[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2009 АВ 5769 – 8(208)

 

Можно ли обучать Торе нееврея

Евгений Левин

Известный раввин Адин Штейнзальц писал о своем деде, жителе довоенной Польши: «Мой дед был торговцем. Он прожил всю жизнь в Польше, однако знал на польском лишь несколько фраз. Торгуя всю жизнь с польскими крестьянами, он, я уверен, ничего не знал об их культуре. Он также ничего не знал о католической религии, кроме того, что, проходя мимо церкви, надлежит сплюнуть».[1]

 

Рискну предположить, что ситуация была симметричной – тамошние поляки, в течение многих поколений жившие бок о бок с евреями, имели весьма поверхностное представление о еврейской культуре и религии и не проявляли излишнего интереса к данным предметам.

В наше время ситуация выглядит совершенно иначе, хотя в известной мере тоже достаточно симметрично. С одной стороны, многие евреи активно интересуются нееврейской культурой (иногда, увы, куда больше, чем еврейской). C другой стороны, немалое число неевреев проявляет серьезный интерес к еврейству.

Большинству людей свойственно радоваться, когда представители других народов проявляют интерес к их традиции. Некоторые страны даже создают специальные учреждения, чтобы пропагандировать свою национальную культуру среди иностранцев, – например, немецкий Институт Гете. Тем удивительнее, что многих евреев отнюдь не вдохновляет то, что неевреи выражают желание серьезно знакомиться с их религиозной традицией. Вот что пишет, к примеру, известный современный раввин Йоэль Шварц: «Heeвреи не просто не обязаны этим (изучением Торы) заниматься: Тора относится к подобным действиям негативно. Нееврей, который изучает Тору <…> совершает грех. Евреям запрещено обучать Торе неевреев. Многие авторитетные раввины придерживаются мнения, что этот запрет относится только к изучению Устного Закона. Но большинство относят это и к Письменной Торе»[2].

Почему евреи не хотели, чтобы неевреи изучали Тору? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце нашей статьи. Сейчас же заметим следующее: если вышеприведенное мнение соответствует Алахе, то для многих людей это создает серьезную проблему. Во-первых, в бывшем Советском Союзе функционирует более 200 дневных и воскресных еврейских школ, многие ученики которых – неевреи по Алахе. Кроме того, многие русскоязычные граждане Израиля, в том числе неевреи по Алахе, в силу различных причин отдают своих детей в религиозные школы. И наконец, некоторые евреи, в том числе религиозные, преподают еврейские дисциплины в нееврейских и даже христианских учебных заведениях.

Если Алаха действительно соответствует мнению рава Шварца, это создает серьезные проблемы для русскоязычной еврейской общины, и прежде всего – для еврейского образования на «русской улице», что вынуждает нас заняться этой проблемой более серьезно, не ограничиваясь коротким респонсом одного раввина или несколькими строчками в книге другого.

 

Источник запрета

О том, что нееврею запрещено учить Тору, впервые упоминается в Вавилонском Талмуде:

 

Сказал рав Йоханан: «Нееврей, который учит Тору, заслуживает смерти, как сказано: “учение заповедал нам Моше, наследие общины Яакова” (Дварим, 33:4) – это наше наследие, а не их!»

(Сангедрин, 59a.)

 

То есть, по мнению рава Йоханана, нееврей, изучающий Tору, тем самым присваивает «наследие», которое на самом деле ему не принадлежит.

Так же как нееврею запрещено учить Тору, еврею, согласно Талмуду, запрещено учить Торе нееврея: «Запрещено обучать Торе нееврея» (Хагига, 13a).

Если рав Йоханан считал нееврея, изучающего Тору, «грабителем», то средневековые каббалисты предъявляли этому человеку – а также, естественно, еврею, который его обучает, – гораздо более суровое обвинение. Согласно представлениям еврейских мистиков, изучение неевреями Торы подрывает связь между духовным и материальным, тем самым угрожая всему мирозданию. Поэтому запрет обучать нееврея Торе – тотален. К примеру, по мнению автора «Сефер а-харедим» рава Элиэзера Азкари, нельзя учить нееврея «даже одной букве Торы». Такого же мнения придерживался видный каббалист XVI века рав Меир ибн Габай, запрещавший обучать даже алфавиту, поскольку «тот, кто учит неевреев Торе, тем самым как бы свидетельствует, что ее учение не является Истиной, Б‑же упаси»[3].

Итак, на первый взгляд вышеприведенная позиция отражает «мнение Торы». Но не будем спешить с выводами, поскольку история знает немало примеров, когда евреи, включая прославленных раввинов, обучали Торе неевреев. Так, учителем знаменитого немецкого гебраиста Иоганна Рейхлина был не кто иной, как автор классического библейского комментария Сфорно[4]. Трудно предположить, что все эти люди не знали Алаху или сознательно нарушали Тору. Поэтому продолжим наше «расследование» и посмотрим, является ли вышеприведенное мнение единственным.

 

Чему все-таки можно учить?

Прежде всего, по мнению отдельных лиц, запрет обучать неевреев Торе не тотален. Как об этом пишет рав Маргалит из Бейт-Эля: «Некоторые раввины говорят, что можно обучать нееврея семи законам потомков Ноaxa».

Под «некоторыми раввинами» рав Маргалит имеет в виду прежде всего известного палестинского мудреца II века н. э. рава Меира, ученика рава Акивы. Талмуд приводит не менее двух его высказываний, в соответствии с которыми нееврей не только может изучать отдельные разделы Торы, но соответствующее изучение для него заслуга:

 

B возражение (тем, кто говорит, что нееврею нельзя учить Тору): но разве рав Меир не говорил: «Откуда мы учим, что даже нееврей, который учит Тору, подобен первосвященнику? Из стиха: “соблюдайте же установления Мои и законы Мои, исполняя которые, человек живет ими” (Ваикра, 18:5). Не сказано “священнослужитель”, “левит” или “еврей”, но [сказано] – “человек”. Отсюда мы выводим, что даже нееврей, который учит Тору, подобен первосвященнику!» Рабби Меир говорил о семи заповедях потомков Ноaxa.

(Сангедрин, 59a;
Бава кама, 38a.)

 

В соответствии с этим мнением, нееврей может учить все, что касается семи заповедей, которые, согласно Талмуду, он обязан исполнять, – а именно запретов богохульства, идолопоклонства, кровосмешения, кровопролития, грабежа и вкушения мяса от еще живого животного, а также об обязанности иметь систему судов, которая будет следить за исполнением этих законов[5].

Логика рава Меира вполне ясна. Согласно еврейской традиции, одна из целей изучения Торы – соблюдение заповедей. Поэтому, если человек обязан соблюдать семь законов потомков Ноаха, значит, он имеет право изучать соответствующие разделы Торы.

Рамбам приводит мнение рава Меира в качестве Алахи: «Нееврей, изучавший Тору, заслуживает смерти; лишь то, что относится к семи заповедям, они имеют право учить» (Мишне Тора, Законы царей, 10:9).

В начале XX века к известному германскому законодателю раву Давиду Хофману обратились со следующим вопросом: некий еврей был женат на нееврейке. Его сын был зарегистрирован как «не имеющий религии» (confessionslos). Однако его отец настаивал, чтобы сын получил еврейское образование в еврейской школе. В своем респонсе рав Хофман писал, что нет никаких проблем обучать нееврея всему, что связано с исполнением семи заповедей. Поэтому рав Хофман посоветовал учителю выделить несколько учебных часов для изучения соответствующих библейских отрывков, в которых речь идет о соблюдении означенных заповедей. По мнению рава Хофмана, ученик-нееврей сможет присутствовать на этих уроках, однако не будет допущен на занятия, где речь пойдет о заповедях, возложенных только на евреев (например, о кашруте, субботе и т. д.).

Подобный ответ на схожий вопрос дал в свое время рав Овадья Йосеф, бывший главный сефардский раввин Израиля. По его мнению, нееврейские ученики религиозных школ могут присутствовать на всех уроках, где изучаются Танах или заповеди, обязательные также для неевреев[6].

Однако в еврейской литературе есть и другие мнения относительно того, какие разделы Торы можно изучать нееврею. К примеру, рав Йешаяу Трани-младший (Риаз), живший в Италии в XIII веке, полагал, что еврею запрещено обучать нееврея Пятикнижию, а тот, кто так поступает, нарушает библейский запрет: «…перед слепым не клади препятствия…» (Ваикра, 19:14). Что же касается других книг Танаха, то, по мнению Риаза, обучать им не возбраняется, «дабы они (неевреи) видели все пророчества, касающиеся евреев, и чтобы все опровержения мнений еретиков (христиан) стали им известны».

 

Есть неевреи – и неевреи

Напрашивается следующий вопрос: распространяется ли талмудический запрет на всех неевреев или только на некоторых из них? По мнению одного из величайших алахических авторитетов, Рамбама, запрещено обучать Торе только тех неевреев, которые не признают Б‑жественного характера Торы, – например, язычников. Однако если нееврей, подобно еврею, признает Б‑жественный характер Писания, то никакого запрета в этом случае нет. Так что, согласно Рамбаму, можно обучать Торе христиан: «Можно обучать христиан Торе. Ибо они верят, что наша Тора была дана Б‑гом через нашего учителя Моше» (Пеэр а-дор, 38).

Противоположной точки зрения придерживался, к примеру, рав Шмуэль Абоаб, возглавлявший в XVII веке еврейскую общину Венеции. По его словам, христиане используют Писание в своих «языческих» целях – то есть для доказательства истинности своей веры. А потому обучать их Торе категорически запрещено[7].

Еще одна группа неевреев, о которых стоит говорить особо, – это потомки евреев, которые не являются евреями по Алахе. Как утверждал бывший главный сефардский раввин Израиля рав Меир Бен-Цион Узиэль, хотя эти люди не могут считаться евреями, они тем не менее обладают особым статусом «потомков Израиля» («ми-зера Исраэль»). Поэтому еврейский народ несет определенную ответственность за их судьбу.

В одном из своих респонсов рав Узиэль писал: «У нас есть обязательства по отношению к детям смешанных пар. Даже если у них матери-нееврейки, все равно они – потомки евреев (ми-зера Исраэль). Они – “потерянные овцы”, которых надо вернуть к их стаду <...> И я боюсь, что если мы оттолкнем этих детей <...> то на Страшном cуде нас призовут за это к ответу…»[8] Очевидно, что невозможно приблизить человека к еврейству, если не обучать его основам еврейской религии и культуры. Значит, мы можем предположить, что с точки зрения рава Узиэля запрет обучать неевреев Торе не распространяется на потомков евреев.

 

Намерение нееврея, изучающего Тору

B Талмуде ничего не сказано о том, почему нееврей может вдруг захотеть заняться Торой. Соответственно не обсуждается и то, влияют ли его мотивы на запрет изучения. Этот вопрос впервые поднял знаменитый средневековый талмудист Менахем Меири. В комментарии к трактату «Сангедрин» он предположил, что слова рава Йоханана «Нееврей, который учит Тору, заслуживает смерти», относятся лишь к определенным случаям. А именно – когда нееврей желает учить Тору из религиозных соображений, например, стремясь исполнить ту или иную заповедь. Однако если нееврей действует «из любопытства», то в этом случае он может учиться и нет запрета его обучать[9].

Это мнение Меири обосновал следующим образом: запрет обучать Торе нееврея преследует цель не дать ему «замаскироваться» под еврея и провести четкую «демаркационную линию» между двумя группами (по этой же причине, по мнению Меири, Талмуд запрещает нееврею соблюдать субботу). Поэтому в тех случаях, когда нееврей не пытается «прикинуться» евреем, никакого запрета нет.

Мнение Меири стало актуальным в Новое время, когда возник вопрос, можно ли преподавать еврейские дисциплины в нееврейских учебных заведениях, например в университетах. В ходе обсуждения этой темы авторитетный американский раввин рав Яков Вайнберг предположил, что, в свете сказанного Меири, нееврею запрещено учить Тору, только если он будет делать это «на еврейский манер», то есть с целью исполнения заповедей. Однако если он изучает Тору в чисто академических целях – например, в университете – никакого запрета в этом случае нет.

Известно, что еще в XIX веке знаменитый литовский раввин рав Исраэль Салантер мечтал сделать Талмуд одной из университетских дисциплин в нееврейских университетах. Поскольку в тогдашних университетах учились почти исключительно неевреи, можно предположить, что рав Салантер, подобно раву Bайнбергу, не видел проблемы в том, что нееврей в академических целях будет учить Тору.

Как-то раз один американский преподаватель спросил рава Bайнберга, может ли он читать лекции по Талмуду в нееврейском университете. Рав Вайнберг улыбнулся и ответил, что сам он впервые столкнулся с данной проблемой еще в Германии – когда принял предложение занять место преподавателя в университете Гиссена[10].

 

Преподавание в смешанной аудитории

Все предыдущее обсуждение касалось ситуации, когда еврей обучает Торе нееврея или же группу, состоящую только из неевреев. Однако каков же закон для смешанной аудитории? По мнению многих алахических авторитетов (рав Яков Вайнберг, рав Исаак Кляйн, рав Моше Файнштейн, рав Овадья Йосеф и др.), запрет преподавания Торы распространяется только на такую ситуацию, когда аудитория целиком нееврейская. Тем не менее можно обучать Торе еврея в присутствии неевреев, даже если последние при этом тоже смогут учиться.

В доказательство этого тезиса рав Файнштейн ссылался на то, что в Талмуде неоднократно упоминается нееврейский раб раббана Гамлиэля Таби, который был большим знатоком Торы. По мнению рава Файнштейна, Таби приобрел свои знания, присутствуя на уроках, которые раббан Гамлиэль проводил для своих еврейских учеников и коллег. Соответственно, мудрецы Талмуда спокойно обучали Торе, несмотря на то что среди слушателей были не только евреи.

Аналогичного мнения придерживался и седьмой Любавичский Ребе. В частности, он горячо приветствовал преподавание Торы при помощи современных средств коммуникации и на современных языках, хотя в этом случае среди читателей или слушателей с большой долей вероятности оказываются и неевреи.

 

Обучение Торе несовершеннолетних

По мнению американского раввина Зеэва Вольфа, запрет обучать Торе неевреев выводится из стиха «…перед слепым не клади препятствие…» (Ваикра, 19:14) – поскольку нееврею учить Тору нельзя, еврей, который его обучает, тем самым «подводит его под монастырь». Однако несовершеннолетние дети не несут юридическую ответственность за свои поступки и не могут быть за них наказаны. Следовательно, еврей, который обучает Торе несовершеннолетних в соответствии с законами данной страны, не совершает тем самым грех. Таким образом, запрет обучать неевреев Торе распространяется, по мнению рава Вольфа, только на совершеннолетних.

 

Принуждение

В Вавилонском Талмуде приводится следующая история: римское правительство якобы послало к мудрецам двух легатов, которые должны были досконально выяснить, не содержит ли Тора законов, направленных против неевреев. Римляне провели несколько лет в ешиве, после чего вернулись к императору с отчетом (Бава кама, 38а). B соответствии с этим рассказом, мудрецы Талмуда обучили «всей Торе» двух нееврейских чиновников. И тем самым поступили вопреки запрету, приведенному в трактате «Хагига». Тосафот объясняет это противоречие таким образом: запрет обучать неевреев Торе отменяется, если есть соответствующий «указ правителя». Ибо неисполнение подобного приказа может подвергнуть жизнь еврейской общины опасности.

По словам рава Давида Блейха, современное западное общество считает одним из основополагающих принципов равенство всех людей, независимо от расы, религии или пола. Любая попытка сегрегации нееврейских студентов в еврейских учебных заведениях может вызвать весьма негативную реакцию – как общественности, так и властей. Таким образом, еврей-преподаватель может считать, что он постоянно находится в ситуации, когда «указ правителя» отменяет запрет обучать нееврея Торе[11].

А есть ли вообще запрет обучать неевреев Торе?

Все раввины, о которых мы упоминали выше, исходили из предположения, что обучение неевреев Торе действительно запрещено Алахой. Однако в алахической литературе есть и другие мнения.

Уроженец Польши рав Иссахар Эйленбург (1550–1623), долгие годы бывший раввином различных североитальянских общин, в свое время обратил внимание на то, что многие его итальянские коллеги обучали неевреев Торе. Объясняя их поведение, рав Эйленбург справедливо заметил, что ни у Рамбама, ни у других ранних авторитетов запрет обучать нееврея Торе не упоминается. Из этого он сделал вывод, что соответствующее высказывание в трактате «Хагига» вовсе не является Алахой и имеет отношение лишь к наиболее эзотерическим составляющим еврейской традиции. Рав Эйленбург говорил, что не готов заявить об этом во всеуслышание лишь потому, что опасается реакции своих коллег.

Схожего мнения придерживался и рав Арье-Лейб Гинцбург (1695–1785), автор «Шаагат-Арье». Как мы помним, рав Йонатан в трактате «Сангедрин» (38а) утверждал, что нееврей, изучающий Тору, тем самым как бы совершает «кражу». Поэтому, как полагал рав Арье-Лейб, если еврей сам добровольно «отдает» нееврею Тору, в этом случае ни о какой краже речи быть не может. Исходя из этого, он разрешил обучать неевреев Торе, чтобы тем самым способствовать установлению более дружеских отношений с ними[12].

 

Заключение

В начале статьи мы задали вопрос, почему некоторые евреи не хотят, чтобы представители других народов знакомились с их религиозным наследием. На наш взгляд, вышеприведенные источники позволяют дать на него ответ. Если не касаться мистики, мотивы раввинов, не желавших обучать неевреев Торе, весьма прозрачны и очевидны. Во-первых, им хотелось провести четкую демаркационную линию между евреями и неевреями (Меири). А во-вторых, многие справедливо опасались, что нееврей будет использовать полученные знания в миссионерских или антисемитских целях (Шмуэль Абоаб).

В отдельных случаях подобные опасения справедливы и сегодня, поскольку среди неевреев, желающих изучать Тору, есть и миссионеры, и скрытые юдофобы. Однако при этом, на наш взгляд, было бы весьма неразумным подозревать всех и каждого во враждебных намерениях – тем более что история дает нам достаточно примеров того, когда неевреи, изучавшие Тору, использовали свои знания не во вред еврейскому народу, а во благо ему (например, для опровержения ложных обвинений против иудаизма[13]).  

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 



[1]     Adin Steinsaltz. Where Do Torah and Science Clash? // The Torach U‑Madda Journal. 1994. Vol. 5. P. 156–168.

 

[2]     Йоэль Шварц. Гиюрпринятие еврейства. http:// toldot.ru/rus gijur.php#23.

 

[3]     Isaak Mann. The Prohiibition of Teaching Non-Jews Torah: its Historical Development. Gesher, 1981.

 

[4]     Грета Ионкис. «Спор о еврейских книгах» как пролог к Реформации. http://ww.lechaim.ru/ARHIV/124/spor.htm.

 

[5]     Сангедрин, 56а; Рамбам, Мишне Тора, Законы о царях и ведении войн, 10.

 

[6]     David Bleich. Contemporary Halakhic Problems. Vol. II. New York, 1983.

 

[7]     Isaak Mann. Ibid.

 

[8]     Mark Angel. Another Halahic Approach to Conversion // The Conversion Crises / Ed. Emanuel Feldman and Joel Wolowelsky. 1990.

 

[9]     Isaak Mann. Ibid.

 

[10]    David Bleich. Ibid.

 

[11]    David Bleich. Ibid.

 

[12]    Isaak Mann. Ibid.

 

[13]    Joseph Bloch. Israel and the Nations. Berlin–Viena, 1927.