопс бы позавидовал!) присутствовали чрезвычайный и полномочный посол Государства Израиль в России Анна Азари, мэр Казани Ильсур Метшин и другие почетные гости. В праздничном концерте участвовали ни много ни мало 300 человек.

Десять лет назад три начальных еврейских класса «влились» в обычную микрорайоновскую школу. Теперь это одна большая школа – 17 еврейских классов, с 1­го по 11­й, почти 450 учеников, – общеобразовательная, государственная, с так называемым этнокультурным компонентом. Ее директор, Ольга Трупп, рассказывает:

– Наше официальное название – средняя общеобразовательная школа № 12. А вообще-то мы – «ОРТ-Мишпахтейну». Это имя около девяти лет назад выбрал наш школьный кнессет. Горячие были дебаты, недели три такой шум-гам стоял! Дети сами выбрали имя, создали герб школы. Я считаю, что название очень даже оправданное: наша школа – это именно семья.

Урок танца в еврейской школе «ОРТ-Мишпахтейну».

В 2000 году сюда пришел технологический центр ОРТ, и школа дополнила свое имя. ОРТ – это большие деньги на конкретные нужды: компьютерные классы, их содержание, новые технологии, обучение персонала… Что ж, расходы оправданные, а оснащение и технический уровень школы (впрочем, как и компьютерная «продвинутость» школьников) – выше всяких похвал.

Это подтверждает Семен Вайнер, директор Казанского технологического центра ОРТ:

 

– Вот кабинет английского языка – 12 компьютеров… С плоскими мониторами, с цветными лазерными принтерами. Выделенный Интернет, такой скорости нет ни в одной школе республики. Новый лингафонный класс, цифровая фото- и видеотехника…

 

В школе изучают иврит, историю и традиции еврейского народа, успешно работают и местные кадры, и учителя из Израиля.

У «ОРТ-Мишпахтейну» четыре школьных автобуса. Дети обеспечены некошерным, но «витаминизированным» питанием. И даже получают стипендию – в зависимости от успехов в учебе!

В школу не попасть: конкурс – несколько человек на место. А это, согласитесь, лучшая рекомендация.

Но оказывается, есть в Казани и еще одна еврейская школа! Это «совмещенная» с детским садом, достаточно молодая, «набирающая обороты» негосударственная школа «Ор Авнер». Открылась она при синагоге четыре года назад, и учатся в ней 20 ребят, с детским садом «Ор Авнер» – 50 человек.

Директор школы Елена Френкель говорит, что атмосфера синагоги влияет на детей – здесь их дом, они чувствуют себя в безопасности. Обучение практически индивидуальное, питание – кошерное. В школе отмечают все праздники, соблюдают традиции. Много внеклассных занятий: ребята играют в шахматы, зимой каждую неделю ходят на каток. Работают психолог, хореограф. «То есть все, что надо, у нас есть, – считает Елена Моисеевна. – Нам здесь хорошо, тепло, уютно». А скоро у школы будет свое новое здание!

 

Сердца и лица

Путешествуя по миру, начинаешь ценить «чудаков». И понимать, что именно благодаря поэтам, художникам, музыкантам и чудакам сохраняется в этом мире баланс добра и зла. Ведь «чудак» и «чудо» – слова одного корня. Обидеть чудака – все равно что обидеть ребенка или женщину; отсутствие чудака в общине – тревожный знак, а его в ней бытование – напротив, добрый…

Потому-то, наверное, и считаем мы своим долгом во время поездок общаться со всеми встречными чудаками. И нам таки везет! В Казани – тоже.

Добрейший Иосиф Хапчик – местный поэт. Эрудит и умница, большой поклонник общения по душам и путешествий на любые расстояния. Иосиф читает свои незатейливые, но очень искренние и светлые стихи, и становится жаль рано ушедших близких и угасшую с ними память. А еще – жаль, что детство не возвращается…

Наш новый знакомец убежден: «На Волге древняя столица / Влечет к себе сердца и лица…» Присмотревшись, мы пришли к выводу: и вправду существует некое «казанское притяжение»! Иначе как объяснить такое многообразие славных людей с интереснейшими судьбами в казанской общине?

Есть те, кто признан на уровне государственном. А есть и скромные труженики, на ежедневном подвиге которых это самое государство держится.

Ефим Морошек – простой казанский пенсионер. А в прошлом – бессменный, в течение 15 лет, директор школы-интерната № 3 города Казани, крупнейшей в России. Педагог-ветеран, 35 лет жизни отдавший детям.

Уроженец белорусского города Червеня, он вспоминает далекое лето 1941­го, Могилев перед знаменитым сражением 12 июля на Буничском поле, описанным Симоновым в «Живых и мертвых». Давно это было… Но Ефим Морошек и в свои 82 года бодр и энергичен. Он издал прекрасную книгу воспоминаний о своей многотрудной жизни, написанную образно, эмоционально, в хорошем смысле слова поучительно: «Когда у детей столько проблем, а у молодежи так мало опыта, и когда взрослым зачастую не до них, так нужны образцы для подражания!..» Называется книга «Возьми в дорогу» – в наставление юным, для памяти детям и внукам.

 

Обратите внимание, люди! Еврейский юноша, а теперь совсем уже немолодой человек, благодарен Федору, Хасану, Афанасию, Гайсе за школу и пример… Разве не так должны складываться отношения между людьми разных национальностей? Не понимают, что под одним небом ходим и из одного теста сделаны! Сколько горя от этого…

(Ефим Морошек. «Возьми в дорогу».)

 

Альтер (Алексей) Литвин – ученый-историк, доктор наук, заслуженный деятель науки Татарстана и России, лауреат Государственной премии РТ, заслуженный профессор Казанского университета.

Но это достижения, признанные сегодня. А совсем недавно, по словам коллег, любознательность и добросовестность Альтера Львовича в отношении истории советского периода была просто опасна. «Человек, который устал бояться» – так называется одна из статей об ученом в юбилейном сборнике, вышедшем в его честь.

За четыре с лишним десятка лет научной деятельности профессор Литвин опубликовал порядка 350 научных работ – учебников, сборников документов, более 30 монографий. Как один человек смог перелопатить такую гору архивных материалов, написать такое количество книг, монографий, статей?! Наш герой – смог!

Обаятельный и жизнерадостный человек совсем «не академического» типа, Альтер Львович показывает некоторые из последних работ: книги «Секреты специальных служб», «Дело Фанни Каплан, или Кто стрелял в Ленина», «Следственное дело Якова Оссовского» – о трагической судьбе известного ученого-экономиста, фактически – одного из первых правозащитников в стране. А также издания на английском: «Writing History in Twentieth Century Russia», и «Stalinism» (написана в соавторстве с англичанином Джоном Кипом).

Особого внимания заслуживает книга «Два следственных дела Евгении Гинзбург» с предисловием писателя Василия Аксенова, сына героини.

У профессора Литвина – много званий и наград. Но одна из самых ценных – красивый диплом в раме, на иврите:

 

25 деревьев посажены в лесу Ятир (неподалеку от Беэр-Шевы. – И. К.) в честь профессора Алексея Львовича Литвина и в честь членов его семьи с большой благодарностью за деятельность. <…> 3 апреля 2006 г. Еврейский национальный фонд.

 

...Этим человеком община заслуженно гордится. Да что община – весь город и даже республика! Он стал лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства за 2005 год, получив ее в Кремле из рук Путина.

Леонид Любовский – композитор, отмеченный званием заслуженного деятеля искусств России и Татарстана, создатель многих произведений крупной формы: симфоний, опер, ораторий. А также, шутит он сам, «на все руки мастер»: дирижер, пианист, педагог, музыкальный писатель.

Родом Леонид Зиновьевич с Восточной Украины, из Каменки, во время войны до семи лет жил под Тамбовом, в эвакуации. Поступал сначала в московскую Гнесинку к профессору Генриху Линскому, но занимался в Казани у Альберта Лемана и Назиба Жиганова.

«Мои учителя в музыке – еврей, немец и татарин, – улыбается Леонид Зиновьевич. – Казань – город очень музыкальный. До революции здесь были две оперные труппы, одна итальянская, другая русская. А в 1930­х появилась татарская опера, в 1945 году построили здание Оперного театра».

В творчестве, говорит Леонид Зиновьевич, он стремится «воссоздать свое внутреннее слышание». И судя по всеобщему признанию, ему это удается – произведения Любовского входят в репертуар известных исполнителей и у нас, и за рубежом.

А еще композитор считает: музыка должна выражать высокую гражданскую позицию. Пожалуй, самое яркое тому свидетельство – «Lacrimosa памяти Сахарова», написанная в день смерти ученого-гуманиста. Любовский вспоминает:

 

– Смерть Сахарова потрясла меня, и я не заснул до тех пор, пока глубокой ночью не закончил эту работу.

Очень важно оставаться самим собой, сохранять порядочность и помнить, что ты в этом мире – гость, дорожить каждой минутой жизни и благословлять ее. А еще – жить надо так, чтобы люди радовались, когда общаются с тобой. Даже в своих врагах видеть хорошее. Я люблю своих друзей, но и врагов своих люблю, потому что жалею их…

Госпремию РФ композитору принес балет «Сказание о Йусуфе» (второе его название – «Иосиф Прекрасный»). Поставили его хореографы Николай Боярчиков и Георгий Ковтун, а главную партию исполнил Нурлан Канетов. Премьера состоялась в 2001 году в Казани на сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.

Либретто написал талантливый татарский поэт Ренат Харис на основе поэмы VIII века «Сказание о Йусуфе» – так в Коране зовется библейский Иосиф Прекрасный. В Торе притча об Иосифе изложена в книге «Берешит» (гл. 37–50), а в Коране – в 12­й суре «Йусуф».

Так в результате интернационального творческого содружества получился прекрасный балет-притча, вечный и современный. По словам композитора, это произведение вызывает ностальгию по «человеческой чистоте»:

 

– Я хотел создать ощущение некоего другого мира, чистоты и непорочности, к которым люди – притом люди разных национальностей – стремятся, но все никак не придут. Эта чистота – главное, что отпущено нам Б­гом.

 

Не так давно в Казани прошел юбилейный концерт Леонида Любовского, посвященный его 70­летию. Исполнялись произведения композитора – 6-я симфония, фрагменты из балета «Сказание о Йусуфе», концерт для фортепиано. За дирижерским пультом, конечно же, стоял сам Леонид Зиновьевич.

Л. Любовский.

ТатарскаЯ толерантность

Если Леониду Любовскому награду вручали в Кремле Московском, то Ицхаку Горелику – в Казанском. Здесь президент Татарстана Минтимер Шаймиев вручил раввину учрежденную президентом РФ медаль «В память 1000­летия Казани». Рав Ицхак был искренне тронут высокой оценкой – и своего труда, и деятельности еврейской общины в целом.

«Здесь каждый человек, независимо от конфессии, может жить спокойно. В этом, конечно, большая заслуга президента республики. За это мы хотим сказать ему и его соратникам большое спасибо», – обратился раввин Ицхак Горелик к президенту Татарстана и присутствовавшим на торжественном мероприятии руководителям региона.

Но и Минтимер Шаймиев благодарен раввину Горелику. За что? За положительный пример! Как сказал президент:

 

– Меня восхищает забота о каждом члене еврейской общины. Они знают, где живет каждый еврей в республике, здоров ли он, какие у него проблемы и чем ему можно помочь. Это не разовая акция – это жизненное кредо еврейской нации, и мы все должны брать с них пример.

Раввин Ицхак Горелик с семьей.

Действительно, еврейская жизнь в Казани полна и содержательна: слаженно работают все общинные структуры, клубы и кружки, организуются торжества в честь национальных праздников и знаменательных дат. Помимо этого в текущем году в общине несколько раз отметили бар и бат мицву, поставили три хупы.

Это бурное кипение обусловлено несколькими причинами. Во-первых, еврейской жизни не было бы без… евреев. А их в Казани и Татарии в целом довольно много – порядка 11 тыс. Во-вторых, городу и республике очень повезло с раввином: раввин Ицхак и ребецн Хана – люди энергичные и в хорошем смысле слова «одержимые». Они живут делами общины, постоянно находятся в состоянии творческого поиска и напряженной работы. А члены общины заслуженно платят им уважением и любовью. Это теплое отношение и поддержка во всех начинаниях – третья причина, определяющая не просто благополучие, но процветание «казанских». Рав Ицхак с гордостью сообщает:

 

– У нас в общине были старые свитки Торы, но некошерные. И вот для нас пишут сразу три новых! Прошлой осенью уже состоялся один праздник внесения Торы в синагогу. Этот свиток подарила нам очень уважаемая семья – Тетруашвили – в честь бар мицвы их внука Авраама. Сейчас ждем, когда будут готовы еще два свитка Торы, они пишутся в память о предках. И все это – подарки членов нашей общины!

Ребецн Хана.

Ну а в-четвертых, постоянно и весьма существенно помогают республиканские и городские власти. Характерный пример – недавно общине выделили землю для строительства еврейской школы «Хабад-Ор Авнер», а также землю для нового еврейского кладбища! Надо признаться, сегодня это нечастый для России случай.

Евреям в Казани повезло… Но «повезло» ли? Разве такие взаимоотношения не должны быть нормой жизни? Почему у нас приходится протягивать руку и радоваться, если хоть что-то дали?

Просто в Казани и Татарии раньше, чем в других регионах, поняли: помощь, поддержка и взаимовыгодное партнерство – норма совместного бытования разных народов и конфессий. И такая толерантность, в конечном счете, становится залогом веротерпимости и всеобщего мира. Дай Б­г, чтобы этот пример оказался «заразительным»!

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1] Кипа своеобразного кроя, которую носили женатые евреи.