[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2010 ТАМУЗ 5770 – 7(219)

 

ЖИТИЕ ЕЕ

 

Майя Волчек

Режиссер Джон Кент Харрисон

Храброе сердце Ирены Сендлер

США, 2009

«Храброе сердце Ирены Сендлер» – телевизионный фильм, снятый год назад канадским режиссером Джоном Кентом Харрисоном для «Hallmark Hall of Fame» – компании, специализирующейся на выпуске «фильмов о женщинах и для женщин». «Храброе сердце» вполне подпадает под это определение, но об этом чуть ниже. Пока лишь отметим, что, к чести режиссера и компании «Hallmark», событийная часть фильма вполне исторически достоверна. Во время войны Сендлер была сотрудницей варшавского Управления здраво­охранения. Ей и нескольким коллегам разрешалось посещать гетто, где были заключены 441 тыс. евреев. В обязанности Ирены и ее подруг входило следить за тем, чтобы в гетто не разразилась эпидемия тифа. Заболевших требовалось немедленно уничтожить. За время работы в гетто Сендлер удалось вывезти оттуда 2500 детей, которые были переданы в польские детские дома, частные семьи и монастыри. Младенцев прятали в ящик из-под инструментов, детей постарше вывозили под брезентом в кузове грузовика медицинской помощи. В машине находилась собака, обученная лаять, когда ее пропускали в гетто или выпускали из него. Лай собаки заглушал плач младенцев. Надеясь разыскать родственников спасенных детей после войны, Ирена записывала их данные и хранила этот список. В 1943 году Ирена Сендлер была арестована по анонимному доносу. Во время допросов ее жестоко пытали и приговорили к смертной казни. К счастью, охранник, сопровождавший ее к месту расстрела, был подкуплен польской подпольной организацией Совета помощи евреям («Жегота»), и Ирене удалось бежать. По официальным данным, она числилась казненной. До конца войны Ирена Сендлер скрывалась под именем Ирены Домбровской и продолжала помогать еврейским детям. Такова событийная канва фильма, в конце которого зритель видит интервью с 98-летней Иреной Сендлер, записанное незадолго до ее смерти.

Иными словами, «Храброе сердце» – вполне добротный биографический телефильм, дань памяти великой женщине, спродюсированный в США при участии Польши и Латвии (то есть еще и интернациональный проект). На этом можно было бы и закончить, если бы латвийский продюсер Игорь Пронин не надумал устроить «Храброму сердцу» настоящую кинопремьеру в одном из московских кинотеатров. И случилось неизбежное: на большом экране скромные художественные достоинства ленты стали вдруг удручающе очевидны.

В версии Харрисона жизнь Ирены Сендлер выглядит как житие святой, снятое в жанре феминистской мелодрамы: сильные женщины на фоне трагедии Варшавского гетто, скорбящая героиня, бредущая дорогой праведницы под красиво-печальную, хотя и слегка однообразную музыку композитора Кашмарика, – все вызывает уважение и навевает невольную скуку. «Тематика фильма невероятно тяжелая, но другого способа рассказать эту историю нет», – утверждает уважаемый журнал «Variety». Позволим себе не согласиться. То, что случилось с Харрисоном, по-человечески понятно: потрясенный величием подвига, он смотрел на свою героиню снизу вверх. Беда в том, что «взгляд снизу» невозможен, когда речь идет об отношениях художника и героя. Если бы Харрисон встал чуть сверху и чуть в стороне, он бы увидел, какие быстрые и живые глаза у его героини. И безуслов­но, задумался бы о том, что жизнь молодой женщины даже посреди ада Варшавского гетто не могла состоять лишь из великой миссии. Наверняка она была кокеткой  – с такими-то глазами! Любила поболтать с по­дружками – чуть детское любопытство к жизни заметно даже в лице 98-летней Ирены. В конце концов, как мы сегодня знаем, война была только началом испытаний этой великой судьбы: фашистскую оккупацию сменила советская, и Ирену Сендлер опять преследовали, таскали беременную на допросы (ребенка она тогда потеряла), а позже не давали ее детям поступать на дневное отделение в Университет.

Она переживала: считала себя плохой женой и матерью, но греха уныния за ней отродясь не водилось – никто не чувствовал радости жизни так остро, как ощущала ее Ирена.

И если бы в картине у Харрисона высокое перемежалось с обычным, а страшное со смешным (как это и случается в жизни), художественное впечатление от его фильма было бы много ярче. Но как бы то ни было, фильм об Ирене Сендлер снят, российские зрители его увидят на ТВ, и это, конечно, благо. Потому что есть истории, которые заслуживают постоянного и подробного пересказа. Пусть даже и не в самом удачном формате.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.