[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2009 ТЕВЕТ 5769 – 1(201)

 

Фараон, Амалек, Аман – далее со всеми остановками

26 ноября вечером группа из десяти террористов высаживается на побережье в Мумбаи. Боевики сразу же разделяются на группы по двое, каждая пара имеет конкретное задание. Первая группа атакует кафе «Леопольд» в фешенебельном районе Колабе. Возникает паника, полиция Мумбаи стягивается в район перестрелки. Воспользовавшись неразберихой, вторая группа боевиков проникает в жилой комплекс «Нариман Хаус», где на 4–6 этажах находится еврейский общинный центр, еще две – в расположенные поблизости элитные гостиницы «Тадж-Махал» и «Трайдент Оберой». Последние двое террористов спокойно добираются до вокзала Чхатрапати и открывают беспорядочную стрельбу по находящимся на станции людям. Примерно в это же время из гостиничных зданий доносятся взрывы гранат: террористы бросают их прямо в толпу туристов, провоцируя еще большую панику. Боевики захватывают заложников, стараясь выбрать из толпы граждан Великобритании и США. Туристов с российскими паспортами, а также подданных мусульманских стран сразу же отпускают.

Тем временем в «Нариман Хаус» террористов уже четверо. Подоспела группа, обстрелявшая расположенное неподалеку кафе, – очевидно, эта первая атака носила отвлекающий характер. Боевики врываются в еврейский центр, где в то время находилось около десяти человек. Шестерых обнаруживают и немедленно убивают – это посланник Хабада в Мумбаи раввин Гавриэль-Ноах Гольцберг, его жена Ривка, раввин Лейбуш Тейтельбойм,  инспектор кашрута, израильтянка по имени Йохевед Орпаз, Бен-Цион Кроман и гражданка Мексики Норма Шварцблат, которая должна была на следующий день совершить алию в Израиль. Трое чудом спаслись, в том числе двухлетний сын раввина Гольцберга: его вынесла на руках индианка Сандра, работавшая в семье его родителей.

Индийские силы безопасности оказались не готовы к нападению – несмотря на то, что Мумбаи далеко не в первый раз подвергается нападениям террористов. Только в 2006 году исламисты устроили резню на городском вокзале, в результате которой погибло более 200 человек. Очевидцы рассказывают, что в первые часы после атаки, когда местные телевидение и радио уже сообщали в режиме реального времени об автоматных очередях, взрывах и захвате заложников, а из окон верхних этажей отеля «Тадж-Махал» вырывались языки пламени, на улице перед гостиницей прохаживались полицейские, совершенно не знавшие, что им делать. Реально антитеррористическая операция началась лишь под утро 27 ноября – и затянулась почти на двое суток. Счет жертв: 171 погибший, большинство из них местные жители, и 327 раненых (неофициальные источники говорят, что ранения получили до тысячи человек). Среди убитых – более десяти полицейских и двое бойцов индийского спецназа. Девять террористов уничтожено, один захвачен живьем. Результат явно не в пользу сил безопасности.

МВД Индии было вынуждено оправдываться. Согласно официальным сообщениям, теракт был «прекрасно подготовлен», на вооружении боевиков находились не только автоматы АК-47 и ручные гранаты, но даже крупнокалиберные пулеметы, каждый из террористов действовал в соответствии с точным планом, атаке подверглись одновременно несколько объектов в разных районах города. Последствия теракта могли быть куда более разрушительными, если бы нападавшим удалось использовать взрывчатку – на городской вокзал они принесли восемь килограммов пластичных взрывчатых веществ. Заместитель главы правительства штата Махараштра Р.Р. Патил заявил, что «с таким вооружением, которое имели при себе террористы, они могли бы убить пять тысяч человек». Министр внутренних дел Шиврадж Патил взял на себя «моральную ответственность» за многочисленные жертвы и подал прошение об отставке с занимаемого поста.

Кто и зачем послал террористов?

Спустя несколько часов после того, как теракт в Мумбаи вышел на первые полосы мировых СМИ, в Интернете было распространено заявление неизвестной до сих пор группировки «Моджахеды Деккана», которая взяла на себя ответственность за отправку боевиков в экономическую столицу Индии. В заявлении говорилось, что «операции в Мумбаи совершены в знак протеста против притеснения мусульман в Индии». Название организации (Декканское нагорье – район Индии, где компактно проживают десятки миллионов мусульман) указывает вроде бы на то, что теракт в Мумбаи имеет не международные, а внутригосударственные корни. Некоторые зарубежные СМИ и эксперты по Южной Азии призывают не отбрасывать эту версию, что называется, «с порога». Мусульманское меньшинство в Индии насчитывает более 120 млн человек, и оно (по разным причинам) действительно очутилось на обочине экономического бума, переживаемого страной в последние годы. Учитывая традиционно непростые отношения между религиозными общинами, едва ли не каждый год приводящие ко взаимным погромам, можно предположить, что проповедь террора вполне способна найти аудиторию среди определенной части молодых мусульман в Индии. Косвенно в пользу этой версии свидетельствуют слова одного из боевиков, захвативших «Нариман Хаус». Террорист, представившийся Имраном Бабаром, позвонил с сотового телефона на местное телевидение и сделал следующее заявление: «Мы устали терпеть муки и несправедливость, мы вынуждены сделать то, что мы делаем. Ситуацию вы сами видите, я только напоминаю вам историю».

В то же время министр иностранных дел Индии Пранаб Мукерджи еще до завершения операции по уничтожению боевиков возложил ответственность за заброску террористов на соседний Пакистан. Согласно информации спецслужб, за боевиками стоит организация «Лашкар э-Тайба» («Легион правоверных») – исламистское подполье, финансируемое, по мнению западных и российских экспертов, пакистанской контрразведкой. В пользу этой версии говорит и тот факт, что единственный захваченный живым боевик, Аззам Амир Кассаб, оказался уроженцем деревни Фаридкот в пакистанской провинции Пенджаб. На первых допросах он показал, что террористы действительно проходили подготовку в лагерях «Лашкар э-Тайба» – в частности, там они отрабатывали высадку с моря на индийское побережье в окрестностях Мумбаи. Сутки спустя после захвата гостиниц и «Нариман Хаус» катера индийской пограничной охраны задержали два торговых судна Пакистана по подозрению в причастности к доставке террористов. Позже была озвучена версия, согласно которой боевики арендовали частное судно в Карачи: действительно, неподалеку от Мумбаи пограничники обнаружили рыболовецкую шхуну, дрейфующую без экипажа на борту. Пакистан и Индия находятся в состоянии «вялотекущей войны» из-за спорных территорий в районе Кашмира практически с момента провозглашения независимости обоих государств в 1947 году. Индийские правительственные источники утверждают, что о подготовке теракта в Мумбаи было известно военному руководству Пакистана, а одно из подразделений пакистанской разведки контролировало лагерь «Лашкар э-Тайба», где тренировались боевики.

Власти Исламабада, естественно, всякую причастность к организации террористической атаки отрицают. Пакистанское правительство обещало «любую разумную помощь» в расследовании, а глава разведки согласился лично приехать в Дели «для обмена информацией». В конце концов, правда, он так и не прибыл – ограничился посылкой одного из своих помощников. Источник в Исламабаде заявил в этой связи телекомпании Си-эн-эн, что «приезд главы разведки стал бы свидетельством слабости Пакистана». Одновременно пакистанский президент Асиф Али Зардари выступил с разъяснениями, что, даже если удастся доказать виновность граждан его страны, они не будут выданы Индии.

Впрочем, такая позиция официального Пакистана вовсе не обязательно свидетельствует о его стремлении скрыть собственную вовлеченность в организацию теракта. Скорее, речь идет о попытке скрыть слабость государственной власти. В Пакистане есть обширные территории, контролируемые исключительно племенными вождями и главарями местных наркокартелей. Здесь не действуют ни государственные суды, ни полиция. Северо-запад страны, вдоль пакистано-афганской границы, вообще считается вотчиной международного исламского терроризма, именно здесь расположены основные базы и тренировочные лагеря «Аль-Каиды». Не случайно многие специалисты уже сейчас высказывают предположения, что без приверженцев Усамы бен Ладена в мумбайской резне не обошлось. Лондонская «Таймс», ссылаясь на источники в спецслужбах, пишет: «Западные разведки ожидали, что “Аль-Каида” устроит показательный теракт в критически важный период до инаугурации Барака Обамы. И несмотря на то что ответственность за произошедшую в Мумбаи серию терактов взяла другая группировка, британцы и американцы с легкостью узнают стиль главной международной террористической сети». Видный специалист по международному терроризму Фарад Хосрохавар, проживающий во Франции, в интервью парижской «Фигаро» отметил, что «многочисленные синхронизированные теракты и их “слепой” характер указывают на связь… с “Аль-Каидой”». Об этом же свидетельствует и тот факт, что боевики старались брать в заложники граждан западных стран. «Если бы они действовали более классическими методами, целясь исключительно в индийцев, на эти теракты практически не обратили бы внимания. Тактика и выбор целей явно свидетельствуют о желании террористов придать зрелищность своим акциям», – подчеркивает «Фигаро». А это тоже достаточно характерный признак почерка «Аль-Каиды».

Или какой-нибудь иной исламистской группировки. Сейчас для большинства специалистов по проблемам терроризма очевидно, что радикальные мусульманские организации действуют по принципу «сетевого маркетинга»: они крайне слабо связаны друг с другом (или даже вообще не связаны), но активно копируют методы «коллег». «Очевидно, теракты организованы частью транснациональной исламистской сети, которая время от времени наносит удары в разных странах мира», – считает ведущий российский эксперт по странам Ближнего и Среднего Востока профессор Георгий Мирский. Он не исключает, что следы боевиков действительно ведут в Пакистан, но подчеркивает, что их цели противоположны задачам официальных кругов. «Главный мотив этого теракта в том, чтобы остановить потепление отношений между двумя странами. Все понимают, что, как только в Индии происходит теракт, все первым делом указывают пальцем на Пакистан». В то же время эксперт считает, что одной из задач тех, кто организовал резню в Мумбаи, была и дестабилизация ситуации в Индии. «Отношения между США и Индией в последнее время существенно улучшились. Те, кто совершил акции, не могут простить Индии сближения с США. Кроме того, они надеются создать как можно больше проблем новому президенту США Бараку Обаме».

При чем тут евреи?

Если свести разнообразные версии воедино, получается, что теракт был совершен некой исламистской организацией с целью нанести удар по политической и экономической стабильности в Индии, ухудшить ее отношения с Пакистаном, а в стратегической перспективе, возможно, и спровоцировать две страны на прямой военный конфликт. Оставим в стороне придумки некоторых особо резвых журналистов, уже успевших завинить во всем «длинные руки ЦРУ» – паранойя она и есть паранойя. Так или иначе, по всему выходит, что террористы являются выходцами из региона Южной Азии, а их наиболее вероятная задача – дестабилизировать обстановку именно в этом регионе. Один скромный вопрос: при чем тут евреи? Что, если убить раввина и его жену, Индия и Пакистан сразу начнут кидать друг на друга атомные бомбы, что ли?!

Предвижу элементарно простое и на первый взгляд убедительное объяснение: убитые евреи – не индийцы, а граждане Израиля и Северной Америки, то есть представители Запада. Чем больше жертв среди иностранцев, тем больше внимания уделит боевикам западная пресса, а им того и надо. В последние годы исламисты не могут осуществлять «мегатеракты» в США и Европе из-за усиления там мер безопасности, приходится действовать в странах третьего мира, но при этом стараться убить как можно больше граждан западных стран, поскольку в противном случае не удастся достичь необходимого пиар-эффекта. Вспомните серию терактов, которую провели связанные с «Аль-Каидой» исламские боевики несколько лет назад на индонезийском острове Бали – там тоже мишенью были европейские и австралийские туристы!

Однако не все так просто. Во-первых, в Мумбаи погибшие иностранцы составили менее 10% жертв теракта, 15 человек из 171. Во-вторых, обстоятельства гибели иностранцев-неевреев и евреев принципиально разные. Захваченный живым боевик признался, что в гостинице «Тадж-Махал» иностранных туристов брали в заложники, чтобы использовать их в качестве «живого щита». Поэтому-то террористы и старались выбирать заложников из числа граждан США и Великобритании – главных торговых партнеров Индии: они рассчитывали, что спецслужбы не решатся их атаковать, подвергая угрозе жизни американцев и англичан.

А в «Нариман Хаус» получилось иначе. Семью раввина Гольцберга и его гостей никто и не пытался захватить в качестве заложников, их убили сразу же. Только после этого боевики принялись бегать по этажам и ломиться в квартиры – искали иностранцев или хотя бы состоятельных индийцев, которыми можно было бы прикрыться при отходе. Примерно в час ночи 28 ноября, когда индийский спецназ начал штурм 4 и 5 этажей здания, шестерых (по другим источникам – девятерых) таких заложников удалось освободить.

Иными словами, иностранцев-неевреев террористы планировали использовать в своих целях. Евреев они с самого начала (иначе зачем было вообще соваться в «Нариман Хаус») планировали убить. Как говорится, ничего личного. Никакого отношения к Государству Израиль, никакого отношения к арабо-израильскому конфликту. Просто пришли в дом, чтобы убивать евреев.

Получается, что один из уроков мумбайской резни заключается в том, что не следует искать рациональный мотив в действиях юдофоба. Во всем, что не касается евреев, антисемит может быть вполне рационален и логичен, – другой вопрос, что это по большей части логика зла и разрушения. Отношение антисемита к еврею элементарно просто: как только еврея можно убить, его нужно убить. Без всяких объяснений. Просто потому, что это еврей. Просто потому, что у антисемита вера такая.

Разумеется, «вера» в данном контексте не имеет отношения к религии. Проблемы, существующие между двумя религиями, иудейской и мусульманской, не причина исламистского террора, а разве что предлог. Не только в России, но и во многих других странах еврейские и мусульманские общины поддерживают вполне корректные отношения, в ряде мест даже и дружеские. Между прочим, мусульманская община Мумбаи категорически отказалась хоронить девятерых уничтоженных террористов на своем кладбище. «Люди, совершившие это отвратительное преступление, не могут называться мусульманами», – пояснил представитель городского Исламского фонда агентству «Ассошиэйтед пресс».

И все же применительно к террористам, убивающим евреев только потому, что они евреи, мы вправе и должны говорить именно о «вере» – некоем убеждении, не имеющем рационального обоснования и не нуждающемся в нем. О примитивной вере каннибала из первобытного племени: вот этот не похож на меня, значит, он мой враг, значит, его надо убить. Никакой другой логики у них нет. Разве что логика библейского Амана – архетипа юдофоба для всех времен и народов: «Есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами… и законы их отличны от законов всех народов». Эта фраза в тех или иных вариациях повторяется в сочинениях всех идеологов антисемитизма – у Дрюмона и у Форда, у Розенберга и у иерусалимского муфтия аль-Хусейни, у советских «антисионистов» 70-х годов и у нынешних проповедников террористического исламизма.

А с чего я вообще забрел в этакие философские дебри? Уж конечно не для того, чтобы спорить с теми, кто приходит убивать евреев: с такими разговаривать – себя не уважать, на них и смотреть-то имеет смысл только через оптический прицел. Тем более не для того, чтобы разъяснять фундаментальное различие между традиционным исламом и политизированным террористическим исламизмом: изоляция экстремистов, прикрывающихся цитатами из Корана, это дело мусульман, даст Б-г – сами справятся. Журнал «Лехаим» – еврейский журнал, и ему достаточно разбираться с еврейскими проблемами.

Вот одну из этих проблем, похоже, мумбайская трагедия обнажила предельно. Возрождается давний спор о том, следует ли евреям, живущим в диаспоре, демонстрировать свое еврейство властям и местному населению или его лучше скрывать: «дома быть евреем, а на улице таким, как все». Встретить опасность лицом к лицу или попытаться ее избежать.

В первом приближении позиция сторонников такого рода «уличной ассимиляции» получила дополнительный аргумент. Открыв «Бейт Хабад» в проблемной стране, где террористические атаки происходят едва ли не ежедневно, евреи не просто подвергли себя риску – они предоставили убийцам собственный адрес и тем самым подвергли опасности свои жизни. А ведь человеческая жизнь – высшая ценность согласно канонам иудаизма!

Однако террористы в Мумбаи пришли в «Бейт Хабад» не случайно – не потому, что знали адрес, а потому, что изначально хотели найти и убить евреев. Теракт готовился долго, маршруты боевиков отрабатывались самым тщательным образом. Если бы в здании «Нариман Хаус» не было центра Хабада, боевики атаковали бы другие места, где могут проживать евреи, – благо, адресные книги имеются во всех крупных городах. Мумбаи – город с многомиллионным населением, там есть евреи. И уж если террористы собрались их убить – разыскать потенциальную жертву было для них задачей чисто технической.

Стоит напомнить, что «уличная ассимиляция» была весьма популярна в Советском Союзе. Причина понятна: любая демонстрация еврейства приравнивалась к антигосударственной деятельности и сулила крупные неприятности. Но советская власть, при всей ее несимпатичности и очевидном юдоедстве, никогда не ставила целью истребить евреев физически, ей было достаточно превратить их (как, впрочем, и остальные народы СССР) в «иванов, родства не помнящих», лишить языка и культуры, чтобы дальше лепить из них «нового человека коммунистического общества». А нынешним исламским террористам никакая ассимиляция евреев не нужна, все, чего они хотят, это убивать, убивать как можно больше.

Увы, это не исключительная ситуация и не изобретение новейшей истории. Уже в пасхальной Агаде мы находим песнопение с такими словами: «В каждом поколении восстают на нас, чтобы нас истребить». Так что и исламисты ничего нового не выдумали, и их прямые предшественники гитлеровцы, и петлюровские «гайдамаки»… Был Фараон, был Амалек, был Аман. Был император Тит, был Готфрид Бульонский, был монах Радульф. «И нет ничего нового под солнцем».

Что остается тем, кто уповает на «уличную ассимиляцию»? Прятаться? Уйти под землю, «чтобы жить там с метрополитеном и крысами»? И противно, и бессмысленно. Пока существует Амалек в разнообразных своих обличиях, существует и угроза существованию еврейского народа и каждого еврея, где бы он ни был.

Но последняя фраза вовсе не призыв к тотальному пессимизму. Амалек и Аман пытаются добиться своих параноидальных целей уже более трех тысячелетий, а еврейский народ жив. Мало того, сегодня это самый древний из существующих народов. Огромные империи античного мира, о которых говорится в Библии, давно стали историей, а «народ, разбросанный и рассеянный между народами», остался.

Причем остался он со своим Законом, «отличным от законов всех народов». Похоже, именно поэтому евреи, несмотря на обилие врагов и гонителей, демонстрируют такую поразительную живучесть. Возвращаясь к уже цитированному песнопению из Агады: «И Святой, благословен Он, спасет нас от этого».

Получается, что единственный разумный способ выживания в условиях постоянно существующей угрозы для евреев – это делать то, что велит Б-г, хранить верность Торе и заповедям. Доказать правоту такого утверждения человеку неверующему вряд ли возможно, но ее подтверждает исторический опыт существования еврейского народа на протяжении тысячелетий. Именно поэтому принято решение, что «Бейт Хабад» в Мумбаи будет работать, как прежде, дело посланников Ребе в Индии, как и в других странах, будет продолжено. Продолжено, несмотря на то, что опасность новых терактов сохраняется.

Но абсолютной безопасности вообще не бывает. Есть только надежда – на Б-га и на собственные силы в исполнении Его воли, Его Закона.

Дмитрий Прокофьев

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.