[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2009 СИВАН 5769 – 6(206)

 

ОТ ВОРОТ «ЧЕЛСИ» ДО ВОРОТ СБОРНОЙ РОССИИ

Леонид Кацис

Мне редко приходится писать не в литературную, а в политическую рубрику, тем более в «Актуалии». Еще реже, быть может первый раз в жизни, поводом к включению компьютера оказался спорт. Однако июнь 2009 года неожиданно, но довольно-таки жестко соединил в себе все три названные темы, прибавив к ним еще и антисемитизм.

Впрочем, все по порядку. Начнем с футбола. Три месяца тому назад российские СМИ облетело драматическое для всех российских болельщиков сообщение: великий голландец Гус Хиддинк, выведший доселе безнадежную российскую футбольную сборную на третье место в Европе и готовящий ее к борьбе за выход в финальный турнир чемпионата мира, поддался на увещевания Романа Абрамовича – бросился по совместительству спасать лондонский «Челси». Сам Хиддинк сказал, что его отношения с Романом Абрамовичем таковы, что отказать ему голландец просто не может.

И впрямь, к моменту, когда этот текст сдается в печать, «Челси» выиграл уже пять матчей, один свел вничью, но этого хватило для выхода в следующий круг Кубка чемпионов.

 Пусть так, но подобным «актуалиям» место в спортивных газетах, а не в «Лехаиме». Но тут вмешивается в дело литература. Моя почта принесла конверт из Еврейского университета в Иерусалиме, в котором работает Центр Видала Сассуна по изучению антисемитизма.

В 32-м выпуске серии «Анализы текущих направлений в антисемитизме» читаю брошюру замечательного израильского литературоведа, автора книги о русских писателях-евреях в годы Октябрьской революции, издателя полного собрания сочинений Исаака Бабеля на иврите (2008) и монографии «Перечитывая Диккенса/Перечитывая город» профессора университета Бен-Гуриона в Беэр-Шеве Эфраима Зихера «Мультикультурализм, глобализация и антисемитизм: случай Британии» (2009). А там как раз то, что задело меня за живое, – футбол, «Челси», Роман Абрамович и, наверное, кем-то уже подзабытый израильский тренер клуба Авраам Грант. Тот самый Грант, который вывел свой клуб в финал Кубка чемпионов, однако про­игравший, кажется по пенальти, этот финал в Москве на глазах все того же Романа Абрамовича. Впрочем, после Гранта был еще кто-то, кто довел «Челси» до необходимости спасения клуба Хиддинком, но про него брошюр не пишут, тем более в серии об антисемитизме. Чего тут интересного: итальянец ли ты в глобализованном мультикультурном мире, бразилец или кто угодно, если тренер ты хреновый, которому ни до какого финала Кубка чемпионов не дойти.

Иное дело – Авраам Грант. Ведь он не просто еврей, не просто израильтянин, а человек, способный в день памяти жертв Холокоста прийти на стадион с черной повязкой на рукаве. А после матча пойти на мемориальную церемонию соответствующей направленности. Для израильтянина, сына пострадавших в Холокосте родителей, это кажется вполне нормальным, если не обязательным, тем более в современной «толерантной» Британии.

В той самой Британии, о веротерпимости и национальной толерантности которой нам рассказывали псевдоисторические байки. Может быть, кто-то еще помнит, как Черчиллю якобы задавали вопрос: «Почему в Англии нет антисемитизма?» – а он якобы отвечал, что англичане не считают себя глупее евреев. (Теперь, наверное, сочли…)

 Антисемитская напряженность достигла таких размеров, что еврейская община была вынуждена обращаться в Скотланд-Ярд. А самому Гранту, как рассказывает профессор Зихер, угрозы приходили в конвертах с подозрительным белым порошком либо в угрожающих e-mail’ах.

Интервью и сообщения на эту тему появлялись в «Маариве», статьи были в «Гардиан» и т. д., но здесь мы об этом ничего не знали.

Зато зимой 2009 года, когда российских биатлонистов отстранили от соревнований за употребление допинга, а их шведские и немецкие коллеги явно перешли грани приличия в общении с теми русскими, которых никто от соревнований не отстранял, и российские болельщики (правда это или нет) стали якобы посылать СМС-ки хулиганского содержания на телефоны шведских тренеров, те незамедлительно поставили вопрос об отмене этапа Кубка мира по биатлону в Ханты-Мансийске из-за проблем с безопасностью. К сегодняшнему дню пыль улеглась, однако на зубах еще поскрипывают песчинки. Что позволено шведу в толерантной Европе – не позволено еврею и израильтянину.

Напомним и о том, что из-за антисемитских демонстраций вокруг стадиона в «нейтральной» Швеции весенний матч теннисного Кубка Дэвиса проходил (из соображений безопасности участников израильской команды и вследствие антисемитских демонстраций) без зрителей, не исключено, что арабского, а не «твердого нордического» происхождения. Но и для Швеции, и для Британии это ничего не меняет. Ведь благородные борцы с «сионистским врагом» являются полноправными гражданами свободной Европы или, на худой конец, обладателями евросоюзовского вида на жительство.

А вот как это выглядело в Лондоне. Все началось, когда Дэвид Меллор, пишущий в лондонской «Ивнинг стандарт», 20 сентября 2007 года обвинил владельца клуба Романа Абрамовича в действиях, напоминающих Калигулу, вводящего в клубе режим «беспорядочной скачки».

Напомним, что именно Калигула ввел своего коня в римский сенат. Честно говоря, весь этот «стилек» поразительно напоминает одно из не самых почтенных прозвищ московского ЦСКА – «конюшня», а ведь, как известно, Роман Абрамович имеет и к этому клубу некоторое отношение.

Напомним еще кое о чем, что не стал упоминать Эфраим Зихер. Читатели русской поэзии помнят, наверное, что одна великая поэтесса говорила, будто Борис Пастернак похож сразу на араба и его лошадь. Так вот, не на характерную ли еврейскую внешность Гранта намекает Дэвид Меллор?! Однако читаем дальше: «Пишущий в онлайн-газете “Гардиан” Алекс Стейн, чье имя может быть достаточным индикатором его этнической принадлежности даже и без декларирования его “племени” (так у Э. Зихера. – Л. К.), в первых строчках его статьи удивлялся, будет ли это “хорошо для евреев”, если уж вся история “дозрела до стадии теории еврейского заговора”».

Замечательно и название статьи Стейна: «Да, но кошерно ли это?» Когда видишь такое, приходит на ум мысль: а не сами ли денационализованные ассимилянты, боящиеся за свою достаточно обеспеченную жизнь на Британских островах, хотят избавиться от раздражающих израильских потомков жертв Холокоста и безобидно комментировать итало-бразильско-голландские проблемы игры, родившейся, как считается, на Британских островах…

Но и это еще не все. Ведь одного Гранта английским «футбольным специалистам» мало, нужен все же и хозяин клуба. И он появляется в соответствующих публикациях незамедлительно: «Мартин Сэмьюэл, главный футбольный корреспондент “Таймс”, ставит под вопрос квалификацию Гранта и заявляет, что только теневые операции еврейского магната Романа Абрамовича могут объяснить его приглашение».

И далее Э. Зихер приводит цитату из статьи с характерным названием «Приглашение Авраама Гранта делает “Челси” не более чем игрушкой богача». Вот она: «Для понимания Абрамовича важно учитывать, что сильнейшее культурное влияние на его жизнь оказывает не национальность, но его судьба. В ранние дни “Романова нашествия”, когда владелец (“Челси”. – Л. К.) был фигурой несколько загадочной, отмечалось влияние на этого нового человека скорее его еврейского наследия, более сильного, чем его русские корни. Именно так он связывался с его внутренним кругом. Абрамович забавляется со своей “челсовской штучкой” (Chelski schtik), но это не то, что он есть в действительности».

Этот полужаргонный текст, свойственный далеко не всем публикациям респектабельной «Таймс», перевести довольно трудно. И тут без помощи профессора-литературоведа не обойтись. А комментарий Эфраима Зихера связан как раз со стилистикой текста Мартина Сэмьюэла: «Сэмьюэл передразнивает американо-еврейский сленг (еврейский код) и утверждает, что Абрамович был поддержан израильским агентом (мастером сомнительных делишек) и русскими деньгами (коррумпированной мафией), которая также оплачивает разгульные вечеринки поп-звезд, которые залетают из России. Другими словами, все дело выглядит как “еврейский бизнес”: “Челси” не столько русский, сколько кошерный».

Еще лучше, чем этот «конспирологически антисемитский» текст, комментарий израильского филолога: «Это может выглядеть остроумно и озорно, и футбольный (со стилистическим американизмом soccer в названии английского football’а. – Л. К.) эксперт “Таймс” может не вызвать подозрения в антисемитизме; что выделяется здесь, однако, это то, как порознь, не взаи­мосвязанные отсылки к еврейским скрытым мотивам входят в длинную историю стереотипизации “еврея” как ловкача и конспиратора, поддерживающего международный и космополитический бизнес, связанный с сообществом своих единоверцев во всем мире».

Однако дело здесь не только в россиянине и экс-губернаторе Чукотки соответствующего происхождения, само обсуждение которого еще недавно выходило за пределы политкорректности. Дело здесь в антиизраилизме современной Европы (выходящем за пределы политкорректности, перейденные уже в разговоре о хозяине «Челси») и в явном изменении этнорелигиозного состава населения Старушки Европы, из-за своего преклонного возраста и немощи разучившейся воспроизводить европейцев.

Поэтому-то футбол и оказывается, по мнению израильского профессора, важным индикатором отношения плебса с английскими паспортами к евреям. Того самого отношения, которого в открытую англичане в Англии про­явить побоятся. Однако мы сейчас не будем продолжать анализ превращения английских команд в «жидовские» по мере появления у них еврейских владельцев или израильских тренеров. Ведь в глобализованном мире, сколько бы нам ни твердили обратное, все народы (по англичанину же Дж. Оруэллу) равны, но некоторые – равнее. И здесь никакая «политкорректная» глобализация не поможет.

Поэтому вернемся к нашим российским «коням» («ЦСКА») и «свиньям» («Спартак»). Попробуем предсказать, какие варианты возвращения Хиддинка от Абрамовича ждут нас теперь по истечении трехмесячного «одалживания» голландского специалиста в «Челси».

Первый и самый простой: российская сборная выходит из отборочной группы чемпионата мира. Следовательно, английская гастроль ничему не помешала. А уж что там будет на самом чемпионате, с «Челси» и Романом Аркадьевичем никак не связано.

Второй вариант: российская сборная проигрывает первые после-«челсовские» матчи, и именно этих очков не хватает в итоге для выхода из группы. Тут почти неизбежно последуют выводы от мистических до физических и психологических.

То ли у Хиддинка, как сказал один из футболистов, может не хватить фарта на две команды, то ли чукотский губернатор «предаст» интересы России из-за своих личных клубных интересов, то ли общая «симпатия» нашего народа к бурным 90м выльется в знакомое сочетание с обычным антисемитизмом.

Не будем забывать, что сама по себе болельщицкая среда не только в великой Британии, но и в сегодняшней великой России вполне ксенофобна. Поэтому последствия дружеской помощи не какого-то там российского клуба своему английскому собрату, а сборной России частному английскому клубу, принадлежащему Роману Абрамовичу, могут вылиться в серьезную проблему.

Поэтому-то мне и захотелось познакомить читателей с небольшой брошюркой Эфраима Зихера. Ведь, как говорят разведчики, предупрежден – значит, вооружен.

Что же касается собственно футбола, то будем надеяться, что игроки российских клубов, входящие в сборную России, получат после вылета их клубов из еврокубков этого года достаточно времени для отдыха и игровой практики в рамках чемпионата России, а игроки сборной, входящие в состав ведущих клубов Европы, наберутся там игровой практики и научатся футбольному уму-разуму «на Западе у чуждого семейства». По-видимому, в отличие от того, что имел в виду Осип Мандельштам, когда писал эти строки в стихах «К немецкой речи» незадолго до начала тотального уничтожения евреев Европы, когда говорил о возможности «поучиться достоинству и чести» у этого (тогда германского) семейства, сегодня уже у англичан, судя по всему, учиться нечему.

И это еще один актуальный урок заканчивающейся трехмесячной гастрольной каденции тренера сборной России Гуса Хиддинка в клубе Романа Абрамовича «Челси».

А теперь все к экранам и на трибуны стадиона. И, как часто говорит один из комментаторов, – берегите себя!

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.