[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2009 ИЯР 5769 – 5(205)

 

и ЕВРЕЮ ПРИЯТНО, И «АЭРОФЛОТУ» ХОРОШО

«Аэрофлот». Бортовой журнал 2008, № 11.

Взойдя на борт самолета, удобно сложив крылья в кресле (пусть свои отдохнут, пока воздушнофлотские трудятся), мы инстинктивно заглядываем в карман на спинке переднего кресла со вчерашней или позавчерашней прессой, даже если вооружены книгой, ноутбуком или МР3-плеером. Но справедливости ради хотелось бы отметить: позавчерашней прессы в «почтовых ящиках» на родных авиалиниях становится меньше. Более того, «закрытые» журналы (то есть журналы, публикуемые исключительно для внутреннего пользования) начинают приятно удивлять своим качеством. Невольно задаешься вопросом: почему бы эти самые «закрытые» не открыть для более широкого контингента, чем они хуже многих других глянцевых «обермейстеров»? Такое чувство испытываешь, становясь обладателем персонального экземпляра «Аэрофлота» за ноябрь 2008 года. Добрая часть этого бортового красавца посвящена Израилю, да и называется он – «Иерусалим близко к небу». Вероятно, первый вопрос, которым задастся искушенный «летун»: «Зачем это нужно “Аэрофлоту”, если есть “EL  AL” и “Трансаэро”?» Но разве Иерусалим не близок к небу? И почему бы «Аэрофлоту» не летать хотя бы до Эйлата? Читатели подобной продукции делятся на две категории. Первая, впадая в детство, начинает с картинок (таких большинство, и журнал им потрафляет), картинки, естественно, листаются с такой сверхзвуковой, что можно за пару секунд оказаться в конце журнала, в рубрике «Вкус» – на израильской кухне, где молоко течет и мед; вторая знакомится основательно, соотнося в уме длительность полета и вместимость «почтового ящика». Начинают они с оглавления, с рубрик… Читатель номер один, основной потребитель рекламы, апеллирует не столько к «стильности» и «качеству» самого товара, сколько к «стильности» и «качеству» его воспроизведения на страницах. Для него, безупречного пользователя мифа, – летящий навстречу внедорожник: «Где бы вы ни были – в городской сутолоке или в непроходимых дебрях, – всегда можно положиться на Chevrolet TrailBlazer». Но нас интересует читатель номер два, он же нормальный, жаждущий подлинной поэтики открытий, но, к сожалению не только для «Аэрофлота», – «малопроцентный». «Нормальный» читатель воспользуется, как минимум, четырьмя входами в журнал «Аэрофлот». Возможно, начнет со статьи Артема Рондарева «Нормальный человек» в рубрике «Фигура», посвященной жизни и творчеству Боба Дилана (Роберта Алена Циммермана). Очевидно, что статья в этом номере появилась не случайно и призвана поддержать еврейскую тему. Но материал об ассимилированном американском еврее Дилане скорее рифмуется со статьей о Чулпан Хаматовой, нежели с центральной, героем которой выступает Иерусалим, – «Уголок неба» Владислава Крылова. У многих городов есть побратимы и подражатели, но только один обзавелся своей копией в небесах. «Пока с Иеру­салимом небесным не все до конца понятно, стоит посетить Иерусалим земной», – призывает автор. Земной Крылова почти ничем особенным не отличается от многих «глянцевых» предшественников. Стоит, правда, отметить добротность крыловского письма: «Моими соседями на заднем сиденье объемистого “мерседеса” оказались пожилой дородный хасид с монументальными сивыми пейсами и повадкой патриарха и восторженный американский негр-проповедник с непременным белым воротничком и украшенным солидных размеров крестом черным кожаным портфелем». Однако «айда в Иерусалим», как в свое время в кино, не получилось: уж больно разработанным маршрутом воспользовался автор. Ну это как если бы вы, говоря о Москве, начали с Красной площади и закончили станцией метро «Маяковская», ни словом не обмолвившись о краснопресненском Горбатом мостике, с которого, между прочим, поднялись две революции. (Не исключаю, что мнение мое таково потому, что я имел дело с майским номером журнала «Вокруг света», посвященным Израилю: взятой «вокругсветовской» высотой теперь невольно меряешь любой журнальный разговор об Израиле и Иерусалиме.) Кстати, о мостах… Большая статья, повествующая о европейских архитектурных шедеврах, облюбованных романтическими парами и новобрачными, вряд ли покажется кратчайшей из дорог в рубрику «Примечания», в которой расположилась (затерялась?) одна из лучших статей номера – миниатюра Александра Гениса «У Стены Плача». Жаль, конечно, что автору в Иерусалиме все понравилось, но ничего не показалось родным. Очень важно, считает Генис вместе со своим одноклассником-гидом, что у Стены Плача на ответ рассчитывают – и получают, но не менее важно, что не всегда. Ведь если Б-г дает все, что просят, «то такой щедростью Он лишает человека свободы выбора». Как было бы замечательно, если бы эта миниатюрка оказалась в майском «Вокруг света». Но верно также, что сравнивать «открытые» журналы с «закрытыми» как-то некорректно. Тем более что «Аэрофлот» своему вояжеру выбор предоставил, это он, пассажир, будет уже выбирать между иллюминатором, в котором разворачивается небесное действо, и городом, у которого есть своя копия в небесах.

Афанасий Мамедов

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.