[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2009 ХЕШВАН 5770 – 11(211)

 

Еврейские друзья и помощники«Божественного Веспасиана»

Михаил Туваль

Желание написать эту статью у меня по­явилось после посещения выставки «Divus Vespasianus» («Божественный Вес­пасиан»), проходящей в Риме с марта 2009 по январь 2010 года и приуроченной к 2000летию со дня рождения первого императора династии Флавиев. Основная экспозиция выставки расположена внутри Колизея, но фрагменты ее разбросаны по всему Форуму и Палатину.

Афиша выставки «Божественный Веспасиан» в Колизее

Особое внимание организаторы экспозиции уделили двум фактам. Во-первых, Вес­пасиан (69–79 годы н. э.), а затем и его сыновья Тит (79–81 годы н. э.) и Домициан (81–96 годы н. э.) пришли к власти во время, а также в немалой мере за счет своей успешной военной кампании в Иудее. Подавление Иудейского восстания выставлялось Веспасианом и его сыновьями в качестве их главной заслуги перед Сенатом и римским народом и являлось наиболее важным обоснованием права Флавиев на императорский трон. Во-вторых, после прихода к власти они развернули широкомасштабную градостроительную кампанию; в ее рамках был возведен целый ряд важных общественных и религиозных сооружений, часть из которых стоит по сей день. Осуществление этой кампании, также сыгравшей немаловажную роль в утверждении новой династии, стало возможным вследствие захвата несметных богатств в Иудее. Другими словами, династия Флавиев пришла к власти над самой могущественной империей античного мира – а также отстроила ее столицу – за счет успешного подавления восстания в римской провинции Иудея в 66–74 годах н. э.[1]. В данной связи интересно задаться вопросом, оставшимся за рамками исторического нарратива экспозиции: какую роль сыграли в этом сами евреи?

Как известно, Великое восстание стало для евреев великой трагедией. Вооруженный конфликт в Иудее в 66–74 годах являлся не только восстанием против Рима, но и – в той же мере – гражданской войной. Большую часть времени (с лета 67го до весны 70го) различные вооруженные еврейские группировки воевали между собой – в основном, за власть и господство над другими евреями – и объединили свои усилия против римлян только в тот момент, когда сын Веспасиана Тит подступил к стенам Иерусалима. Недаром еврейская традиция считает, что «напрасная ненависть» явилась главной причиной разрушения Второго храма: «Но почему же был разрушен Второй храм? Ведь в те времена учили Тору, соблюдали заповеди и вершили дела милосердия? Так, но была у них напрасная ненависть. И это должно научить тебя, что идолослужение, разврат и кровопролитие все вместе не превышают напрасной ненависти»[2]. Именно на этих внутренних конфликтах умело сыграли Веспасиан и его сыновья, сумевшие заручиться поддержкой умеренных и проримски настроенных еврейских кругов и извлечь из нее огромную личную пользу.

Одним из наиболее известных евреев, оказавших немаловажную помощь становлению новой династии, был автор «Иудейской войны» Йосеф бен Матитьяу (впоследствии взявший имя Флавий Иосиф). Он родился в 37 году н. э. в Иерусалиме в семье священников и рассказывал, что мать его была хасмонейских, то есть царских, кровей. В конце 66 года руководство восстания в Иерусалиме вверило ему командование Галилеей, но уже к началу июля 67го командовать ему было некем, потому как Вес­пасиан молниеносно завоевал Галилею: последний оплот повстанцев Йодфат был взят, его защитники покончили жизнь самоубийством, а сам Иосиф сдался в плен. Позднее он утверждал, что отказался от самоубийства, так как получил откровение свыше и уверовал в свою Б-жественную миссию:

 

Йосеф внезапно вспомнил виденный им ночью сон, в котором Б-г возвещал ему о грядущих бедствиях евреев и о судьбах римских императоров. Он же был способен толковать сны и проникать в скрытый смысл двусмысленных речей Б-га, ибо был священником и потомком священников и был хорошо знаком с пророчествами священных книг. Как раз в это мгновение исходящее от них вдохновение охватило его и он мгновенно проник в смысл внушающих трепет видений своего недавнего сна. И тогда он обратился с тайной молитвой к Б-гу: «Поскольку Тебе угодно излить Твой гнев на сотворенный Тобою еврейский народ и передать все милости судьбы римлянам и поскольку Ты избрал меня, чтобы поведать мне о том, что должно произойти, я добровольно предаюсь в руки римлян и буду жить, но я торжественно заявляю, что иду не как предатель, но как Твой слуга» (Иудейская война, 3:8:3)[3].

 

Будучи приведен к Веспасиану, Иосиф приветствовал его как императора. Стоит отметить, что шансы Веспасиана стать императором в тот момент стремились к нулю: у власти стоял тридцатилетний Нерон, и даже после того, как в 68 году он наложил на себя руки, на троне сменилось три императора – Отон, Гальба и Вителлий, – прежде чем наступил черед Веспасиана. Мало того, Веспасиан был плебейского происхождения – его отец служил сборщиком налогов. Однако «пророчество» Иосифа прекрасно вписывается в контекст других «чудес» и «знамений», предшествовавших и сопутствовавших восхождению Веспасиана на престол[4]. Итак, пленный еврейский военачальник, иерусалимский жрец и толкователь еврейского закона был первым, кто – во имя еврейского Б-га! – предсказал основание новой римской династии. Но это было лишь началом.

Триумфальная арка Тита, воздвигнутая в честь победы римлян в Иудейской войне

Первым, кто официально провозгласил Веспасиана императором, был другой еврей – префект (правитель) Египта и командир двух египетских легионов Тиберий Юлий Александр. Тиберий Александр был племянником знаменитого еврейского философа и толкователя Торы, одного из руководителей еврейской общины римского Египта Филона Александрийского, сыном его брата Александра Алабарха (или, скорее, Арабарха, то есть «правителя арабов»). Александр Алабарх заведовал сбором налогов и податей, которыми облагались товары, поступавшие в Египет с Востока, из Аравии, и был одним из богатейших людей Римской империи. Он управлял египетскими владениями дочери Марка Антония и матери императора Клавдия, Антонии Младшей, давал баснословные суммы в долг будущему царю Иудеи Агриппе I, а также жертвовал серебро и золото на отделку девяти ворот Иерусалимского Храма[5]. Иосиф Флавий пишет о его сыне Тиберии Александре, что «он не остался в вере своих отцов» (Иудейские древности, 20:5:2), однако не совсем понятно, что имеется в виду. Возможно, в глазах Иосифа Тиберий Александр был недостаточно щепетилен в соблюдении еврейских законов, но это вовсе не означает, что он перестал считать себя евреем или порвал отношения с еврейской общиной. Полагают, что Филон посвятил своему племяннику по меньшей мере два трактата: «О Провидении» и «О животных» (который также называется «Александр»). Родной брат Тиберия Александра Марк был женат на сестре царя Агриппы II царице Беренике, однако умер молодым, оставив Беренику вдовой. К Агриппе и его сестре мы вернемся ниже.

Итак, Тиберий Александр сделал блестящую карьеру на римской службе. Между 46 и 48 годами н. э. он был прокуратором Иудеи; Иосиф Флавий сообщает, что период его правления протекал мирно, потому что прокуратор-еврей, разбиравшийся в местных делах, избегал вмешиваться в них. Около 66 года Тиберий Александр был назначен префектом Египта. Во время еврейских беспорядков в столице Египта Александрии, начавшихся вскоре после получения известий о восстании в Иудее, он сначала пытался утихомирить еврейское население города, но, не преуспев в этом, послал свои легионы в еврейский квартал для того, чтобы «навести порядок». Согласно Иосифу Флавию, в результате этой акции погибло около пятидесяти тысяч евреев (Иудейская война, 2:18:78). 1 июля 69 года египетские легионы под командованием Тиберия Александра первыми провозгласили Веспасиана императором[6]; легионы Иудеи и Сирии последовали их примеру.

Веспасиан отплыл из Александрии в Рим, а Иосиф Флавий (торжественно освобожденный из римского плена сразу после того, как его «пророчество» сбылось) и Тиберий Александр остались с императорским сыном Титом и сопровождали его в Иудее до победного конца. Немолодой уже Тиберий Александр, «человек испытанной преданности и ума», был назначен командиром всего римского войска в Иудее за то, что «первым приветствовал появление нового императорского рода и со столь великолепной верностью связал судьбу свою с теми, чье будущее было еще столь неопределенным» (Иудей­ская война, 5:1:6). Другими словами, Тиберий Александр стал вторым человеком в армии после самого Тита, то есть непосредственно командовал подавлением еврейского восстания, разрушением Храма и Иерусалима. Иосиф Флавий сообщает, что накануне разрушения Храма Тит созвал совет, на котором заявил, что разрушать Храм нельзя ни в коем случае; Тиберий Александр поддержал его мнение. Однако фрагмент из Тацита, сохранившийся в хронике Сульпиция Севера и большинством современных историков признанный в качестве более достоверного источника, свидетельствует о прямо противоположном: Тит настаивал на разрушении Храма и, по всей видимости, Тиберий Александр тоже[7]. Из папирусов, найденных в Египте, следует, что после успешного подавления Иудейского восстания Тиберий Александр за свои заслуги был назначен Веспасианом на почетный пост командира преторианской гвардии (praefectus praetorio)[8].

Немаловажную военную помощь Веспасиану и Титу оказал и другой местный лидер – еврейский царь Марк Юлий Агриппа II, правнук Ирода Великого и сын последнего царя Иудеи Агриппы I (37–44 годы н. э.). До войны Агриппа II правил землями Галилеи, Башана и Голан и какое-то время по поручению императора Клавдия даже был ответственным за управление Иерусалимским Храмом и за назначение иудейских первосвященников (Иудейские древности, 20:1:3). В начале восстания он пытался убедить повстанцев в тщетности сопротивления и призывал их сложить оружие. Но когда это ему не удалось, он решительно встал на сторону римлян, и его войска приняли активное участие в подавлении восстания. Сестра Агриппы царица Береника, про которую злые языки пустили молву, что она состояла в кровосмесительной связи со своим братом, по всей видимости, была настолько увлечена Титом, что стала его возлюбленной. В 75 году она даже перебралась в Рим, где жила с Титом до тех пор, пока враждебное общественное мнение не вынудило их расстаться.

Барельеф на арке Тита с изображением  римских легионеров, несущих трофеи из Иерусалимского Храма

На этом этапе следует вернуться к нашему главному свидетелю, «пророку» и историку Иосифу Флавию. Его функция отнюдь не исчерпывалась предсказаниями у развалин Йодфата и допросами пленных евреев у стен Иерусалима – о чем он рассказывает с гордостью, ибо только «он был в состоянии понимать их» (Против Апиона, 1:49)[9]. После того как Храм сгорел дотла, а Иерусалим был стерт с лица земли, Иосиф последовал за Титом в столицу империи, которая теперь принадлежала его патронам. Там он стал так называемым «клиентом» (подопечным) императоров новой династии: ему было даровано римское гражданство (отсюда и его новое имя – [Тит] Флавий Иосиф), денежная дотация и земли в Иудее – Веспасиан поселил его в своей бывшей резиденции на Квиринале. Позднее Домициан освободил его от уплаты налогов. И Веспасиан, и Тит, и Домициан защищали Иосифа от периодически повторяющихся нападок и обвинений в заговорщической деятельности[10].

Чем отплатил им Иосиф? В отличие от многих современных исследователей, пытающихся реабилитировать Иосифа, ученые прошлых поколений не затруднялись с ответом на этот вопрос: сочинение «Иудейская война» должно было прославить подвиги императоров новой династии на еврейской земле. И в самом деле, весьма сложно интерпретировать «Иудейскую войну» по-другому: Иосиф описывает Веспасиана, а особенно Тита как олицетворение всех лучших человеческих качеств: доброты, великодушия, благородства, мужества, щедрости и т. д.

Иосиф гордится тем, что преподнес свое сочинение Титу и Веспасиану (а значит, он закончил его до 79 года н. э., года смерти последнего). Тит же приказал обнародовать эту версию иудейской военной кампании за счет имперской казны, чтобы именно из нее все узнали о том, что «действительно произошло» в Иудее (Жизнеописание Иосифа, 361-3).

То, что Флавиям была важна подобная пропаганда, никем под сомнение не ставится. Как уже говорилось, для них победа в Иудейской войне стала основным способом легитимации собственной власти. Они стремились представить себя Сенату и всему римскому народу в качестве самоотверженных героев, вступивших в поединок с варварскими силами хаоса и тьмы, победивших их и восстановивших Pax Romana, «Римский мир». О важности победы над евреями свидетельствует и огромное количество особых монет, отчеканенных новой династией между 71 и 82 годами. На них изображена сидящая под пальмой скорбящая женщина, которая олицетворяет поверженную Иудею, и победоносный римский солдат, гордо опирающийся на копье. Надпись на этих монетах гласит: IUDAEA CAPTA – «плененная Иудея»[11].

Прежде чем мы подведем итоги, нельзя не поговорить о деньгах. Даже современные итальянские исследователи признают, что большая часть градостроительной деятельности Флавиев велась на средства, захваченные в Иудее. Не так давно на Колизее была обнаружена и расшифрована следующая надпись: I[mp(erator)] t(itus) caes(ar) vespasi[anus aug(ustus)] amphiteatru[m novum?] [ex] manubi(i)s (vac.) [fieri iussit?], что в переводе означает: «Император Тит Цезарь Веспасиан Август [приказал сделать] новый амфитеатр (то есть Колизей) из военных трофеев». Ученые считают, что имя Тита было вписано сюда позже, а изначально речь шла о его отце Веспасиане. Нет практически никакого сомнения в том, что трофеи, упомянутые в надписи, – это богатства, захваченные во время Великого восстания, – ни Веспасиан, ни Тит не вели никаких серьезных войн во время своего правления, кроме Иудейской войны. Известно ли нам что-либо о том, что это были за богатства? Пожалуй, на этот вопрос можно ответить утвердительно.

20 марта 1952 года археологи, исследовавшие окрестности Кумрана, обнаружили в одной из пещер так называемый Медный свиток, один из самых загадочных свитков Мертвого моря. В отличие от всех остальных кумранских рукописей Медный свиток был написан не на пергаменте или папирусе, а на трех медных пластинах, соединенных вместе. Однако не столько материал, сколько содержание этого свитка вызвало изумление и недоумение ученых: текст, написанный на иврите, перечислял шестьдесят четыре места на территории Иудеи, в которых были спрятаны сокровища. Чтобы дать представление о характере этого текста, процитируем его начало:

 

1. В развалинах, которые в долине Ахор, сорок длинных локтей под ступенями, ведущими к востоку: сундук с серебром и сосуды – семнадцать талантов весом. 2. В надгробии, в третьем ряду каменной кладки: сто слитков золота. 3. В большой цистерне, которая во дворе перистиля, в углублении ее дна, засыпанного песком, напротив верхнего отверстия: девятьсот талантов[12].

И так далее. Сокровища, описанные в Медном свитке, исчисляются многими тоннами золота, серебра и других драгоценных металлов.

После того как этот свиток был открыт (вернее – распилен) и расшифрован, мнения ученых насчет его содержания разошлись: большая часть исследователей, изучавших его на ранних этапах, решили, что Медный свиток – дело рук фантазера или сумасшедшего. Одним из немногих исследователей, которые с самого начала отнеслись к этому тексту всерьез, был Джон Марк Аллегро (1923–1988), британский ученый, агностик и авантюрист, личность неординарная и противоречивая, особенно выделявшаяся на фоне других специалистов, занимавшихся в то время рукописями Кумрана. Аллегро интерпретировал Медный свиток настолько буквально, что даже проводил несанкционированные раскопки в надежде обнаружить описанные в нем сокровища. Его коллеги считали его эксцентриком и помешанным[13]. Как ни странно, в настоящий момент большинство кумранистов приняли позицию Аллегро в отношении Медного свитка и считают, что в нем описаны реальные сокровища, которые были спрятаны в Иудее во время восстания 66–74 годов. Они также полагают, что сокровища эти происходили из Иерусалимского Храма и, по всей видимости, были обнаружены римлянами[14]. Другими словами, это и были те деньги, на которые Веспасиан и его сыновья заново отстроили Рим.

Надпись Тита, найденная в Колизее. Римская монета с изображением «плененной Иудеи»

К этим сокровищам, конечно, следует добавить и особый еврейский налог, fiscus iudaicus, которым были обложены все евреи империи вследствие Великого восстания. По распоряжению Веспасиана эти деньги должны были пойти на восстановление храма Юпитера Капитолийского в Риме, разрушенного в ходе междоусобной борьбы за власть в 69 году н. э. Деньги, которые ранее евреи собирали на нужды Иерусалимского Храма, отныне посылались в Рим, в пользу храма верховного римского божества. Храм Юпитера был вскоре восстановлен, однако fiscus iudaicus сохранялся еще долгое время – древние источники рассказывают, что Домициан взимал его с особенным рвением[15].

Закончим эту статью коротким обзором деятельности Иосифа Флавия после написания «Иудейской войны». Вполне возможно, что у читателя создалось весьма нелицеприятное впечатление об этой личности, а посему попытаемся несколько сбалансировать картину. После «Иудейской войны» Иосиф написал еще три произведения: первое из них, «Иудейские древности», было закончено в 93–94 годах н. э. и описывало всю еврейскую историю от сотворения мира и до начала Великого восстания в 66 году н. э. В качестве приложения к «Древностям» Иосиф опубликовал свою «Автобио­графию», или «Жизнеописание», большая часть которой была посвящена его деятельности в Галилее в 66–67 годах. Последним произведением Иосифа стал его апологетический трактат в двух томах «Против Апиона», называемый также «О древности еврейского народа». Следует отметить, что в отличие от «Иудейской войны» поздние произведения Иосифа были в основном написаны для того, чтобы объяснить интересующейся и симпатизирующей евреям римской публике, что такое иудаизм и кто такие евреи. В «Древностях» Иосиф определял Тору как идеальную конституцию и самый лучший закон, идентичный законам мироздания и подходящий для всех людей. Другими словами, «Древности» – это миссионерское произведение. В «Против Апиона» он также интерпретировал законы Торы как постулаты возвышенной и глубокой философии, стремясь тем самым опровергнуть языческие стереотипы в отношении евреев и иудаизма.

В отличие от «Иудейской войны», в которой Иосиф утверждал, что еврейский Б-г перебрался в Рим и судьба Его дальнейших взаимоотношений с евреями непонятна, в «Древностях» и «Против Апиона» позиция Иосифа в корне изменилась: Б-г заботится о тех, кто соблюдает Его закон, и помогает им. Мало того, в отличие от «Войны», не содержащей никакого эсхатологического сценария, в «Древностях» Иосиф, некогда пророчествовавший у дымящихся развалин Йодфата о грядущем величии Веспасиана, пришел к заключению, что Римская империя в конце концов падет, а на смену ей придет царство иудаизма. Иосиф не рассматривал будущий триумф иудаизма в узком контексте возвращения евреев в Эрец-Исраэль; с его точки зрения, весь мир в конце концов станет еврейским. Так, он с гордостью писал о популярности еврейского закона среди язычников:

Руины храма Веспасиана, построенного Титом

Мы засвидетельствовали перед всеми остальными народами преимущества наших законов, которые неизменно приобретают себе все новых сторонников из их числа. <…> Нет ни эллинского, ни варварского города и ни единого народа, у которого не было бы обычая почитать седьмицу, когда мы отдыхаем от трудов, и не соблюдались бы посты, обычаи зажигания свечей, а также многочисленные из бытующих у нас предписаний относительно пищи. Они стараются подражать также и нашему взаимному согласию и благотворительности, трудолюбию при всяком деле и нашей непоколебимой верности законам во всяком несчастии. Но более всего удивительно то, что закон имеет силу сам по себе, не увлекая никакими прелестями и наслаждениями. Подобно тому как Б-г повсюду присутствует в мире, так и закон повсеместно проник ко всем людям. Никто, взглянув на свое собственное отечество и свой родной дом, не станет отрицать сказанного мною (Против Апиона, 2:280-284)[16].

 

Несмотря на то что подобные заявления могут показаться нам преувеличением, известно, что именно в период после Великого восстания популярность иудаизма в римском мире достигла своего апогея. Об этом мы узнаем как из еврейских источников, так и из языческих. И не простое совпадение, что третьему императору династии Флавиев Домициану пришлось казнить своего родственника консула Флавия Клемента за принятие иудаизма[17]. Вполне возможно, что Флавий Клемент обратился в иудаизм при содействии бывшего иерусалимского священника Йосефа бен Матитьяу[18].

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1]    Все это подробно описано на более чем 500 страницах каталога выставки, четыре главы которого посвящены евреям, Иудее и Великому восстанию: F. Coarelli (ed.), Divus Vespasianus: Il bimillenario dei Flavi. Milano, 2009.

 

[2]    Вавилонский Талмуд, трактат Йома, 9б (цит. по: Вавилонский Талмуд. Антология Аггады. М.–Иерусалим, 2001. С. 231–232).

 

[3]    Цит. по: Иосиф Флавий. Иудейская война. М.–Иерусалим, 2004. С. 222–223.

 

[4]    См.: Levick B. Vespasian. London, 1999. P. 67–69.

 

[5]    О семье Филона см.: Schwartz D. R. Philo, His Family, and His Times // Kamesar A. (ed.). Cambridge Companion to Philo. Cambridge, 2009. P. 3–25.

 

[6]   Tcherikover V. A., Fuks A. (eds.). Corpus Papyrorum Judaicarum. Vol. 2. Cambridge, 1960. P. 188–193. Иосиф утверждает, что первыми провозгласили Вес­пасиана императором легионы в Иудее (Иудейская война, 4:10). Но среди ученых принято мнение, основанное на папирологических свидетельствах, что Иосиф подтасовал факты из пропагандистских соображений.

 

[7]    Штерн М. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. От Тацита до Артемидора. М.–Иерусалим, 2000. С. 62–66.

 

[8]   Tcherikover V. A., Fuks A. Op. cit. P. 194.

 

[9]    Цит. по: Филон Александрийский. Против Флакка; О посольстве к Гаю; Иосиф Флавий. О древности еврейского народа; Против Апиона. М.–Иерусалим, 1994. С. 125.

 

[10]  См., например: Bilde P. Flavius Josephus between Jerusalem and Rome: His Life, His Works and Their Importance. Sheffield, 1988.

 

[11]  Есть также монеты с надписью IUDAEA DEVICTA, «Побежденная Иудея». Об этих монетах и их пропагандистской направленности см.: Cody J.M. Conquerors and Conquered on Flavian Coins // Boyle A.J., Dominik W.J. (eds.). Flavian Rome: Culture, Image, Text. Leiden, 2003. P. 103–124.

 

[12]  Полный текст Медного свитка см. в: Mart1́nez F.G., Tigchelaar E.J.C. (eds.). The Dead Sea Scrolls Study Edition. 2 vols. Leiden, 1997–1998. Vol. 1. P. 232–239.

 

[13]  Шедевром Аллегро по праву считается его книга «The Sacred Mushroom and the Cross» (London, 1970), в которой он пытается доказать, что все религии мира сводятся к поклонению фаллосу и что их святые тексты были написаны под воздействием галлюциногенного гриба Amanita muscaria (мухомора). Подробно про Аллегро см. биографию, написанную его дочерью: Brown J.A. John Marco Allegro: The Maverick Of The Dead Sea Scrolls. Grand Rapids, 2005.

 

[14]  О Медном свитке см.: Walters A. Copper Scroll // Schiffman L.H., VanderKam J.C. (eds.). Encyclopedia of the Dead Sea Scrolls. Oxford, 2000. Vol. 1. P. 144–148.

 

[15]  О fiscus iudaicus см.: Smallwood M. The Jews under Roman Rule: From Pompey to Diocletian. Leiden, 1981. P. 371–376.

 

[16]  Цит. по: Филон Александрийский. Против Флакка; О посольстве к Гаю; Иосиф Флавий. О древности еврейского народа; Против Апиона. М.–Иерусалим, 1994. С. 187.

 

[17]  Об этом сообщает Кассий Дион в своей «Римской истории» (Штерн М. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Том 3. М.–Иерусалим, 2002. C. 51–55.)

 

[18]  Mason S. Should Any Wish to Enquire Further (Ant. 1.25): The Aim and Audience of Josephus’ Judean Antiquities / Life // Mason S. (ed.). Josephus: Seven Perspectives. Sheffield, 1998. P. 97–101.