[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2010 НИСАН 5770 – 4(216)

 

Сознание, определяющее бытие

Составители Йосеф Гинзбург и Герман Брановер

Существование Бга

 

Упрек

18 сивана 5719 <24 июня 1959>

В продолжение моего предыдущего письма, где я отвечал на Ваш прямой вопрос: «Существуют ли убедительные доказательства существования Творца, которые могли бы убедить нас, скептиков, не оставив в этом ни малейших сомнений», я счел необходимым добавить несколько строк, желая быть правильно понятым.

В предыдущем письме я ограничился рамками, обозначенными Вами в самом вопросе, то есть доказательством, не оставляющим ни «малейших сомнений». Очевидно, Вы ждали ответа, построенного на рациональной, логической основе.

Но, само собой разумеется, что этот подход не может удовлетворить меня по двум причинам: а) в целом эмоциональное и духовное восприятие значат больше, чем интеллектуальное постижение; б) для евреев, чей разум – только «одежда души» (как объяснял Алтер Ребе, автор «Таньи» и «Шульхан аруха») и чья душа есть «в буквальном смысле часть Бга», призыв к человеческой душе намного сильнее, и необязательно осуществляется через разум.

Тем не менее я не хотел затрагивать эту тему в своем первом письме, исходя, как я уже сказал, из самой формулировки Вашего вопроса. Более того, я намеренно желал исключить любую возможность ошибочного прочтения, когда само содержание письма оказалось бы недостаточным или же его аргументы могли быть опровергнуты логикой. Поэтому посылаю Вам еще одно письмо, в продолжение предыдущего.

Нет нужды еще раз подчеркивать, что я отвечаю на вопросы в соответствии с предполагаемым статусом евреев, – то есть, сколь бы рациональным ни был их подход, они верят в истину праведности и правосудия. И эта вера так сильна, что они способны жертвовать, в частности и собственной жизнью, во имя праведности и правосудия, во имя помощи другому. Особенно это относится к тем случаям, когда в помощи нуждается не отдельный человек, а большая (в количественном и качественном смысле) группа людей.

 

Иов современной еврейской молодежи

Теперь, после того, как требования и ограничения, наложенные Вашим вопросом, сняты, я позволю себе по-дружески Вам заметить:

По Вашему письму-вопросу я вижу, что Вы еще молоды – по крайней мере, по-юношески энергичны. Вы молоды и в том смысле, что желаете и способны восставать против мнения большинства – если убеждены, что это правильно, – и бросаться из одной крайности в другую.

Разумеется, Вы не забыли, предаваясь размышлениям о нынешнем мире, что случилось с нашим народом в недавние годы, во время Катастрофы. Миллионы людей погибли во время войны, и это возлагает на нас новые обязанности, которые раньше отсутствовали или же были минимальны.

Еще один момент. Неразбериха и стирание граней не только не уменьшились в наше время, но, напротив, усилились до пугающих размеров – до такой степени, что заставили десятки тысяч людей принять тьму за свет и горечь за сладость!

В такое время призыв к душе каждого отдельного человека должен исходить от всех, кто стоит на «передовой линии» и трудится во имя исполнения своей миссии – не только исполняя персональный долг, но и заменяя самых энергичных и лучших представителей нашего народа, исчезнувших в Катастрофе. Это должна быть битва не только против смешения ценностей и шараханья из стороны в сторону, но и за распространение вечных ценностей нашего народа, со всей силой и энергией молодости, – пока каждый из вас не станет искрой, воспламеняющей души вокруг себя. Есть ли сейчас время для академических дискуссий?.. Пока мы упускаем дни, недели, годы. Это невосстановимые потери! Возможности, которые уже нельзя реализовать!

И если это требование обращено к каждому человеку, то насколько же оно актуальнее для подростков и молодежи! Ведь совершенно понятно, что для нового поколения, молодого поколения, слова ободрения и поддержки от других людей их возраста значат гораздо больше, чем увещевания старших, и принимают их куда охотнее.

Я уже говорил, что не хотел бы здесь вступать в дискуссию о логических доказательствах, применительно к вечным ценностям еврейского народа, новым задачам и миссиям. Надеюсь, Вы признаете их, если откроете книгу еврейской истории, которая длится тысячи лет. Это история кровопролитий, гонений, гнета, каких не знал ни один другой народ, ни одна религия. Задумавшись о еврейской истории, Вы обнаружите систему ценностей, хранимую многими поколениями и оставшуюся неизменной до сегодняшнего дня.

Это не вопрос логической аргументации, поскольку реальные события и происшествия – свидетельства ясные и неоспоримые. Ни язык общения, ни манера одеваться, ни внешняя культура или образ жизни, ни этническая или экономическая модель не представляют собой вечных и непреходящих ценностей. Все это подвержено радикальным изменениям, от эпохи к эпохе, от страны к стране. Неизменны везде и всегда только живая Тора и практические мицвот повседневной жизни. «Сильный Исраэля не солжет».

Дай Бг, чтобы эти несколько строк укрепили Ваши внутренние силы, которые есть в душе каждого еврея, чтобы разбудили их ко все большей активности. Если у Вас есть потребность в награде – хотя духовное удовлетворение будет Вашей величайшей наградой, Творец и Повелитель Вселенной несомненно вознаградит Вас в Ваших личных делах, каждого в соответствии с его индивидуальными потребностями и ситуацией.

С уважением и благословениями на добрые вести.

 

Вера и справедливость

Песах Шени, 5723 <8 мая 1963>

Отвечаю на Ваше письмо, в котором Вы задали несколько вопросов относительно веры и религии. В начале письма Вы предупредили, что не верите в Бга, Гсподи сохрани, поскольку не уверены, существует ли Он.

Можете себе представить, насколько я был изумлен этим «заявлением», хотя такая постановка проблемы, к сожалению, типична для молодых людей. Сомневаться в существовании Бга может лишь человек, совершенно лишенный здравого смысла (тем более что ответ на этот вопрос приводится во многих книгах и общедоступен). Только из-за чрезвычайной простоты этого факта некоторые люди отказываются принять его.

Это все равно, как если бы кто-то заглянул в книгу, написанную на высоком интеллектуальном уровне, и заявил, что не верит в способность человека написать такую книгу, напечатать ее и переплести. Он не верит, – поскольку об этом ничто не свидетельствует, – в существование автора и наборщика, которые умно и умело выполнили свою работу.

Правда состоит в том, что такое сравнение уместно даже в том случае, если в книге лишь несколько страниц; но насколько же оно верно в отношении нашего мира в целом! И прежде всего современная наука, которая обнаруживает в мире, в самых разных его аспектах, удивительный порядок и каждый день открывает новую гармонию, согласованность, поражающие всех, кто занят научным поиском.

Следует заметить, что все это не только вселяет уверенность в существование Творца, но и убеждает, что Его разум и способности несравненно выше, чем любой разум и талант во Вселенной.

Сказанное уже содержит в себе ключ к ответу на все вопросы, поднятые в Вашем письме: вопросы о том, как устроен мир, надлежит ставить совершенно иначе и Вам, и любому другому человеку.

В Музее Холокоста города Скоки, штат Иллинойс, США. 1994 год

Эти вопросы, очевидно, развивают логику предыдущего: если Вы не понимаете, почему вещи таковы как они есть, то для Вас это означает, что Творца и Гспода Вселенной не существует. <…>

Между прочим, – а возможно, и не между прочим, – кто может гарантировать, что люди поведут себя праведно, не веруя в высшую силу?

В предыдущих поколениях еще верили (я подчеркиваю это слово, ибо это была не более чем вера), что в душе человека существует естественная склонность к праведности, из чего следует, что человеку не нужно верить в Творца, который велит людям действовать определенным образом. В соответствии с логикой такой веры, если человеку присуща внутренняя целостность, его внутреннее нравственное чувство не обязательно должно апеллировать к Бжьему наказу о том, что нашу волю, желания и рационально обос­нованные ценности необходимо контролировать. Но то, что произошло при жизни нашего поколения, самым болезненным и решительным образом отвергло такую логику как совершенно несостоятельную.

Тот самый народ, который дал миру многих великих философов, проложивших пути самым разным направлениям мысли (и в том числе создавших этические системы), а также крупнейших ученых, – именно этот народ, с его десятками миллионов граждан, уничтожил миллионы мужчин, женщин и детей, что нельзя оправдать ничем. Только власть и чувство превосходства побуждали к истреблению людей. По сути дела, вожди нации «освятили» свои действия, заручившись одобрением ученых и университетских профессоров, включая даже создателей философских и этических систем, – одобрением полным и безоговорочным.

Конечно, мне известно, что отдельные представители народа выражали несогласие со всем этим. Но их было так мало в сравнении с сотнями профессоров и ученых, ставшими идеологами Третьего рейха!

Хотя все это написано в ответ на Ваше письмо, я совсем не убежден, что Вы, как утверждали, не верите в Бга, Бже сохрани! Мало того, я уверен, что Вы и сами в это не верите. Доказывается это следующим образом: Вы пишете, что, когда видите несправедливость или вспоминаете о Катастрофе[1], осуществленном Гитлером, да будет имя его стерто, то это тревожит Вас. Но если бы, в самом деле, не существовало Властителя и Творца мира, то никого не удивляло бы, что происходят вещи, противоречащие справедливости и морали. Какие основания у человека ожидать в таком мире чего-либо иного, кроме «закона джунглей», по которому сильный убивает слабого?

Этот вопрос применим не только к таким исключительным явлениям, как Катастрофа. Даже в том, что мы называем нашей «повседневной» жизнью, всякое нечестное, несправедливое действие тревожит нас, и мы хотим, чтобы оно никогда не повторялось. Ясно, что от неодушевленной материи или даже животных нельзя ожидать честности и справедливости. То, что эти события беспокоят нас, свидетельствует о нашей связи с чем-то более высоким, чем минеральное, растительное и животное царство, и даже люди. Это «что-то» есть в душе каждого человека. Это залог нашей уверенности в том, что в мире воцарится справедливость и люди будут вести себя достойно. Вот почему, видя нечто неподобающее, мы не ищем причин случившегося.

В завершение – о том, что Вы написали в начале письма. Надеюсь, как консультант молодежного движения, Вы хорошо понимаете, что на Вас лежит ответственность направлять Ваших подопечных по пути справедливости и праведности? Этот путь, как мы уже говорили, верный, даже если наши воля и желание не соответствуют ему. И он может продолжаться, только если основан на вере в Живого Бга, который даровал нам Тору Жизни и велел соблюдать мицвот: «правопорядки Мои, которые будет исполнять человек, и жизнь обретет ими». И если на лидере всегда лежит огромная ответственность, то еще большая ответственность лежит на молодежном лидере! Любое позитивное изменение или (Бже сохрани!) искривление мировоззрения у молодого человека, даже самое незначительное, может оказать на него решающее влияние в процессе взросления и обретения независимости.

Разумеется, если у Вас есть что сказать по поводу моего письма, пишите откровенно, без всякого смущения. Хотя перед Вами стоит задача и цель более важная, чем все эти вопросы и ответы, – вести молодежь по пути нашей веры и вечных ценностей, Торы и мицвот, ибо только в них и через них можно прожить настоящую жизнь.

   добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1]    К вопросу о том, «может ли Судья мира быть ответственным за несправедливость», применительно к Катастрофе, см.: Ликутей Сихот, т. 33, с. 255, 260; Эмуна у-мада, с. 115. Это ответ Ребе на реакцию, вызванную тем, что он написал на эту тему в Ликутей Сихот, т. 21, с. 397.