[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2010 СИВАН 5770 – 6(218)

 

Благословение разнообразия

Ишайя Гиссер

В 1970-х годах я был несмышленым отроком с неустоявшимися взглядами и жил в городе Одессе. Так уж получилось, что мне повезло больше, чем многим моим сверстникам, и я постоянно посещал единственную синагогу, общаясь там с еще уцелевшими хранителями традиции. В один из осенних дней я заметил, что порядок синагогальной службы изменился, и спросил реб Нуте почему. Этот старый хасид был одним из немногих религиозных евреев в моем родном городе, не боявшихся отвечать на мои бесконечные вопросы (пусть память о нем будет благословенна!). Он объяснил, что в этот день прихожане одесской синагоги постятся в память о десятках тысяч одесских евреев, уничтоженных в годы войны. Этот пост, установленный после войны выжившими членами общины, соблюдался долгие годы, вплоть до конца 80-х годов XX века. По молодости и глупости я не придал особого значения его словам, потом и вовсе забыл о них, а теперь, когда для меня это столь важно, о дате этого поста и спросить уже некого.

Минули годы, многое изменилось... Те считаные старики, которые составляли общины все годы советской власти, уже ушли, а пришедшая (слава Бгу!) им на смену молодая поросль «гемахте иделех» («сделанных» евреев) учится у раввинов, приехавших на помощь тому, что осталось от некогда славных общин Украины, России, Белоруссии, утративших преемственность и, естественно, не знакомых с местными традициями и обычаями. Идет прежде невиданная в еврейской истории унификация религиозной жизни, «выравнивание линии»… Вы скажете, что это неизбежно, что происходящее ныне имеет объективные причины, что уже ничего нельзя изменить. С этим придется согласиться, но с маленькой поправкой: кое-что изменить все же можно.

По счастью, я вовремя встретил любавичских хасидов, единственную организованную общину, сохранившую­ся в страшные годы на территории СССР. Обычаи этой ветви хасидизма стали моими семейными традициями, и моим детям уже не надо мучительно выяснять, – как приходилось некогда мне, – что и как принято делать «у нас». Но те немногие крохи, фрагменты, которые я мальчишкой успел узнать у бабушек (дедушки не вернулись с вой­ны), бережно сохраняются в моем доме, в семейном быте. Мои предки не были любавичскими хасидами, и, наверное, кое-какие домашние обычаи нашей семьи не во всем соответствуют принятым в Хабаде, но…

По моему глубокому убеждению, разнообразие – это благословение. От него зависит выживание биологического вида – спросите у любого генетика. И, полагаю, выживание народа также зависит от многообразия форм религиозного и национального существования. Для меня очевидно, что именно Тора придает смысл и силы еврейскому бытию, но соблюдение ее законов и последовательное воплощение в жизнь ее мировоззрения никак не связаны с нивелировкой общин и индивидуумов. Мы же не из инкубатора вышли. Каждый еврей, каждый из нас – лишь звено в цепи поколений и может, приложив усилия, выяснить свою генеалогию, узнать, из каких общин вышли его не столь уж далекие предки, а после – и специфические обычаи этих общин, такие важные для восстановления полноценного национального существования.

Разумеется, сказанное мною найдет отклик не у каждого. Но я уверен в том, что именно эти детали, не столь уж принципиальные в сравнении с исполнением заповедей Торы, делают нас полнокровным народом, а не «живой окаменелостью», как в сердцах назвал евреев историк А. Тойнби.

Кстати, о постах. Двадцатого числа месяца сиван (в этом году оно выпадает на 2 июня по григорианскому календарю) в общинах Украины (в Подолии, Галиции, Волыни) и Польши было принято поститься в память о сотнях общин и десятках тысяч жертв, умерщвленных под руководством Богдана Хмельницкого, подчас жесточайшим образом, в 5410 году по нашему календарю (1650м), и в память о двух мучениках: реб Йехиэле-Михле из Немирова и реб Шимшоне из Острополя, убитых именно в этот день.

Этот пост свято соблюдался в общинах Украины вплоть до недавнего времени. Но ужасы второй мировой войны заслонили память о резне XVII века, а потом из жизни ушли и все те, кто знал об этом. Но, может быть, сегодня, когда на территории независимого государства Украина реставрирован этот палач еврейского народа, стоит вспомнить о наших мучениках и о том, что мы – их прямые потомки.

   добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.