[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2009 ТИШРЕЙ 5770 – 10(210)

 

ИЕРИХОНСКИЕ ТРУБЫ У СПАССКОЙ БАШНИ

Михаил Не-Коган, Афанасий Мамедов

С 5 по 10 сентября на Красной площади прошел Международный военно-музыкальный ф­ес­тиваль «Спасская башня». Впервые в нем принял участие оркестр Армии обороны Израиля.

Когда говорят пушки, молчат далеко не все музы. Напротив, среди них есть такие, чья музыка перекричит любую пушку. Именно такую играет оркестр Армии обороны Израиля. В его состав входят 90 бойцов ЦАХАЛ, которые исполняют исключительно духовую музыку.

Календарный год основания коллектива – 1948-й, одновременно с Государством Израиль и ЦАХАЛ. Но корни его уходят в еврейскую историю.

В Древнем Израиле певцы и музыканты служили Б‑гу. «Пойте поочередно славословие Г‑споду; пойте Б‑гу нашему на гуслях» (Теилим,146:7), – говорит царь Давид. Но если струнные инструменты и человеческий голос воспевали Творца, то трубы передавали и передают Его голос, Его силу, пробуждение к Царству Машиаха. Вспомним, как брали Иерихон: над этим городом свершился Б‑жий суд. Вспомним звучание шофара.

Так что бас, туба, труба, валторна, тромбон, саксофон, кларнет, флейта, а также тарелки и клавишные (куда ж без них?) – это, может быть, самое грозное оружие. И оркестр – важнейшее боевое подразделение ЦАХАЛ.

Впрочем, это не отменяет его функций, обычных для оркестров такого рода: обеспечивать проведение протокольных мероприятий и церемониальных ритуалов государственного уровня. Особое место в его репертуаре занимают марш Армии обороны Израиля «Мы принесли мир» и гимн Израиля «Надежда».

С 2002-го оркестром руководит наш бывший соотечественник. Главный дирижер подполковник Михаэль Яаран – уроженец Молдовы. Музыкальное образование получил в Кишиневской консерватории им. Музическу и в Академии им. Рубина при университете Тель-Авива. В оркестровой библиотеке – более трехсот его аранжировок и оригинальных произведений.

Попасть в оркестр непросто, желающих больше, чем мест. Нужно выдержать ряд серьезных экзаменов, которые принимает комиссия во главе с М. Яараном. Такие испытания, как правило, выдерживают те, кто имеет серьезное, чаще всего консерваторское образование. Для повышения уровня исполнительского мастерства музыкантов – военнослужащих срочной службы – при оркестре открыто музыкальное училище.

Оркестр ЦАХАЛ активно участвует в музыкальной жизни Израиля. Он далеко не ограничивается официальной и военной музыкой, среди которой есть такие шедевры, как произведения израильского композитора Ноубара Асланяна «Марш-бросок», «Мечта солдата» и героический марш-поэма «Десант не сдается» (кто ж их не знает?). Нет, его репертуарная палитра расцвечена еврейским фольклором, произведениями классической и современной израильской музыки, мировыми шлягерами. Коллектив аккомпанирует на концертах ведущим певцам страны, выступает на музыкальных фестивалях.

И вот фестиваль «Спасская башня». Он проходит с 2006 года. На этот раз в нем участвовали военные оркестры из девяти стран: помимо России и Израиля, из Великобритании, Индии, Италии, Казахстана, Китая, Финляндии, Франции – в общей сложности свыше 1500 человек. Как это принято в Эдинбурге, Стокгольме, Норфолке и других городах мира, в Москве декорацией для подобного военно-музыкального действа стал самый знаменитый памятник архитектуры страны – Красная площадь.

Оркестр Армии обороны Израиля приехал на этот фестиваль впервые. Впервые строевым шагом прошел по Красной площади, исполняя отрывки из мюзикла «Скрипач на крыше». И не просто приехал, не просто прошел, но и «построил» остальных.

Начать с того, что открытие фестиваля пришлось на субботу. Организаторы вынуждены были пойти на уступку: праздник открылся без израильтян, которых доставили на Красную площадь из гостиницы уже вечером, после окончания шабата. Но самая большая проблема, как нередко бывает, возникла с питанием. Фестиваль обслуживала «Гильдия поставщиков Кремля», отвечающая за поставку продовольствия и товаров для правительства. По информации израильской газеты «Маарив», гендиректор этой организации Сергей Смирнов проконсультировался с израильской делегацией и раввинами, внимательно изучил требования кашрута… и предложил простое, изящ­ное решение вопроса: кошерно будут питаться не только оркестранты ЦАХАЛ, но все гости фестиваля!

6 сентября оркестр Армии обороны Израиля, выстроившись в зеленую цепь, пробивал себе дорогу к Александровскому саду, к знаменитому гроту Бове, у «руин» которого уже были расставлены стулья в ожидании музыкантов.

Загорелые крепкие ребята из спецслужб, этакие спасатели Малибу, переговаривались на иврите, не назойливо и в то же время жестко следили за вверенной им территорией возле грота.

Оркестр – все как один библейские персонажи, что мальчики, что девочки, – рассаживались, доставали инструменты, обнажали на-драенную благородную медь, которой если и не хватало чего-то в этот праздничный день, так только солнца.

Все прибывал и прибывал народ, в основном случайный, просто мимо шли-променадили, а тут такое дело… Столько меди!..

– Кто это, кто?

– Оркестр Армии обороны Израиля!

Когда духовики вот так вот пробуют свое медное нутро, это напоминает многосемейные советские коммуналки. Ну что знают о советских временах вон тот трубач или тромбонист с тубистом и кларнетистом, да и вообще весь оркестр: музыкантам едва перевалило за двадцать...

Но, видимо, эти давние времена не понаслышке знает дирижер Михаэль Яаран, которого тут все любовно величают Мишей.

Миша Лесник (так переводится с иврита его фамилия, интересно, а как звучала в Молдавии?) одним движением руки прекращает унылые жалобы. Чуткий южный человек, закованный в мундир, дает настояться тишине, а музыкантам – время приготовить губы… Но вот он аккуратно колеблет воздух руками, ловит его в кулаки, резко встряхивает, и самодельная тишина оборачивается знакомым глен-миллеровским джазом в армейской обработке.

Жадность к жизни живых и здоровых – дело известное, и оркестр под руководством Яарана эту самую жадность провоцировал.

Кто-то из мальчишек, восхищенный дирижерской работой, попросил уступить ему место. И Миша уступил под шквал аплодисментов.

На латиноамериканцах напряжение совсем спало, и публика так сдружилась с оркестром, что никто и не удивился, когда под неспешный дождик начались родные «местечковые дела», без которых уже и Россия не настоящая, и Израиль не тот.

Публика голубиным горлом дрожала от «ой вэй» трубача, прятала свои влажные глаза, будто в прошлой жизни пила бессарабское вино, барышничала и ставила заплаты, сначала «вместо брюк на жилет», а потом «и на брюки, и на жилет»...

То, что женщины питают слабость к военным оркестрам, – факт широко известный, но кто бы мог подумать, что здесь, в чинном десятигектарном саду, забыв «двухсотлетнюю» историю болезни и живя минутой мудрости, они пустятся в пляс с первыми звуками «Хавы Нагилы», будут притопывать и плечами вести под гимн Израиля...

А потом «А-Тикву» сменили попурри. Начали с ухающей «Дубинушки» и «Подмосковных вечеров», а кончали уже сердцем, «которому не хочется покоя»…

Толпа все ближе и ближе надвигалась на оркестр, корректно сдерживаемая израильскими спецслужбами.

От Москвы до Тель-Авива четыре часа лета, но если лететь со скоростью звуков оркестра Армии обороны Израиля, дирижируемого Мишей, получается совсем ничего.

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.