[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2009 КИСЛЕВ 5769 – 2(202)

 

Жаботинский в Бессарабии

 

Я.М. Копанский

 


Я.М. Копанский
Еврейское национальное движение в Бессарабии в межвоенный период (1918–1940 гг.)
Кишинев: Высшая антропологическая школа; Институт культурного наследия АН РМ, 2008. – 369 с.

Вышла в свет монография Якова Михайловича Копанского – известного историка, ушедшего от нас в 2006 году. Ее появление заставляет лишний раз задуматься о соотношении еврейской политической и общественной жизни на бывших окраинах Российской империи и на территории СССР в период между 1917 годом и началом второй мировой войны.
Достаточно сопоставить хотя бы многочисленные работы последних лет, посвященные деятельности Культур-лиги, где основное внимание уделяется ее достижениям в развитии еврейского искусства, театра, педагогики и т. д., с подзаголовком соответствующей главы монографии Копанского – “Сложности сионистов во взаимоотношениях с „Культур-лигой„”. Хорошо, казалось бы, исследованное объединение характеризуется здесь как центр просоветского коммунистического подполья – каковым оно, собственно, и являлось. И без учета этого невозможно дальнейшее изучение существования “Культур-лиги” на пространстве от Киева до Кишинева, от Варшавы до Нью-Йорка.
Другим “мостом” между сионистами Бессарабии и подсоветскими евреями оказывается соратник Герцля и лидер бессарабских сионистов доктор Яков Коган-Бернштейн. Несмотря на обещания Хаима Вейцмана, Когану-Бернштейну так и не нашлось места в новой Палестине, и, не найдя работы ни в “Адассе”, ни в больничной кассе, он был вынужден переехать в одну из колоний на Украине, где и скончался в мае 1929 года.
Многие лидеры бессарабской общины были связаны с сионистами Одессы либо просто перемещались из одного центра сионистского движения в другой. И здесь хотелось бы обратить внимание на одну из самых ярких глав книги, которая называется “Активизация деятельности сионистов-ревизионистов”. Эта часть работы Копанского заполняет существеннейшую лакуну в биографии и библиографии Зеэва Жаботинского. Наибольшая активность Жаботинского в Бессарабии пришлась на годы борьбы за освобождение его соратника Авраама Ахимеира, облыжно обвиненного в убийстве профсоюзного деятеля Хаима Арлозорова, международной травли-ревизионистов и знаменитой петиционной кампании за разрешение въезда евреям в английскую подмандатную Палестину.
Несмотря на то что Жаботинский явно не был героем романа Копанского, его роль и место в межвоенном сионистском движении описаны в монографии честно и адекватно. К сожалению, смерть не позволила исследователю проанализировать петиционную кампанию в Бессарабии – книга обрывается на том месте, до которого успел довести ее автор. Однако теперь у историков бессарабского еврейства есть задача, которую завещал им виднейший историк в своей закатной книге

Леонид Кацис

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.