[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2009 ТАМУЗ 5769 – 7(207)

 

Credo, quia absurdum…

Алекс Рапопорт

 

Режиссер Лина Чаплина

«Йоэль, Исроэль и пашквили»

Израиль, 2006

Киноклуб «Двар Тора» при Еврейском культурном центре на Никитской существует около полугода, руководит им журналист и религиовед, постоянный автор «Лехаима» Юрий Табак. 10 мая в Киноклубе состоялась российская премьера фильма «Йоэль, Иcроэль и пашквили». Автор – известный израильский документалист Лина Чаплина, выпускница ВГИКа, совершившая алию в середине 1970‑х. Режиссеру Л. Чаплиной удалось невозможное: она снимала в квартале Меа-Шеарим, интервью ей давали члены общины «Нетурей карта». Сама режиссер так вспоминает об условиях, в которых пришлось работать: «Представители этой ультраортодоксальной группы <…> вместо средств коммуникаций используют “пашквили”, напоминающие стенгазету. Когда мы прибыли в иерусалимский район Меа-Шеарим, люди закрывали лица, бросали в нас камни и писали в своих “пашквилях” о том, что сниматься в кино – огромный грех. Но, как всегда, находятся отщепенцы, вот о них-то, собственно, и снят фильм».

Те, кто живет в Иерусалиме и соседствует с Меа-Шеарим, наслышаны о «Нетурей карта». Самоназвание означает «стражи города», адепты общины придерживаются воззрений, распространенных в ашкеназской ортодоксальной среде в конце ХIХ века, в период зарождения новой еврейской идеологии – сионистского движения.

Конфликт между ортодоксами и сионистами, видящими друг в друге конкурентов, – вой­на за умы. Она идет уже более ста лет. С тех пор как война началась, возникли разновидности иудаизма, стремящиеся адаптировать строгие религиозные установки к требованиям современности, к защите Государства Израиль от внешних врагов и к поддержанию порядка внутри его границ. И только адепты «Нетурей карта» ни на шаг не подвинулись в своих воззрениях. Государства не признают, не имеют израильских документов, гражданства, вида на жительство, не отдают детей в государственные школы, не служат в армии («ЦАХАЛ – сионистская армия», «сионизм» – ругательство).

Фабула этого документального фильма обозначена в названии. Йоэль и Исроэль – члены общины, конфликтующие между собой. Йоэль допускает вольности, приближающие его к современным израильтянам. В частности, он не прозябает на иждивении, а активно зарабатывает (кому из малоимущих соседей такое понравится?) и платит налоги сионистскому государству (это уже преступление, другие ведь не платят…). Исроэль, один из идеологов общины, его осуждает. Отношения они выясняют, вывешивая на стенах квартала отпечатанные типографским способом «пашквилим», или «да-дзы-бао», по-русски говоря. Исроэль, историк и идеолог «Нетурей карта», понимая, что компромиссы неизбежны, допуская их для своих детей, говорит: «Поезд прогресса остановить невозможно. Но мы хотим быть в последнем его вагоне».

«Пашквили» служат не только для выяснения отношений внутри общины. Они – способ общения с внешним миром. На пашквиле из Меа-Шеарим можно, например, прочитать: «Мы готовы смириться с властью арабов над Иерусалимом, лишь бы сионистское государство перестало существовать».

Не имеющий прецедента документальный фильм о «Нетурей карта» не склеен из старых хроник, а снят на улицах и в домах членов общины. Они сами, без посредника, без голоса за кадром излагают свою позицию. Лина Чаплина снимает как документалисты «новой волны» (В. Манский и участники организованного им фестиваля «Артдокфест»). Она дает высказаться мужчинам, женщинам, детям (эти еще не умеют притворяться и выбалтывают все), никак не комментирует их слова, минимально демонстрирует свою позицию. Не очищенный от помехов звук доносит посторонние голоса, уличные шумы, чьи-то шаги, лязг замка, скрип открываемых дверей. Камера проникает в дома ортодоксов, впервые показывает их быт, расположена она на уровне глаз, преобладают «длинные планы», а не рваный монтаж. Операторская подача совпадает с человеческим восприятием и создает иллюзию присутствия. С первых кадров зритель вовлечен в конфликт между героями, которые, чередуясь, доказывают в камеру свою правоту. Чаплина не делает резюме, оставляя это зрителю.

Один из напрашивающихся выводов состоит в том, что страна, допускающая такую критику в свой адрес, необычайно сильна и сбалансированна. Устойчивость ее, как ни парадоксально, обусловлена возможностью сосуществования взаимоисключающих точек зрения. Если же обратиться к исторической перспективе и рассмотреть протяженные отрезки времени, можно заметить, что более жизнеспособно не монолитное, а полицентричное и мультикультурное общество. Вы­игрывает не единство, а многообразие.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.