[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2008 КИСЛЕВ 5769 – 12(200)

 

УЛОВКА 282

Борис Клин

Недавно на парламентских слушаниях в Госдуме представители Генпрокуратуры и МВД объявили: одних только убийств за первые шесть месяцев 2008 года было 19, а всего «актов экстремизма» – 250. В ответ думцы намерены дать судам право закрывать доступ к вредным сайтам в Интернете и ужесточить наказание, в том числе и для СМИ, а также усилить контроль за деятельностью религиозных организаций. Между тем закон «О борьбе с экстремизмом» и статья 282 Уголовного кодекса, карающая за разжигание всяких розней, сами по себе стали фактором напряженности в межрелигиозных и межнациональных отношениях. Не замечать этого – недальновидно и опасно. Сторонники запрета книг, журналов, фильмов, сайтов, в числе которых такие уважаемые люди, как адвокат Генри Резник и президент фонда «Холокост» Алла Гербер, почему-то уверены, что именно они будут составлять «черные списки». Откуда у них такая уверенность – не знаю. На самом деле этим могут заняться совсем другие люди. И если маховик уголовного преследования в этой области раскручивать и дальше, очень скоро мало никому не покажется. Евреям в том числе.

Самый яркий пример – история издания трактата «Кицур Шульхан арух». Пару лет назад под следствием оказался раввин Зиновий Коган. Русские националисты усмотрели в этом трактате антихристианские выпады и обратились в прокуратуру. Теперь раввин Коган сомневается в необходимости существования 282-й статьи УК: «В религиозных спорах должны разбираться богословы, а не следователи. Ну что будет, если дискуссию между физиками станет рассматривать суд?» А между прочим, такой период в жизни нашей страны не так уж давно был. Правда, речь шла не о физике, а о генетике. Научные разногласия завершались именно приговорами. «Пока 282-я статья есть, всегда может возникнуть соблазн расправиться с оппонентом руками суда», – считает раввин Коган.

Мусульмане добиваются привлечения к уголовной ответственности православного священника Даниила Сысоева. Он, мол, оскорбляет чувства мусульман, проповедуя среди них христианство. Цитировать отца Даниила не стану – с органами шутки плохи. Но суть претензий в том, что миссионер пытается опровергнуть основы ислама. Если дело возбудят, православная общественность встанет горой на его защиту. Если откажут – мусульмане получат повод обвинить государство в дискриминации. При этом Совет муфтиев России возмущается судебными запретами книг ряда исламских богословов. А сейчас в прокуратуре возбуждено новое дело. Следователи изучают книгу «Личность мусульманина» с предисловием члена Общественной палаты, председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина.

За последние несколько лет с проблемой «282» так или иначе сталкивались представители как традиционных конфессий, так и язычники. Судили и славянских волхвов, и даже марийского жреца. «Под раздачу» попадают и люди вполне светские, чьи картины, выставки, публикации не нравятся священнослужителям.

Поскольку на абсолютную истину претендует любая религия, то ни одна из них не может уложиться в рамки политической корректности. Меня не удивляют запреты трудов отдельных богословов. Странно, что никто еще не попытался найти «экстремизм» в самой Библии. А ведь труда не составит.

– Библия – действительно книга не политкорректная в современном понимании, – соглашается пресс-секретарь Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский, – она осуждает гомосексуализм.

Но не только. Возьмем уничтожение язычников. Поголовное, между прочим. Включая женщин и детей. Правда, раввин Коган объясняет, что те язычники занимались человеческими жертвоприношениями... Может, и так. Он человек ученый, ему виднее. Но что это меняет с точки зрения Уголовного кодекса? Ничего. И кстати, я такой детализации в Торе не обнаружил. Впрочем, может, перевод неточный? Именно на плохие переводы сетует руководитель аппарата духовного управления мусульман Нижегородской области Дамир-хазрат Мухетдинов. Он уверяет, что в арабском тексте Корана нет призывов к насилию, а лишь указание на самооборону. И вообще, воинственные вещи в священной книге, по мнению Мухетдинова, надо понимать аллегорически. Раввин Коган вообще считает, что Писание читать без комментариев нельзя. Но и с комментариями тоже все не просто.

Большинство из них дошло до нас из времен Средневековья. И представления о нормах дискуссий были совсем иные. Я спросил профессора Московской духовной академии Алексея Осипова:

– Верно ли, что древние православные авторы использовали по отношению к иным конфессиям слово «блядство»?

– Таким оно стало в результате трансформаций переводов. Было «блядево», что означало «буесловие», то есть буйные слова, полоумность. Использовалось много разных гневно-хулящих слов и по отношению к иным конфессиям, и к еретикам, и даже друг к другу. Такова была культура того времени. Сейчас они безусловно оскорбительны.

– И что теперь делать с трудами Иоанна Златоуста, оскорбительными для иных конфессий?

– Это древний памятник. Издавать.

– Издавать с комментариями, – добавляет раввин Коган, – мы допустили ошибку, не сделав этого в отношении «Кицур Шульхан арух».

– Древние памятники вообще нечего обсуждать, – заявляет либеральный правозащитник Евгений Ихлов.

А Дамир-хазрат Мухетдинов против: «Я не сторонник издания средневековой литературы. Она устарела. А люди прошлого могли ошибаться и ошибались. Мы стараемся издавать современников».

Тем не менее и православные, и мусульмане, и иудеи издают. Потом цитируют. А там и начинаются скандалы, обращения в прокуратуру. Возбуждаются дела. Обвиняемые твердят, что это лишь история. Оппоненты парируют: «Нет, издано на современном русском языке, распространяется среди учащихся. Стало быть, на этом воспитывают, а значит, разжигают рознь». Дальше – больше. «Экстремисты» объясняют: мы повторяли слова религиозных мыслителей, святых, мудрецов, учителей и т. д. И вообще, так они исповедуют веру.

Один из обвиняемых по 282-й статье – главный редактор антисемитской газеты «Русь православная» Константин Душенов говорит:

– Государство теряет свой светский статус, если суд решает, правильно ли я верю в Бога. Да и как он может это решать? В делах по 282-й статье приговоры выносят на основании субъективного мнения эксперта. И это ведь не дактилоскопическая экспертиза, не трассологическая, которые подтверждаются объективными научными данными.

Лично мне деятельность Душенова отвратительна. Но я против привлечения его к уголовной ответственности. И не из-за каких-то идеальных представлений о свободе слова. Дело в элементарном здравом смысле. Я просто не хочу тоже оказаться на скамье подсудимых. А сегодня любой журналист может превратиться в прокурорскую мишень именно за свою профессиональную деятельность. В октябре 16 мусульманских организаций России обратились в Генпрокуратуру с требованием привлечь к ответственности журнал «Русский ньюсуик». Статья о конфликтах вокруг мусульманских общин в Европе была проиллюстрирована небольшой картинкой – карикатурой на пророка Мухаммеда. Понятно, что никакого желания оскорбить чьи-то чувства не было. Но ведь обиженным может почувствовать себя любой. И этой обиды достаточно для обвинения.

   

Но главное – бессмысленно бороться с мыслью при помощи тюрьмы. Это бесполезно. Особенно в нашей стране. Когда я задавал экспертам вопрос, нужна ли 282-я статья, то слышал в ответ: «Неужели вы хотите вала антисемитской и прочей антилитературы и публицистики?» Да нет, конечно не хочу. Как не хочет невеста прыщей на свадьбу. И я, разумеется, знаю, что во многих странах мира есть нормы, аналогичные 282-й. Но, возможно, в Германии такая судимость становится позорным клеймом. Возможно, в том обществе иное отношение к юстиции. Но мы в России. Судья и поэт Сергей Пашин в одном из своих стихотворений точно отметил: у нас «не презирают заключенных и ненавидят их судей». У России другой опыт. Нас, публицистов, отправляли на каторгу и при царях, и при советской власти. Итог известен. Такие «уголовники» лишь становились героями. И побеждали.

Никто серьезно не анализировал эффективности применения 282-й статьи. Долгое время она была «мертвой», не работала. Но вот уже несколько лет ее используют активно, обвиняемых приговаривают к реальным срокам лишения свободы. А результаты? Число убийств растет. Не знаю, есть ли тут зависимость. Нужно исследовать. Но в ходе парламентских слушаний бросилась в глаза вопиющая некомпетентность. В дискуссии участвовали парламентарии, общественные деятели, прокуроры и милиционеры. Но не ученые. Депутат Госдумы Алексей Розуван («Единая Россия») представил законопроект, позволяющий судам признавать материалы, размещенные в Интернете, экстремистскими по месту их обнаружения. То есть в любом городе, где страница отобразилась на экране. После этого суд запретит доступ на территорию России, а оператор связи в течение месяца обязан будет выполнить решение. Однако специалисты утверждают: нет технической возможности прекратить доступ к сайтам, расположенным за границей: «Для опытного пользователя нетрудно зайти на такие сайты через иностранные прокси-серверы, не имеющие никакого отношения к запрещенным». Кстати, коллега, находившийся в Тбилиси во время «пятидневной войны», именно так заходил на запрещенные Грузией российские сайты. Единственный способ действительно прекратить доступ к иностранным сайтам – это вовсе закрыть пользователям возможность выхода за национальную зону. Но тогда Интернет перестанет быть самим собой – ИНТЕРнетом. Мы этого хотим?

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.