[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2009 АДАР 5769 – 3(203)

 

«пока не перестанешь различать...»

Ишая Гиссер

Люди пьют спиртное с разными целями. Есть те, кто пытается таким образом уйти от забот, и те, кто хочет поднять настроение, те, кто иначе уже не может, и те, кто получает удовольствие от вкуса благородного напитка. Но только евреи пьют (и даже напиваются допьяна) с религиозной целью. Правда, нечасто – раз в год. Многие пьют с трудом, я бы даже сказал, с отвращением. Сосредоточенно вливая в себя стакан за стаканом, они выполняют заповедь напиться так, чтобы благородный праведник Мордехай стал неотличим от подлого Амана. Грамотные уже догадались, что речь идет о празднике Пурим и об одном из самых экзотических законов иудаизма: предписанном пьянстве во время праздничной трапезы в этот день.

Обычно не позволяющий себе лишку благочестивый еврей обязан довести себя до такого состояния, когда его разум перестает служить критерием истины. Я называю этот закон экзотическим не только потому, что пьяный еврей до сих пор (слава Б‑гу) редкое зрелище, но и по той причине, что интеллект всегда высоко ценился в традиционном еврейском обществе; юродивые и блаженные почетом не пользовались, а дурак не становился героем фольклора. Одно из отличий иудаизма от иных религий заключается в обязательном, заповеданном использовании ума для изучения Торы и постижения Творца. А тут вот, право слово, взять – и напиться... Неудивительно, что этот закон вызывает недоумение, а зачастую и ханжескую критику со стороны.

Тем не менее для удивления и тем более для критики нет причины: все сущее в этом мире целесообразно лишь тогда, когда занимает свое, положенное ему место. В том числе и разум. Выступая в качестве главного инструмента постижения мира, он является мерилом оценки необозримого множества событий и явлений, нас окружающих. Особого выбора у нас нет, других возможностей для этого нам не дано. Однако, при всем уважении к собственным и чужим мозгам, нам ли не признать, что этот инструмент часто дает сбои и те оценки, которые он выставляет людям и событиям, а также их уместности и «хорошести», грешат пристрастностью и зависят от множества субъективных факторов!

Я отнюдь не призываю отказаться от единственного доступного нам способа познания, но, тем не менее, как хорошо, что хотя бы раз в году еврей демонстрирует признание своей ограниченности в постижении ценности явлений и силы ума! Сколь многим из нас, уверенным, что уж они-то понимают, что почем, как надо относиться к ближним и дальним, не хватает усвоения этого урока Пурима – признания узости своих возможностей и превосходства промысла Создателя над логикой творений.

А уж если человек дошел до понимания всего вышесказанного, воспарив над самим собой и признав, что все сотворенное разумно и служит единой цели, неужто он не может позволить себе пропустить стаканчик-другой?!

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.