[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2009 ЭЛУЛ 5769 – 9(209)

 

Послания Любавичского Ребе

Здоровье тела, сознания и духа.

Составитель Шолом-Бер Вайнберг

О старости

Становясь старше

Общество приучило нас видеть в снижении физических возможностей человека нечто прискорбное и считать, что пожилые люди менее способны к созидательному труду.

Иногда пожилых людей призывают относиться к таким изменениям позитивно: «Вы заработали себе право на отдых. Вы заслужили его». Другие высказываются более резко: «От вас уже никакой пользы – пора освободить место для других».

Обычай выталкивать людей на пенсию влияет на их психологию. Многие связывают с пенсией менее осмысленную и созидательную жизнь – поскольку считают, что стареют, – и подсознательно осуществляют свое предвидение.

Тора предлагает иной взгляд на вещи: «Долголетие возвестит мудрость» (Иов, 32:7). Наши мудрецы объясняют (в заключении трактата Киним; см. Шабат, 152а), что чем старше становятся те, кто изучает Тору, тем основательнее их знания. Это относится не только к ученым; наши мудрецы учат (Кидушин, 33а) проявлять уважение даже к необразованным людям, достигшим преклонных лет: благодаря обретенному опыту они становятся мудрее и проницательнее, а это бесценно для молодежи.

Поскольку человек по сути своей – существо мыслящее, а с возрастом он приумножает разум, нет оснований полагать, что наступил предел его активности. Закаленный жизнью человек приносит пользу другим, направляя их и помогая советом. Он больше влияет на людей, чем в юности, когда тратил свою энергию в основном на собственные удовольствия.

Когда отталкивают старого человека, это наносит урон не только ему, но и тем, кто хочет его заменить. Они лишают себя мудрости, приходящей с возрастом; одна лишь энергия молодых людей не компенсирует потерю мудрости.

Это особенно справедливо для нынешней эпохи, когда мы прилагаем значительно меньше физических усилий благодаря достижениям в области технологий и коммуникаций. Теперь более чем когда-либо знание и разум определяют социально-экономическое развитие. В такую эпоху людей, одаренных подобными качествами, должны ценить, а не отбрасывать за ненадобностью!

Человеку естественно желать больше того, чем он обладает. Как говорили наши мудрецы (см. Коелет раба, 1:13; Рамбам и Бахайе, конец Паршат Хаей Сара): «Кто имеет сотню, ищет две сотни». С возрастом это желание не утрачивается. Напротив, знания и мудрость, приходящие с опытом, побуждают нас стремиться ко все более масштабным и далеко идущим целям. Нам сказано (Иов, 5:7): «Человек рождается для труда». А с возрастом труд его и плоды труда тоже приумножаются.

С другой стороны, человек по прошествии многих лет обретает возможность пересмотреть свои приоритеты, ибо саму жизнь – а не просто зарабатывание на жизнь – он осмысливает как нечто основополагающее. Чем старше человек, тем меньше он зависим от финансовых проблем. Дети вступают в брак и живут отдельно. Все это позволяет пересмотреть свои устремления. Временами в молодости бизнес для человека был всем – пищей, водой и сном. Теперь у него появилась возможность обратить взор в другую сторону и развиваться духовно. Физические силы человека убывают, а мудрость возрастает (см. Зоар, т. 1, 180б, откуда наши мудрецы выводят: «Слабость тела – это сила души»), и это открывает ему познания в той области, где он намерен реализовать свою энергию.

Высокое духовное сознание, наполняющее жизненной силой многообразие опыта, позволяет ему жить насыщенной жизнью. Это, в свою очередь, наделяет его умением предчувствовать и, тем самым, приближать наивысший человеческий опыт, Эру Искупления, когда «еще сидеть будут старики и старухи на площадях Йерушалаима» (Зхарья, 8:4). Да произойдет это в ближайшем будущем!

Тора полагает, что старость – достоинство и благо. В Торе «старый» («закен») всегда синонимичен «мудрому». Тора требует уважать всех престарелых, независимо от их образованности и благочестия, поскольку многочисленные испытания и опыт, которые приносит каждый год прожитой жизни, сообщают мудрость, не сравнимую ни с каким источником знаний.

Тора описывает Авраама как «старого и в летах преклонного» (Берешит, 24:1). Он накапливал дни, исполненные ученостью и победами, – и с каждым прошедшим днем достоинство Авраама возрастало. Поэтому долгая жизнь считается одним из величайших благ, дарованных человеку.

Такое отношение к старикам диаметрально противоположно нынешнему, как правило, характерному для «развитых» стран сегодняшнего мира. В западном мире в XX веке старость – это бремя. Молодость распахивает двери во все сферы деятельности, от бизнеса до работы в правительстве. Молодое поколение утверждает, что необходимо «учиться на собственных ошибках», а не строить свою жизнь на опыте старших.

 Считается, что в 50 лет человек «достиг своего пика»; ему уже намекают: лучше, чтобы его место занял кто-нибудь лет на двадцать пять помоложе. Многие компании и учреждения побуждают служащих выходить на пенсию в 65 лет, а то и раньше.

Так, из-за воззрений общества поздние годы жизни людей отмечены бездеятельностью и упадком. Стариков заставляют почувствовать, что они бесполезны, а то и вовсе являются обузой, и лучше уж им заточить себя в какой-нибудь «деревне пенсионеров» или в доме престарелых.

После десятилетий востребованности их знания и талант внезапно становятся ненужными. В течение многих лет эти люди приносили пользу обществу и вдруг превратились в нахлебников, которые должны питать благодарность к молодым за каждый миг, когда те отвлекаются на полчаса, чтобы вежливо поговорить с ними и подарить галстук на День отца.

На первый взгляд такое отношение отчасти оправданно. Разве с годами человек не ослабевает физически? Хорошо известно, что прекращение активной деятельности у пенсионеров – ключевой фактор старения, но ведь организм семидесятилетнего – вовсе не тот, что у тридцатилетнего.

Однако справедливо ли оценивать достоинство человека по его физическому состоянию? По количеству затраченных человеко-часов и межконтинентальных перелетов, совершенных в течение недели?

Такое отношение – нечто большее, чем лишение прав людей, представляющих целый сегмент нашего общества! При этом их единственная вина в том, что они родились на одно-два десятилетия раньше. В нашем отношении к престарелым проявляются наши критерии ценностей.

Если физические силы человека убывают, тогда как его мудрость и интуиция возрастают, что следует видеть в этом: прогресс или упадок? Если вклад человека снизился количественно, но вырос качественно, возросла или снизилась его общественная значимость?

Разумеется, двадцатилетний может плясать всю ночь, а его бабушка через три минуты выдохнется. Но ведь человек рождается не для плясок. Он сотворен, чтобы сделать жизнь на земле чище и ярче, чтобы она исполнилась большей святостью, чем это было до его прихода в мир. В этом смысле духовная зрелость пожилого человека компенсирует его старческую немощь; физическая слабость порой оборачивается преимуществом, поскольку позволяет сменить приоритеты. Гораздо сложнее сменить приоритеты в молодости, когда человек сконцентрирован на достижении материального благополучия.

Несомненно, физическое состояние организма влияет на его работоспособность. Жизнь – это единение тела и души, наиболее плодотворное, когда тело крепкое, а дух – здоровый. Но воздействие процесса старения на трудоспособность человека в значительной мере определяется тем, как он сам относится к этому единению.

Что такое средства и что такое итог? Если душа – всего-навсего инструмент для осуществления целей и потребностей тела, то физическое старение тела ведет к духовной немощи, порождая тоску, пустоту и отчаяние.

Но когда человек рассматривает свое тело как продолжение души, все обстоит иначе: духовный рост пожилого человека укрепляет тело, позволяет ему сохранять трудоспособность в течение того времени, которое Всемогущий даровал ему.

Определение жизни

Но и это еще не все. Есть нечто большее, чем отличие подхода Торы от воззрений наших сов­ре­менников на проблемы старения, чем классическая двой­­­стве­нность тела и души, чем воп­рос материального или духовного приоритета.

Институт пенсионного обе­с­пе­­чения основан на ложном представлении, согласно которому жизнь делится на производительный и непроизводительный периоды. Первые 20–30 лет жизни рассматриваются как время, когда особых успехов не достигают, – человек обретает знания и готовится к производительному обра­зу жизни. В последующие 30–40 лет реализуется его твор­ческая энергия; он возвращает то, что было вложено в него уже бездеятельными ныне стариками; и теперь сам человек, в свою очередь, вносит вклад в еще пассивное молодое поколение. Наконец, когда он входит в «сумеречные годы», «реальные» достижения остаются позади – человек интенсивно работал «всю жизнь», а сейчас имеет возможность «угомониться» и пожинать плоды своего труда…

Если творческий порыв по-прежнему не угасает в его стареющем теле, ему советуют найти какое-нибудь безобидное хобби, чтобы заполнить время. Конечно, время должно быть чем-то «наполнено», когда он коротает дни на обочине жизни: ведь его знания и способности сданы в архив прежней жизни. Круг замкнулся, и он вернулся в детство: теперь он пассивный потребитель в мире, очерченном и направляемом чужой инициативой.

Тора, однако, не признает подобных различий между периодами жизни, поскольку считает жизнь плодотворной в самой ее сущности: фраза «неплодотворный период жизни» – это оксюморон. Есть определенная разница между детством, зрелостью и т. д., но она отражает характер производительной деятельности человека, а не сам факт ее существования.

Уход на покой и пассивное вкушение плодов прежней деятельности имеют свое время и место – в грядущем Мире. По словам Талмуда, «сегодня – время делать, завтра – пожинать плоды». Бг даровал человеку дополнительный день телесной жизни, и это означает, что тот не завершил еще своей миссии, что в мире есть что-то еще, чего он не достиг.

Так, изречение «человек рож­­дается для труда» отражает глу­­бинную суть человеческой при­роды. Человек получает истинное удовлетворение только от того, что заработал собственными усилиями и инициативой; незаслуженные дары и милостыня («хлеб труда» по каббалистической терминологии) дегуманизируют человека и ведут в никуда. Как замечено в Талмуде, «человек предпочитает одну меру зерна, взращенного им самим, девяти, полученным в дар из чужих рук».

Взрослый человек, перегруженный житейскими заботами, ностальгически вспоминает о детском «рае» как времени свободы от ответственности и трудов. Однако в детстве он презирал подобный рай, желая делать что-то настоящее, созидать.

Возложи на ребенка ответственность, и он будет сиять; сделай его пассивным, непроизводительным получателем «образования», и он вырастет мрачным и непокорным. Ибо ребенок тоже живой человек и жаждет достижений; с момента рождения он уже активно влияет на окружающих, по крайней мере стимулируя родителей своим стремлением к знаниям и желанием любви.

То же касается и взрослых людей самого разного возраста. Обещаемая «счастливая пенсия» – жестокий миф: человек знает, что подлинное счастье достигается лишь тогда, когда он осуществляет творческий вклад в мир. Стариковская слабость (или, упаси Гсподь, болезнь) – это не приговор к бездеятельности, а побуждение искать новые, лучшие пути свершений.

 

Дабы созидать и отдавать

Конечно же, такова человеческая натура: только плодотворная жизнь исполнена смысла. Но почему так устроен человек?

Потому что Бг сотворил человека как соработника в Творении.

В мидраше говорится: «Бг сказал праведникам: “Ибо Я Творец миров, то и вы должны быть таковыми”». Также в мид­раше рассказано о диспуте между греческим философом и мудрецом Талмуда рабби Ошайей. «Если обрезание желательно Бгу, – спросил философ, – то поче­му Он не создал Адама обрезанным?» Ответил рабби Ошайя: «Все, что было сотворено в шесть дней Творения, требует от человека улучшения и совершенствования – горчичное зерно должно стать слаще, пшеничное надо размолоть»… Бг сознательно сот­ворил несовершенный мир, чтобы человек развивал и совершенствовал его.

Бг – высший Источник и Податель, дающий нам жизнь и бытие, наделяющий нас дарами и духовными ресурсами. Но Бг не хотел, чтобы мы были пассивными получателями Его даров. Он хотел от нас партнерства, в котором мы созидали бы и отдавали, как Он созидает и отдает, чтобы Он получал от нас, как мы получаем от Него. Так Он сделал тягу к свершениям самой сущностью человеческой жизни.

Курс действий

И все же печальнее всего то, что выход на пенсию, принудительный или нет, – это факт современной жизни. Год за годом он разрушает миллионы жизней и обрекает духовные ресурсы человека (самые ценные, какими мы обладаем как человеческий род) на полное или почти полное исчезновение.

Как нужно поступать перед лицом человеческой и социальной трагедии? Нужно ли начинать кампанию по изменению этой практики и лежащей в ее основе системы ценностей? Нужно ли обратить внимание на позитивные стороны пенсионной жизни и научиться их использовать?

Да, мы должны двигаться в обоих направлениях. Следует изменить отношение к этой проблеме лидеров бизнеса и различных профессий, общества в целом. И прежде всего, нужно изменить самооценку самих пожилых людей (равно как и тех, кто приближается к пенсионному возрасту). Мы должны сказать им: вы не бесполезны; напротив, вы гораздо нужнее обществу, чем раньше; с каждым прошедшим днем и накопленным опытом ваша ценность возрастает.

Перемена, которая произошла с вами за эти годы, вовсе не повод к отходу от активной жизни, но возможность открыть новые, более осмысленные пути для совершенствования себя и окружающих. Долгая жизнь – это Бжий дар, и Всевышний, несомненно, снабдил вас инструментарием для наилучшей реализации этого дара.

Вместе с тем мы должны использовать возможности, которые предоставляет нам выход на пенсию. Если многочисленные пенсионеры – мужчины и женщины – ищут, чем бы себя занять, давайте создадим для них центры изучения Торы. Проведя там несколько часов, они повысят свои знания и сделают жизнь более плодотворной.

Давайте откроем такие центры в каждой общине, организуем классы и семинары в каждом доме для престарелых. Если борьба за рабочие места в молодые годы мешала многим открыть для себя ясные перспективы, то жизнь на пенсии предоставляет прекрасные возможности для учебы и духовного роста: обучение, как и плодотворное проживание, – это задача глобальная, на всю жизнь.

Тора откроет истинный потенциал и достоинство стариков, сделает их источником света для семей и общин.

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.