[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2010 ИЯР 5770 – 5(217)

 

ЯЙЦА КУРИЦУ НЕ УЧАТ

Борис Клин

В уездном городе N лидером молодежной еврейской общины стал бывший скинхед, входивший в группу славянских нео­язычников. Называть город, подобно ав­то­рам кинокомедии «Кавказская пленница», не стану, чтобы «не обидеть» другие города, где подобное могло случиться или даже уже случилось, но пока не стало известно журналистам. Скандалы вокруг молодежных религиозных лидеров возникали и раньше и, видимо, будут продолжаться, потому что «молодежная политика» российских традиционных конфессий ничего другого породить не может.

Еврейский лидер, украшенный эсэсовскими татуировками и запечатленный в куртке со стилизованными свастиками или несущий флаг с «коловратом», – это, конечно, шокирует, но могу уверить читателей «Лехаима»: многие православные испытали схожие чувства, когда увидели в Интернете фотографии с разрекламированного телевидением байкерского слета в Севастополе. «Православные» байкеры катали на своих мотоциклах, украшенных хоругвями, полуголых девушек.

Религии разные, а проблема одна. И корень тот же. Религиозные организации пытаются избавиться от ярлыка клубов стариков, который приклеила им атеистическая пропаганда. Молодежь в синагогах и храмах – зримое доказательство того, что вера жива, и общины справедливо претендуют на одну из ключевых ролей в жизни общества. Разумеется, кроме приземленных, откровенно политических целей, есть и безусловно высокая – проповедь своей веры, ее идеалов и норм поведения. И в самом обращении к молодежи ничего плохого нет. Более того, религиозные деятели обязаны нести ей свет веры. Вопрос в методах. В свое время поэт Игорь Губерман заметил: «Мне Маркса жаль: его наследство / свалилось в русскую купель; / здесь цель оправдывала средство / и средства обосрали цель».

Эти слова мне кажутся справедливыми не только в отношении марксизма, но и религиозной проповеди в России на протяжении последних 20 лет свободы вероисповедания. Возникает ощущение, что все эти годы религиозные деятели считали, что обращение людей к вере оправдывает любые средства. Это и постыдное сотрудничество с нечистоплотными предпринимателями, и соглашательство с властями в обмен на недвижимость, и другие преференции материального характера. Привлечение молодежи любой ценой стоит в том же ряду.

Религиозные деятели, особенно на местах, причем вне зависимости от конфессиональной принадлежности, сочли, что «с молодежью надо говорить на понятном ей языке». Естественно, язык лучше всего знает носитель. Отсюда вывод: нужны молодежные лидеры. В этом и заключается фундаментальная ошибка.

Давайте зададимся вопросом: зачем человек идет в синагогу или храм? Мне представляется: идет он туда за смыслом жизни, идет в поисках Всевышнего и идет к людям, обладающим необходимым знанием. Я могу согласиться, что к 20–25 годам человек вполне может изучить и хорошо знать порядок богослужения. Но для духовного руководства, для ответов на самые главные вопросы этого мало. Необходим опыт, как духовный, так и житейский. Авторитет нужен. Понимание своей ответственности. Но в таком возрасте ничего подобного у человека и быть не может. Просто мал он еще слишком, чтобы учить кого-то жизни. Более того, уверен, что мало-мальски серьезный молодой человек сам ужаснется от предложения такого «лидерства».

А вот юные прохвосты, карьеристы в самом плохом смысле слова, да еще и обнаружившие неспособность добиться успеха в других сферах – образовании, науке, экономике, охотно согласятся играть такую роль. Тут им и деньги, и почет. И связи: в президиумах заседают, с чиновниками встречаются, интервью журналистам дают. Собственно, именно такие и бегают в поисках вакансии «молодежного лидера». Им безразлично, где именно «лидерствовать». Лучше всего, конечно, в «комсомоле» при правящей партии. Но если там не получилось, есть еще несколько шутовских партий. Можно и в оппозиции себя попробовать. Но это небезопасно, да и не слишком перспективно. Прохиндеи быстро понимают и начинают искать место получше. Религиозные общины тоже вполне подойдут. Потому и в скандалах, возникающих вокруг них, есть лишь элемент экзотики, но никак не сенсации. Закономерный результат абсурдной попытки построить новый «комсомол». Но не­ужели настоящие религиозные лидеры, люди взрослые, умудренные жизнью, не понимают всей абсурдности своей затеи? Неужели они не осознают, что каждый подобный скандал вызывает в обществе отвращение к священнослужителям, делает их посмешищем, персонажами из анекдота: «И эти люди запрещают нам ковырять пальцем в носу?»

Вывод простой. Молодым открыты все дороги, но лидерство – это не начало пути, по меньшей мере, его кульминация, а скорее – финал.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.