[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2010 АВ 5770 – 8(220)

 

Колонка редактора

На обложке у нас Матисьяху (см. также с. 122). Приезд этого еврейского принца регги в Россию – хороший повод поговорить не столько о нем, сколько о явлении, которое он наглядно представляет.

Матисьяху, конечно, очень талантлив и более чем успешен. Я бы даже сказал, это самый успешный ортодоксальный иудей на мировой сцене всех времен и народов. С большим отрывом от него – Йоселе Розенблат, лучший кантор мира, гурский хасид, чей голос звучит в первом звуковом кинофильме «Певец джаза». Розенблата на руках носили любители еврейского певческого искусства во всех концах земли, однако за пределами этого мира он был известен мало. С Матисьяху все наоборот: кумир поклонников музыкального направления, пришедшего с Ямайки, для любителей еврейской музыки он почти не существует. И Борис Барабанов в своем материале, и «матисьяхуведы» отыскивают влияние хасидского нигуна в его творчестве, – поверьте, для этого надо приложить немалые усилия. Другое дело стихи: в них и прямые цитаты из хасидских книг, и зарифмованные афоризмы Любавичского Ребе, встречаются ивритские слова, есть даже песня под библейским названием «Эш тамид» («Вечный огонь»). То есть налицо взаимопроникновение весьма далеких друг от друга культур.

Эффект очевиден: толпы подростков, распевающие хором с пейсатым евреем что-то вроде «Из тьмы придет свет» или «Восстанови храм и царскую корону»...

Матисьяху – это квинтэссенция очень любопытного процесса. Его российское турне совпало по времени с публикацией ежегодного рейтинга раввинов, оказывающих наибольшее влияние на современное общество, одного из самых авторитетных американских журналов «Ньюсуик». В этом году эксперты журнала поставили на первое место руководителя координационного штаба Любавичского движения Иеуду Кринского. Круг замкнулся.

Я вот о чем: в разгар кризиса еврейского традиционного образа жизни, в XIX – начале XX века, были предложены альтернативные варианты национальной и даже религиозной идентичности. Казалось почти очевидным, что старые традиции не выдержат натиска нового, бурного, просвещенного века. И дей­ствительно, мир традиционного еврейства рушился на глазах. Умные евреи все чаще говорили, что древний иудаизм обветшал, стало быть, чтобы новые поколения оставались евреями, следует его несколько поправить, реформировать. По разным сторонам океана у этой идеи нашлось огромное количество  сторонников. Причем не стоит думать, что это были сплошь поверхностные и легкомысленные люди.

(В этом смысле, конечно, за прошедшие годы наблюдалась страшная деградация. И вот уже лидер российских реформистов, а заодно и глава целого Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России милейший Зиновий Львович Коган, зачем-то называющий себя раввином, от имени раввината же заявляет, что, мол, иудаизм и даже сам Талмуд весьма положительно относится к открытию эротического клуба в Иерусалиме. Ну, это у реб Зюни какой-то другой Талмуд – общепринятый-то он в оригинале страницы не осилит, – да и к лучшему, бо расстроила бы его эта куда менее либеральная, нежели ему хотелось бы, книжка…)

В общем, отряхнем с себя груз отжившего мира! Так оно поначалу и было. Еврей-ство США, например, в массе своей предпочитало культурные «темплы» реформистов всех толков шулам и штиблам.

Но идеи проверяются временем. Детей прихожан «темплов» родительские конгрегации все чаще перестали устраивать – одних из-за того, что и эти богоугодные заведения казались им чересчур еврейскими, других – по причине непонятного статуса религии реформистов:  если это иудаизм, то почему с таким количеством компромиссов. Вторая группа и стала основным источником массового явления «бааль тшува» – возвращающихся к ортодоксальному идишкайту. Первопроходцем и инициатором работы с ними стал Любавичский Ребе. Он постоянно повторял: прошлое «бааль тшув» не следует перечеркивать – все навыки, таланты, образование и мастерство необходимо «обратить к святости». И по­явились в Хабаде юристы, врачи и музыканты, для которых новый жизненный выбор не стал водоразделом с прошлым. Это дало потрясающий результат в первую очередь в сфере образования. Одним из основных направлений деятельности Любавичского движения в США стала организация еврейских центров в студенческих городках. И интерес ассимилированных еврейских студентов к еврейской мысли могли уже восполнить люди с фундаментальным религиозным и светским образованием. В результате сегодня в образовательных программах Хабада участвует огромное количество талантливых людей, для которых менталитет аудитории не тайна за семью печатями.

Подобные процессы шли и во многих других сферах деятельности.

Именно этот перелом демонстрирует Матисьяху. И мне подобного рода наблюдения кажутся намного более важными, нежели споры о том, какую все-таки музыку он играет – еврейскую или негритянскую. Тем более что на этот вопрос тоже ответит только время. Кто знает, может, лет через десять за субботними столами хасидов будут петь субботние «змирес» в ритме регги!

Ваш Борух Горин

   добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.