[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2009 ТАМУЗ 5769 – 7(207)

 

Послания Любавичского Ребе

Здоровье тела, сознания и духа.

Составитель Шолом-Бер Вайнберг

О различных болезнях и медицинских проблемах

 

О головной боли

<…> Вы пишете, что страдаете от головных болей, однако не сообщили мне диагноз врачей.

По-видимому, они – следствие нерегулярных менструаций; когда цикл месячных наладится, благодаря применению надлежащих медицинских процедур, Ваши головные боли, по крайней мере, уменьшатся.

<…> Что касается мигрени, от которой Вы страдаете. В дополнение к новым препаратам, появившимся в последнее время (и среди них различные соединения никотиновой кислоты), я посоветовал бы Вам приобрести небольшую мезузу. Удостоверившись в ее кошерности, дважды оберните мезузу в материю и носите с собой (конечно же, только в разрешенное время, а не в шабат в публичном месте).

 

О лечении грыжи

<…> Вы пишете о Вашей грыже. Спросите у специалиста, следует ли Вам носить специальный пояс; также попытайтесь выяснить, почему у Вас опять появилась грыжа. Тогда Вы примете соответствующее решение, и дай Бг Вам успехов.

<…> Вы испытывали боли до операции, но и сейчас, уже после нее, боли не совсем прекратились. Известно, что длину пояса, который надевают при грыже, следует время от времени регулировать, в соответствии с физическими изменениями, – Вы можете потерять вес или, напротив, прибавить. Разумно предположить, что Ваши боли обусловлены неправильно выбранной длиной пояса – поэтому лучше, чтобы специалист проверил пояс и урегулировал его длину.

Наверняка Вы не забываете ежедневно читать Хумаш, Теилим и Танью, что обязательно для всех. Если Вы еще не делаете этого, то, по крайней мере, начните. Перечитывайте ежедневно главу из Теилим, соответствующую Вашему году (например, только что прошедший бар мицву начинает с 14й главы и потом каждый год повторяет очередную).

Кроме того, Вам стоило бы регулярно изучать Мишну – хотя бы два отрывка в день. Хорошо бы знать несколько глав Мишны и, как минимум, одну главу Таньи наизусть.

<…> От наших праведников известно (некоторые приписывают это высказывание Бааль-Шем-Тову), что «они принимают на себя ответственность за одинарное погружение» в микве, то есть однократное погружение не принесет вреда здоровью.

 

О памяти

<…> Относительно того, что Вы пишете о своей памяти.

Поймите: прежде всего следует многократно повторять уроки, и не только вслух, но и про себя, а также вести себя в соответствии с требованиями скромности внешнего вида.

Чтобы Бг помог Вам с Вашей проблемой, давайте ежедневно перед молитвой несколько монет на благотворительность.

<…> Старайтесь не переутомляться – когда Вы читаете книгу или что-то изучаете и чувствуете, что память Ваша слабеет, смените предмет изучения на что-то другое, чтобы изучение материала не носило слишком однообразного характера. Например, изучайте Эйн Яаков вместо Мишны, Мишну вместо Талмуда и т. д. После получаса-часа занятий постарайтесь подойти к материалу иным образом – как различаются между собой изучение суммы знаний и глубокое изучение.

Еще один практический совет: запишите содержание того, что Вы изучили, запомнившиеся Вам моменты.

Можно также на какое-то время занять себя другой, желательной для Вас мицвой, а затем вернуться к занятиям. Изучайте предметы, близкие Вам.

Вам следует знать наизусть, по крайней мере, ряд глав из Мишны. Изучайте их так, чтобы они не напрягали Вашу память, даже если это займет более длительное время.

<…> Есть известный совет, восходящий к речениям наших благословенной памяти мудрецов (Эрувин, 54а): «они живы для тех, кто проговаривает их» – то есть произносит вслух изучаемое. Поэтому весьма полезно проводить занятия с кем-нибудь вместе, по принципу «брать и отдавать». Все это очень способствует улучшению памяти.

 

Об ожирении

Вы страдаете от излишнего веса, и это очень расстраивает Вас. Кроме того, Вам трудно ограничивать себя в пище и питье.

Вот моя точка зрения.

1) Доктора преувеличивают потенциальную опасность излишнего веса.

2) Не сосредотачивайтесь на этой мысли – по крайней мере, не думайте постоянно о своем избыточном весе. Тогда Вы успокоитесь, благодаря чему улучшится обмен веществ и вес снизится.

И самое главное – служите Бгу с радостью.

О возвращении к обычной жизни после медицинских процедур

<…> Меня очень удивило Ваше сообщение о том, что после операции Вам предписывают пребывать в покое много месяцев. Обычно это требует гораздо меньшего времени. Возможно, Вы неточно описали в письме свое заболевание и предложенную Вам операцию. Если же описание Вашей болезни соответствует действительности, то Вам можно вести обычную супружескую жизнь. Имеет смысл регулярно консультироваться по этому поводу с раввином, который разрешает алахические вопросы.

 

О радиотерапии

Вы сообщаете, что Вашей жене предлагают курс радиотерапии для лечения головы. Я уже писал Вам однажды, что эту форму терапии нужно применять с крайней осторожностью. Есть много других, не столь опасных, способов лечения, и их положительный эффект более очевиден, чем в случае с радиотерапией.

Что же касается утверждения врача, что он подвергнет ее только одной дозе радиации, готов повторить: по мнению противников этого метода лечения, результаты радиации могут иметь столь же негативные последствия, сколь и позитивные. Это относится и к однократной дозе, поскольку зависит от ее объема. А если вообще нечего опасаться при получении одной дозы, тогда непонятен смысл подобного лечения.

 

О кожных болезнях

Я получил Ваше письмо и молитву-прошение и прочту ее в благоприятный момент на могиле рабби Йосефа-Ицхака. Вы перечисляете события своей жизни за последние годы, а также описываете свою кожную болезнь.

<…> Иногда те или иные пищевые продукты и напитки неблагоприятно воздействуют на организм: на коже появляется сыпь. И если Вы воздержитесь от этих вредных для Вас продуктов, сыпь пройдет.

Между тем трудно выявить продукты, оказывающие вредное воздействие. Самый простой способ – на некоторое время исключить какой-то определенный вид пищи и посмотреть, приведет ли это к исчезновению сыпи.

Если я правильно понял, Вы сами выбираете мазь и способ лечения, следуя совету друзей – что не соответствует ни логике, ни указаниям Торы, в которой говорится: «Дозволяется целителю исцелять».

Наверняка в Вашем районе есть дерматологи – хотя бы сейчас проконсультируйтесь с ними, как поступать, и следуйте их наставлениям. Очевидно, Вы напрасно советовались с человеком, которого люди считают «опытным».

<…> Вы пишете, что у Вас кожное расстройство на внешней стороне ладони левой руки. Верю, что к настоящему моменту болезнь ослабевает; несомненно, она – следствие эмоционального стресса… Перестав концентрироваться на проблемах, вызывающих у Вас душевные страдания, Вы окончательно излечитесь.

В любом случае, целесообразно – особенно сейчас, в месяц элул, – проверить Ваши тфилин, особенно тфилин на руке, и в том числе требуемые размеры ремешков, в частности их ширину.

<…> В свете разъяснений, содержащихся в разных местах хасидского учения, о связи между речью и состоянием кожи человека, Вам следует тщательно воздерживаться от пустой болтовни и тем более от сквернословия. Чаще повторяйте тексты Торы и молитвы, поскольку буквы и слова есть аспект кожи (Тора Ор, 58а): «Суждение Бжье – это мера за меру, но во много раз большая», а духовное и материальное следуют рука об руку. Так, воздерживаясь от пустой болтовни и сквернословия, Вы скорее избавитесь от кожного заболевания.

 

О курении

<…> Поскольку курение угрожает здоровью человека, Вы должны руководствоваться фундаментальным принципом – еврейским кодексом Шульхан арух, где сказано, что человек должен заботиться о своем здоровье.

Впрочем, вред от того, что Вы продолжаете курить, иногда следует сопоставлять со стрессом, который человек испытывает, прекращая курение. Соответственно, к каждому случаю нужно подходить индивидуально. Но если все же врач велел пациенту прекратить курение, то пациент должен вести себя согласно указаниям врача: следовать инструкциям врача велит Тора.

<…> Вы спрашиваете, почему не был вынесен запрет против курения.

Из Вашего письма я понял, что Вы осознаете, какие алахические проблемы возникают с вынесением такого запрета. Раввинистические авторитеты обычно неохотно выносили его, даже при отсутствии разногласий, если запрет включал «установление, которому не может подчиниться большинство членов общины». В этом случае запрет принудительно ставит многих в положение тех, кто грешит сознательно.

Но, конечно же, вопросов с вынесением данного запрета не возникло бы, если бы все авторитеты придерживались единого мнения.

Между тем Вы знаете: есть авторитеты, пусть они и в меньшинстве, которые полагают, что вредное воздействие курения на организм еще окончательно не доказано. Это одна из причин, почему производство и продажа сигарет не запрещены органами здравоохранения.

В последние годы выражалось опасение, что запрет на курение и приравнивание обычных сигарет к марихуане приведет к росту потребления наркотиков: считается, будто курение сигарет, особенно среди молодежи, в известной мере служит заменой весьма распространенным наркотикам.

Но следует учесть: ни эти, ни все прочие соображения не оправдывают употребление того, что уже запрещено согласно правилу «старайся тщательно оберегать свое здоровье».

<…> Надо сказать, что проблемы с курением – дело специалистов, а именно медицинских работников. Здесь же и ответ, почему раввинистические авторитеты не выработали единой позиции по этому вопросу.

Следует также учесть еще одно важное обстоятельство. Мнение тех врачей, которые считают курение опасным для здоровья, основано на качестве сигарет, производимых в настоящее время, – они содержат вредные вещества. Были проведены многочисленные исследования, чтобы удалить эти вещества и создать безвредные сигареты, – тогда вопрос о запрете курения был бы снят...

В общем, выносить запрет на курение, по крайней мере, преждевременно; но еще более важно, что такой запрет в соответствии с Торой был бы постоянным, как сама Тора вечна и неизменна.

Что касается общей обязанности заботиться о своем здоровье, то здесь раввинам не нужно предпринимать никаких специальных шагов, поскольку существует основополагающий закон в еврейском законодательном кодексе Шульхан арух.

 

О зубах

<…> Вы пишете о проблемах с зубами. Поскольку Вы испытываете зубную боль весьма продолжительное время, ясно: что-то не в порядке. Вам следует безотлагательно заняться зубами.

<…> Врачи предложили Вам удалить несколько зубов, но до сих пор Вы не соглашались на эту операцию из-за талмудических предписаний. Хорошо известно высказывание благословенной памяти наших мудрецов «не удаляй зуба» (Псахим, 113а), и кое-кто из хасидов ссылается в этом вопросе на благословенной памяти рабби Гилеля из Парича, который не позволил удалить себе ни одного зуба. Хотя вообще-то я не замечал, чтобы люди следовали этому правилу...

 <…> И это обстоятельство особенно касается Вас: ведь врач сказал Вам, что удаление зуба связано не только с самим зубом, но и с состоянием Вашего организма в целом.

<…> Человеческий организм с талмудических времен претерпел много изменений, и медицинские советы, содержащиеся в Талмуде, необязательно применимы в наши дни – более того, запрещено даже прибегать к ним, как сказано в Ликутим (завершающий раздел Маарил). Таким образом, я серьезно сомневаюсь, что следует прибегнуть к столь радикальной мере, какую предложил Вам один из врачей – удалить все зубы, Бже сохрани. Лучше посоветуйтесь с другими специалистами. Возможно, достаточно удалить один-два зуба, чтобы решить проблему.

<…> Несомненно, Вы тщательно соблюдаете обычай благословения новомесячья – это традиционное средство для здоровья зубов.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.