[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2009 НИСАН 5769 – 4(204)

 

Поры года (ткуфот) и благословение на солнце (биркат а-хама)

Игорь Спекторский

И создал Бг два великих светила: светило великое для правления днем и светило малое для правления ночью, и звезды. И поместил их Бг на своде небесном, чтобы светить на землю, и править днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И видел Бг, что хорошо.
И был вечер, и было утро: день четвертый.

Берешит, 16:19

 

Еврейский календарь – лунно-солнечный, то есть он учитывает как фазы луны (лунный месяц), так и поры года (солнечный год). Евреям приходится строить такой календарь, поскольку, с одной стороны, Тора содержит прямое повеление Всевышнего освящать каждый месяц (см., например, Бемидбар, 10:10), и традиция говорит, что подразумевались новолуния – так называемые молады; а с другой стороны, месяц Исхода из Египта назван весенним месяцем, когда колосится ячмень (Шмот, 34:13). Позже этот месяц получил название нисан, и именно его Тора называет первым. Важно отметить, что Тора вообще не приводит названий месяцев, ограничиваясь номерами (месяц первый, месяц второй и т. д.)[1]; при этом начало года совпадает с началом месяца тишрей – седьмым от нисана.

 

Основы календаря

Приведем название всех двенадцати месяцев еврейского календаря и приблизительное их соответствие месяцам нынешнего европейского (так называемого григорианского) летоисчисления.

 

Месяц в еврейском календаре

 

Соответствие с григорианским календарем

 

1

 

Нисан

 

Март–апрель или апрель–май

 

2

 

Ияр

 

Апрель–май или май–июнь

 

3

 

Сиван

 

Май–июнь или июнь–июль

 

4

 

Тамуз

 

Июнь–июль или июль–август

 

5

 

Ав

 

Июль–август или август–сентябрь

 

6

 

Элул

 

Август–сентябрь или сентябрь–октябрь

 

7

 

Тишрей

 

Сентябрь–октябрь или октябрь–ноябрь

 

8

 

Хешван

 

Октябрь–ноябрь или ноябрь–декабрь

 

9

 

Кислев

 

Ноябрь–декабрь или декабрь–январь

 

10

 

Тевет

 

Декабрь–январь

 

11

 

Шват

 

Январь–февраль или февраль–март

 

12

 

Адар

 

Февраль–март

 

 

 

Продолжительность лунного месяца[2] составляет примерно 29,53 суток. Ясно, что календарный месяц не может содержать дробное число суток, поэтому в одних еврейских месяцах 29 дней, в других – 30. Во времена Храма начало каждого месяца устанавливал Сангедрин (еврейский суд) по показаниям свидетелей, увидевших молодую луну. Если свидетели приходили на 30й день текущего месяца, то этот день объявляли первым днем нового месяца, а уходящий месяц становился 29дневным; если же свидетели на 30й день не приходили, то первым днем нового месяца считался следующий день (свидетели уже не требовались), а уходящий месяц становился 30дневным. (Подробнее о законах освящения нового месяца см.: Рамбам, «Кидуш а-Ходеш».)

Солнечный год[3] длится около 365,24 суток, что составляет примерно 12,37 месяцев, то есть год в еврейском календаре должен содержать 12 либо 13 месяцев. Поскольку месяц Исхода должен быть весенним, дополнительный месяц вставляется именно перед нисаном. Год из тринадцати месяцев, содержащий два адара, в русскоязычной литературе называют високосным – по аналогии с европейским календарем (в еврейских источниках такой год называют, в буквальном переводе, беременным). Во времена Храма решение о том, вставлять ли дополнительный месяц, принимал Сангедрин.

Начало лет в еврейском календаре ведется от сотворения мира, а именно – от сотворения первого человека. Согласно мнению, принятому за основу при расчете календаря, шесть дней творения длились от 25 элула 1го года до 1го тишрея 2го года; 1й год считается «годом хаоса». Расчеты, проведенные на основе текста Танаха и устной традиции, показывают, что 2009 году по европейскому исчислению соответствует 5769 год от сотворения мира; точнее, начало (1 тишрея) 5769 года пришлось на восход звезд в ночь с 29 на 30 сентября 2008 года.

Нужно сказать, что в Талмуде (Рош а-Шана, 11а) приведен спор мудрецов о том, когда же был сотворен мир. Рав Элиэзер говорит, что мир был сотворен в тишрее, рав Йеошуа полагает, что в нисане. В еврейском мире принято считать, что мир физически был сотворен в тишрее, но «задуман» в нисане. Конечно же, следует очень осторожно относиться к фразе «задуман до сотворения», ибо до сотворения мира не было времени, а значит, не было «раньше» и «позже».

Сутки в еврейском календаре начинаются вечером, с восходом звезд, как сказано: «И был вечер, и было утро: день…» (Берешит, 1:5 – 1:31). К сожалению, сегодня мы не можем точно определить момент начала новых суток, поэтому время после захода солнца и до наступления полной темноты, то есть до появления всех звезд, даже малых, считается временем сомнения. Именно поэтому при наступлении шабата почти все общины прекращают работу в пятницу с заходом солнца и позволяют себе начать работу более чем через сутки, с появлением малых звезд.

Сутки делятся на 24 так называемых временных часа: 0 часов соответствуют началу суток (восходу звезд). Рассматривают также дневные и ночные временные часы, деля на 12 часов соответственно дневное и ночное время суток.

Говоря о календаре, нужно упомянуть о неделе. В еврейском календаре (как, впрочем, и во многих других календарных системах) она соответствует семи дням творения (Берешит, 1:1 – 2:3). Тора не вводит специальных названий для «будних» дней недели, отдельное имя получил лишь седьмой день недели – шабат (суббота). Воскресенье в еврейском календаре называется первым днем, понедельник – вторым и т. д.

 

Ткуфот (поры года)

Некоторые нормы еврейской жизни опираются на понятие ткуфы (мн. ч. – ткуфот). Один солнечный год делится на четыре ткуфы: весеннюю (ткуфат нисан), летнюю (ткуфат тамуз), осеннюю (ткуфат тишрей) и зимнюю (ткуфат тевет). Для подсчета ткуфот принята длительность года в 365,25 суток (365 дней 6 часов) и одинаковая длительность каждой ткуфы в 91 день 7,5 часов (Эрувин, 56а)[4].

За начало отсчета принята ткуфат нисан 1го года, наступившая за 7 дней 9 часов 642 части (1 часть = 1/1080 ч) до молада нисан (Тосафот Рош а-Шана, 8а). Заметим: это не противоречит принятому за основу мнению рава Элиэзера, считающего, что мир был сотворен в тишрее. Так, соответственно одному из комментариев, в нисане солнце и луна были «подвешены», но не светили до 28 элула, то есть до 4го дня творения по раву Элиэзеру.

Для календарных расчетов принята продолжительность лунного месяца в 29 дней 12 часов 793 части (793 части ~~ 44 мин 3,3 с), что с точностью до долей секунды совпадает с современными астрономическими данными (29 дней 12 часов 44 мин 2,8 с). За начало отсчета для новолуний принят молад месяца тишрей 1го года – он был во 2й день недели (то есть в понедельник), в 5 часов 204 части. Легко подсчитать, что молад месяца нисан в 1м году был в 4й день недели, в 9 часов 642 части. Таким образом, ткуфат нисан 1го года наступила в 4й день недели в 0 часов, то есть в самом начале суток.

Теперь несложно подсчитать время наступления каждой ткуфы в любой заданный год, прибавляя смещение в 365 дней 6 часов для каждого года и 91 день 7,5 часов для каждой ткуфы после ткуфат нисан. Так, ткуфат тамуз 1го года наступила в 4й день недели в 7,5 часов – за 4 дня 16 часов 321 часть до молада месяца тамуз, который был в 1й день недели 23 часа 861 часть. Особый интерес представляет ткуфат тишрей 2го года, наступившая в 4й день недели в 15м часу суток (то есть в 3 часа дня), за 1 день 23 часа до молада тишрей, который был в 6й день недели в 14 часов.

Заметим, что ткуфат тишрей 2го года наступила именно в 4й день творения, когда были сотворены оба светила – Луна и Солнце. Согласно комментарию Раши, оба светила изначально были великими, но затем Луна пожаловалась, что «не могут два царя носить один венец» и в наказание была уменьшена. Новая (маленькая) луна появилась спустя 1 день 23 часа, в день сотворения первого человека, который получил возможность освятить начало месяца тишрей.

Читатель вправе задать вопрос: как можно вычислить день наступления ткуфот в последующие годы, если календарь не был фиксированным и дополнительный месяц вставлялся по решению Сангедрина по необходимости, без принятой ныне периодичности в 19 лет? Однако Рамбам в «Кидуш а-ходеш» (часть 9) предписывает рассчитывать ткуфот так, как если бы принятый в нынешнем фиксированном календаре 19летний цикл обычных и високосных лет соблюдался и раньше. Нынешний календарь, принятый после разрушения Второго храма и прекращения работы Сангедрина, разбивает последовательность лет на 19летние циклы, в каждом из которых есть 12 обычных лет и 7 високосных – 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 17-й и 19й годы каждого цикла. Год 5768-й был 11м в цикле, то есть високосным. Теперь у нас есть все для того, чтобы определить время наступления каждой из четырех ткуфот в любой заданный год. Не утомляя читателя расчетами (простыми, но громоздкими), приведем данные для 5768–5771 годов.

Год

 

Год по
европейскому календарю

 

Ткуфа

 

Дата
наступления по европейскому
календарю

 

Время наступления (временные часы)

 

5768

 

2007

 

Тишрей

 

8.10.2007

 

3:00

 

5768

 

2008

 

Тевет

 

7.01.2008

 

10:30

 

5768

 

2008

 

Нисан

 

7.04.2008

 

18:00

 

5768

 

2008

 

Тамуз

 

8.07.2008

 

1:30

 

5769

 

2008

 

Тишрей

 

7.10.2008

 

9:00

 

5769

 

2009

 

Тевет

 

6.01.2009

 

16:30

 

5769

 

2009

 

Нисан

 

8.04.2009

 

0:00

 

5769

 

2009

 

Тамуз

 

8.07.2009

 

7:30

 

5770

 

2009

 

Тишрей

 

7.10.2009

 

15:00

 

5770

 

2010

 

Тевет

 

6.01.2010

 

22:30

 

5770

 

2010

 

Нисан

 

8.04.2010

 

6:00

 

5770

 

2010

 

Тамуз

 

8.07.2010

 

13:30

 

5771

 

2010

 

Тишрей

 

7.10.2010

 

21:00

 

5771

 

2011

 

Тевет

 

7.01.2011

 

4:30

 

5771

 

2011

 

Нисан

 

8.04.2011

 

12:00

 

5771

 

2011

 

Тамуз

 

8.07.2011

 

19:30

 

 

Мы сознательно привели европейские даты ткуфот, поскольку европейский календарь – чисто солнечный и лучше отражает их периодичность: даты соответствующих ткуфот практически совпадают.

Расчет ткуфот влияет на исполнение следующих законов.

1. Дополнительный месяц вставляют: если 15е нисана (первый день праздника Песах) попадает в ткуфат тевет, дополнительный адар вставляют непременно. Впрочем, Сангедрин мог вставить дополнительный месяц, даже если 15е нисана и без того попадало в ткуфат нисан (см.: Рамбам, Кидуш аходеш).

2. Вставку «дающий росу и дождь» в 9м благословлении амиды начинают читать в странах диаспоры на 60й день ткуфат тишрей. В XX и XXI столетии по европейскому календарю это будет вечерняя молитва в ночь на 5 декабря (если наступающий год не високосный), либо на 6 декабря (если наступает високосный год). Отметим: начиная с 2100 года эти даты изменятся.

3. Чтение биркат а-хама (благословение на солнце). Это редкое благословение читают раз в 28 лет, когда ткуфат нисан начинается в 4-й день недели в начале суток, как в 1-м году. Считается, что в это время солнце светит особенно ярко, поскольку занимает то же положение, что и при сотворении мира (Брахот, 59б). Законы биркат а-хама мы разберем отдельно.

Гелиос в колеснице. Мозаика (фрагмент). Синагога «Бет Алеф». VI век

Биркат а-хама

Легко понять, что ткуфат нисан начинается в 0 часов раз в четыре года – в 1м, 5м, 9м... 5761-м и других годах – из-за смещения по суточному времени на шесть часов в год. Если же мы хотим, чтобы ткуфат нисан попала еще и на тот же день недели (а именно на среду), то общее количество дней в четырехлетних циклах между нашими ткуфот должно делиться на семь. Таким образом, день недели и время начала ткуфат нисан одновременно повторятся через семь циклов по четыре года, то есть через 28 лет. Получаем следующее правило: биркат а-хама читается в год n по еврейскому исчислению, если n1 делится на 28. Так, биркат а-хама читали в 5685-м (1925-м по европейскому календарю), 5713-м (1953-м), 5741-м (1981-м) и будут читать в 5769-м (2009-м), 5797-м (2037-м) и в другие годы.

В ХХ–ХХІ столетии (по европейскому календарю) биркат а-хама читают 8 апреля (в день начала ткуфат нисан) рано утром – предпочтительно с восходом солнца, но допустимо и в течение трехдневных временных часов после восхода.

Условие чтения биркат а-хама: солнце должно хотя бы «проглядывать» из-за облаков. Если оно закрыто тучами полностью все три часа, благословение тоже произносится, но без упоминания Имени и Царства.

Миньян для чтения биркат а-хама необязателен, но желателен, поскольку заповеди лучше исполнять в общине. Поэтому следовало бы, чтобы во вторник вечером, накануне чтения биркат а-хама, габай в синагоге делал соответствующее объявление.

Слепой может ответить «амен» на благословение, произнесенное кем-то, либо произнести биркат а-хама самостоятельно, но без упоминания Имени и Царства.

Благословение времени («шейхеяну») по случаю биркат а-хама не предусмотрено, но можно надеть новую одежду и произнести «шейхеяну», имея в виду также и биркат а-хама.

По форме биркат а-хама – благословение «творящий мироздание», то есть оно совпадает с благословением на молнию, высокие горы и другие редкие явления. Однако мудрецы составили для этого случая специальный седер – порядок молитв (в конкретной общине могут быть свои обычаи):

1. Псалом 148.

2. Биркат а-хама: «Благословен ты, Гсподь, Царь вселенной, творящий мироздание».

3. Отрывок из 1го благословения перед утренним «Шма» в субботу от слов: «Бг, властелин» до: «святые серафим, хайот и офаним прославляют Его великолепие и величие».

4. Псалом 19.

5. «Алейну» и кадиш сироты.

 

2009 год, как год чтения биркат а-хама, имеет одну особенность: в этом году начало ткуфат нисан не только попадает на начало суток 4го дня недели, но приходится на 14е нисана, то есть на день, предшествующий празднику Песах. Островский ребе (Кадош Эльйон) отмечает, что такое случалось, когда год биркат а-хама предшествовал великим чудесам и избавлению: в 2437 году (последний год чтения биркат а-хама перед Исходом из Египта) и в год, предшествующий событиям Пурима. Согласно еврейской традиции, Машиах придет не позже 6000 года, но до этого времени остался лишь один год, когда биркат а-хама читается 14 нисана – это 5769 год (2009 по европейскому исчислению). Поэтому сейчас у нас есть дополнительный повод надеяться на скорое избавление, и помочь этому должно надлежащее исполнение заповеди чтения биркат а-хама.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1]    Нынешние названия еврейских месяцев появились, по-видимому, после Вавилонского изгнания.

 

[2]    Речь идет о так называемом синодическом месяце – промежутке между двумя одинаковыми фазами луны, например между двумя новолуниями.

 

[3]    Имеется в виду тропический год – промежуток между двумя моментами весеннего равноденствия.

 

[4]    Это ткуфа рава Шмуэля. Известна также ткуфа рава Адды, предлагающая большую точность при более сложных расчетах.