[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2010 ШВАТ 5770 – 2(214)

 

Может ли женщина читать Мегилу?

Марина Карпова

Одна из четырех заповедей праздника Пурим – чтение Мегилат Эстер – книги («свитка») Эстер, повествующей о событиях праздника Пурим. Согласно Алахе, «чтение Мегилы должны слушать все, и мужчины, и женщины» (Кицур Шульхан арух, 144:7), поскольку Аман во времена Эстер и Мордехая задумал уничтожить всех евреев, без различия пола и возраста.

По традиции чтение Мегилы поручают в Пурим кому-нибудь из мужчин. Однако в последнее время к раввинам все чаще обращаются с вопросом: выполнит ли женщина заповедь, предписывающую слушать Мегилу, если сама прочтет ее вслух? И если да, то выполнят ли другие женщины или даже мужчины эту заповедь, слушая ее чтение?

Мегилат Эстер. Северная Италия. Около 1700 года

Разумеется, чаще всего этот вопрос задают религиозные женщины-феминистки, стремящиеся к «равноправию», максимально возможному в рамках Алахи. Однако легко представить себе множество ситуаций, когда с подобной проблемой сталкивается еврей, совершенно далекий от «ортодоксального феминизма». Например, еврейская женщина может оказаться во время Пурима в командировке – в городе, где нет других евреев. Или другой пример: еврей попал в больницу, куда к нему пускают только самых близких родственников – исполнит ли он заповедь, предписывающую слушать Мегилу, послушав чтение жены или матери? В подобной ситуации могут оказаться не только отдельные евреи, но и целые общины, особенно небольшие – например, если в Пурим внезапно заболевает единственный мужчина, способный прочесть книгу Эстер по пергаментному свитку, как того требует еврейский закон. Поэтому даже тем, кого совершенно не волнует женское равноправие, стоит узнать, что говорит об этом еврейская традиция.

Согласно Мишне, «все могут читать Мегилу, кроме глухого, безумного и малолетнего» (Мегила, 2:4). В Талмуде рав Йеошуа бен Леви специально уточнил, что слово «все» в данном случае подразумевает женщин, поскольку в свое время они так же стали свидетельницами чудесного избавления (Арахин, 23а). Однако в Тосефте (Мегила, 2:4) приводится противоположное мнение: «Все обязаны читать Мегилу. Коен, левит и израильтянин могут читать за себя и за других [то есть слушающий их чтение считается выполнившим заповедь] <...> Женщины, рабы и несовершеннолетние освобождены от этой заповеди и не могут выполнить ее за других».

К сожалению, в литературе талмудического периода нет явных попыток примирить данные мнения. Таким образом, противоречие остается: по мнению Мишны, женщины обязаны читать Мегилу и иные люди могут выполнить свою обязанность слушать ее чтение с их помощью, тогда как согласно Тосефте – не обязаны и, соответственно, не могут.

Ришоним, то есть законодатели, жившие с IX по XV век, предлагали различные способы разрешения противоречия. Некоторые считали, что мнение Мишны более авторитетно, а потому мнение Тосефты необязательно принимать во внимание. Так, к примеру, высказывался, рав Ицхок из Вены (Ор Заруа, XIII век): «Я полагаю, что, поскольку мнение Тосефты не приведено в Талмуде, с ним можно не считаться». Такого же мнения придерживался рав Менахем Меири: «Из-за Тосефты мы не можем отвергнуть то, что прямо сказано в Талмуде. Тем более что мы можем положиться на известный принцип: тот, кто сам обязан исполнить заповедь, может помочь ее выполнить и другому».

Большинство сефардских и провансальских авторитетов полагали, что мужчина, слушая чтение женщины, тем самым выполняет заповедь, предписывающую слушать Мегилу. К примеру, рав Давид бен Леви (Сефер а-михтам, XIII век, Прованс) утверждал: «Если женщина способна прочесть Мегилу, то мужчина исполняет заповедь, слушая ее чтение». С ним соглашался рав Йосеф Хавива (Нимукей Йосеф, XV век, Испания), постановивший, что женщина, читая Мегилу, должна произносить те же благословения, что и мужчина (Рамбам, Мишне Тора, Законы чтения Мегилы, 1:1, и др.). Подобного мнения придерживались и некоторые ашкеназские раввины: рав Элиэзер бен Шмуэль из Меца (Сефер Йереим, XII век), Раши и др.

Однако далеко не все законодатели игнорировали позицию Тосефты. Некоторые предпринимали попытки примирить позиции двух вышеприведенных талмудических источников.

К примеру, рав Ицхак бен Абба Мари (Прованс, XII век) и «Коль Бо» (автор неизвестен) полагали, что, хотя формально женщина, как сказано в Мишне, может читать Мегилу даже мужчинам, на практике этого не стоит делать, поскольку и в таком случае может быть действен запрет слушать женское пение.

Другое объяснение предложил рав Моше из Куси (Сефер мицвот гадоль, Франция, XIII век). Известно, что, хотя, согласно Мишне, женщин можно вызывать к Торе наравне с мужчинами, мудрецы Талмуда (Мегила, 23а) категорически возражали против этой практики, считая, что она позорит общину, о которой могут подумать, будто в ней не нашлось и семи мужчин, умеющих читать (напомним: во времена Талмуда каждый вызванный к Торе читал свой отрывок самостоятельно). По мнению рава Моше, то же правило применимо и к чтению Мегилы – если поручить это женщине, то могут заподозрить, что в общине вообще нет грамотных мужчин, а это, безусловно, не делает ей чести.

Некоторые раввины полагали, что противоречия между Мишной и Тосефтой нет, поскольку речь идет о разных заповедях: в первом источнике – о заповеди слушать Мегилу, которая распространяется на оба пола; а во втором – о заповеди читать Мегилу, от исполнения которой женщины, в отличие от мужчин, свободны. Подобного мнения придерживались рав Эльазар из Вормса (Рокеах, XII век), рабейну Хананель, рабейну Симха бен Шмуэль из Шпеера (XII век) и др.

Точку в споре о том, может ли женщина читать Мегилу, не поставил и рав Йосеф Каро. В «Шульхан арухе» он приводит оба мнения: «Все обязаны читать Мегилу, как мужчины, так и женщины <...> И читающий, и слушающий выполняют заповедь, если читающий обязан читать. <...> И есть те, кто считает, что мужчина не выполняет заповедь, слушая чтение женщины» (Орах Хаим, 68:1, 2).

На практике большая часть ашкеназских общин следовала мнению «тех, кто считает», что женщина не должна читать Мегилу, по крайней мере, для мужчин. Как объяснял Хафец Хаим в «Мишне бруре», это связано с тем, что, во-первых, женское чтение «позорит общину», а во-вторых, нельзя пренебрегать мнением, что женщина не обязана читать Мегилу, и, следовательно, тот, кто слушает ее чтение, возможно, не исполняет тем самым заповедь. Поэтому, как полагал Хафец Хаим, женщина может читать Мегилу либо только для себя, либо для одной другой женщины.

Несколько более мягкую позицию занял рав Йехиэль Эпштейн (Арух а-Шульхан). Соглашаясь с Хафец Хаимом, что чтение женщины для мужчин «позорит общину», он, однако, разрешал женщине читать Мегилу для нескольких женщин.

В последние годы многие религиозные женщины, опираясь на мнение «Аруха а-Шульхан», создают специальные женские группы для чтения Мегилы. Отношение к таким группам весьма различное. К примеру, известный американский раввин Гершель Шахтер категорически запретил женщинам читать Мегилу друг для друга. Вместе с тем рав Аарон Лихтенштейн, возглавлявший до недавнего времени ешиву в поселении Алон-Швут, разрешил своим студенткам читать Мегилу друг для друга.

Принципиально иной точки зрения придерживается в данном вопросе бывший главный сефардский раввин Израиля Овадья Йосеф. Отвечая на вопрос, может ли женщина читать Мегилу, он написал: «Мы полагаем, что мужчины выполняют заповедь, слушая чтение женщины. И таково было мнение наших учителей, Маймонида, Раши, Ор Заруа и других. Кроме того, “Шульхан арух” приводит эту точку зрения как общее мнение (“стам”), а известно, что если в “Шульхан арухе” есть два мнения – “стам” и “есть те, кто считает” (йеш омрим), то закон соответствует первому» (Йоре деа, 3:51).

Разумеется, эти слова вовсе не означают, что следует немедленно менять традиционный порядок чтения Мегилы, который и сам рав Овадья, несомненно, считает предпочтительным (по крайней мере, во всех известных мне сефардских синагогах свиток Эстер читают исключительно мужчины). Тем не менее, следует признать: алахические аргументы в пользу того, чтобы разрешить женщинам читать Мегилу друг другу или даже мужчинам, довольно весомы. Поэтому, по крайней мере, в чрезвычайных обстоятельствах, когда иных вариантов попросту нет, на соответствующее мнение безусловно можно полагаться.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.