[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2009 ТЕВЕТ 5769 – 1(201)

 

Царь Мидас в сандалиЯх на босу ногу

 

Михаил Левитин

Школа клоунов

М.: АСТ; Зебра Е; Владимир: ВКТ, 2008. – 656 с.

К чему бы ни прикоснулся царь Мидас, все превращалось в золото. А все, до чего дотрагивается Михаил Левитин, становится театром. Сами слова-актеры – пляшут, меняются масками, волнами набегают одно на другое. Тесно, ведь автор стремится втиснуть в них весь свой театр со звуком, светом, жестом, да мало ли чем там еще. Эх, друг Аркадий, не говори красиво! А упрекните-ка фейерверк: не гремел бы так, братец…

Театр – магия? Священнодействие? Пыльные драпировки! Всего-навсего человек – палка, палка, огуречик – со всеми его нелепицами: телом, любовями и изменами, смертью. Человек пристает к Б-гу с дурацкими вопросами, человек высовывает язык, человек утверждает свое право быть несерьезным. Легко ли? Снова и снова строить башню из кубиков, еще один – а вдруг возьмет и не рухнет? Вот оно, в траве под ногами, чудо, посмотри – учит обэриут по духу Левитин в своей «Школе клоунов». И шлепая пятками босыми, бежит вдогонку за карнавалом.

А если по-скучному, то художественный руководитель Московского театра «Эрмитаж» и писатель Михаил Левитин выпустил новую книгу. Это сборник, в который вошли повести, рассказы, статьи и пьесы – все, что было в разное время написано о театре и для театра. Потому порой сложно пробираться через этот концентрированный раствор. Потому так похожи лирико-драматические герои, потому и в публицистике – то же свободное глубокое дыхание, что и в художественной прозе. Здесь Левитин и его театр ракурса, сдвига сплетены и слиты и торопятся выговориться до самой точки, до последней откровенности.

Здесь нет «Еврейского Б-га в Париже», но есть в одной из пьес жуткий двойной агент, революционер-осведомитель Евно Азеф. И есть роскошная россыпь имен: Бирман, Глизер, Михоэлс, Дунаевский. Да и тот же Таиров… О Камерном, загадочном и с детства любимом театре, – отдельный раздел книги, от наивно-одесской повести «Витя Куза в сандалиях на босу ногу» до тяжелых раздумий зрелого режиссера. Слишком тяжелых для заветной смеющейся невесомости еще одного любимого левитинского героя, эксцентрика, поэта и режиссера Игоря Терентьева (о нем – «одна жизнь в комментариях и сносках» «Меня не было» и вошедшая, кстати, в 2005-м в шорт-лист «Букера» повесть «Сплошное неприличие»).

Читайте, учитесь. Потому что быть клоуном – значит вернуться к самому себе. И своей беззащитной нежностью – победить.

Алла Солопенко

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.