[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2009 КИСЛЕВ 5769 – 2(202)

 

КЛОД БЕРРИ

ЕВРЕЙ, СТАВШИЙ СИМВОЛОМ ФРАНЦИИ

В парижском госпитале Сальпетриер 12 января от второго инсульта на 75-м году скончался легендарный французский режиссер, продюсер, сценарист и актер Клод Берри. Клод Берри – псевдоним Клода Берела Лангманна. Он родился 1 июля 1934 года в Париже в еврейской семье с польско-румынскими корнями, глава которой, Гирш Лангманн, был меховщиком и коммунистом. Во время немецкой оккупации родители были вынуждены оставить ребенка знакомым-неевреям, а сами скрывались в Лионе. Через полвека Берри приедет в Лион, чтобы снять фильм о французском сопротивлении “Люси Обрак”. Историю собственной жизни в оккупированном Париже он рассказал в картине “Старик и мальчик” (1967). С начала 50-х он играл маленькие роли – преимущественно в проходных фильмах, – но, не добившись успеха, решил стать режиссером. Тогда же Клод сменил фамилию – он считал, что Берри звучит более по-французски, нежели Лангманн, и это облегчит продвижение его картин. Неизвестно, преуспел ли бы он под своей настоящей фамилией, но как Берри сразу добился успеха. Первая же его комедийная короткометражка “Цыпленок” (1965) – о мальчике, который, пытаясь убедить родителей не убивать его любимую курицу, каждый день подкидывает в ее гнездо по яйцу, – снятая на деньги, занятые у друзей, завоевала приз Венецианского фестиваля и получила “Оскар”. Но следующего режиссерского успеха Берри, перешедшему на полный метр, пришлось ждать 20 лет.

За свою почти полувековую карьеру Берри в том или ином качестве принял участие более чем в сотне фильмов. Однако для всего нефранкоязычного мира он остается в первую очередь режиссером провансальской дилогии 1986 года “Жан де Флоретт” и “Манон с Источников” с Ивом Монтаном, Жераром Депардье, Даниэлем Отоем и Эммануэль Беар. Фильмы способствовали росту популярности Прованса среди туристов и даже побудили многих иностранцев переехать туда. Сам Берри, впрочем, уверял, что больше прочих своих лент любит “Жерминаль” (1993) по Эмилю Золя – провансальская дилогия показывает трагедию индивидуалистов, говорил он, тогда как в “Жерминале” главным героем является рабочий класс, масса, что гораздо важнее.

Несмотря на зрительскую популярность фильмов Берри, они нередко подвергались критике. Рецензенты полагали, что режиссер потакает вкусам массового зрителя, расчетливо скрещивая приемы французской новой волны с голливудской манерой. Берри много лет дружил с Франсуа Трюффо, поэтому их картины часто сравнивали, однако в большинстве случаев сравнение было не в пользу Берри.

Основные удачи Берри связаны с его продюсерской работой. Он продюсировал многие из самых громких французских проектов последних десятилетий – фильмы об Астериксе и Обеликсе, “Африканца” Филиппа де Брока, мелодраму Жан-Жака Анно “Любовник”, “Кус-кус и барабульку” Абделатифа Кешиша, “Королеву Марго” Патриса Шеро. Среди спродюсированных им картин еще две выдающиеся экранизации – “Вальмон” Милоша Формана по “Опасным связям” Шодерло де Лакло и “Тэсс” Романа Полански по роману Томаса Гарди.

Берри на протяжении нескольких десятилетий считался на родине одним из самых влиятельных кинематографистов, “крестным отцом французского кино”. С 2004 года он возглавлял Французскую киноакадемию, на его смерть откликнулся Николя Саркози. В мире, однако, он был известен значительно меньше, оставшись по преимуществу “гением для внутреннего употребления”. Впрочем, Берри, ощущавший себя стопроцентным французом, едва ли искал мирового признания. “Я еврей, это часть меня, но я не эксплуатирую свое еврейство, – говорил он в 1993 году в интервью английской газете „Гардиан„, – не могу назвать себя практикующим иудеем, хотя и испытываю эмоциональный подъем, когда приезжаю в Израиль, а палестино-израильский конфликт ранит меня. Но моя французская сторона сильнее. По культуре я француз”

Борис Шмулин

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.