[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2010 ТИШРЕЙ 5771 – 10(222)

 

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Термин «исламофобия» в этом месяце звучал, кажется, чаще, чем даже после черного 11 сентября.

А связано это было – когда напрямую, когда косвенно – именно с годовщиной чудовищного нью-йоркского теракта.

Все лето «Большое яблоко» бурлило во­круг новости о планах воздвигнуть мечеть неподалеку от того, что осталось от башен-близнецов. Аргументы яростных противников очевидны: кощунство, надругательство над памятью жертв и т. д. Адвокаты строительства возражают: среди жертв было немало мусульман, ненависть американцев к исповедующим ислам соотечественникам наилучшим образом соответствует планам Бен-Ладена, а мемориальная мечеть как раз продемон­стрирует антитеррористические воззрения «нормальных» слуг Аллаха.

Но один аспект этого клинча мнений, кажется, упущен. Уже тот факт, что большая часть родственников жертв категориче­ски возражают против этой затеи, по-моему, должен стать достаточным основанием для отказа организаторов от подобных планов. Именно организаторов, ибо невозможно себе представить, на каком основании вменяемая демократиче­ская власть может запретить это. Между тем позиция инициаторов  строительства,  демонстративно не обращающих внимания на негодование людей, потерявших своих близких на этом месте, возмутительна.

Может ли народ нести коллективную ответственность за преступления своих сородичей? Нет и еще раз нет. Это должно стать личным или общественным выбором. После­военное поколение западных немцев на государственном, общественном и – массово – личном уровне приняло на себя ответственность за преступления германского нацизма. Это, безусловно, оказало гигантское влияние на развитие ФРГ: реальная денацификация вывела из сознания народа малейшие симпатии к боевому гитлеровскому прошлому. Поразительно, но ГДР этот путь не прошла, ибо общество, официально коммунистическое и, само собой, антифашистское, никакой ответственности за «тех» немцев не ощущало. И произошло то, что было отличительной чертой стран соцлагеря: официальная идеология, ханжеская и двуличная, большинством граждан за пределами залов собраний всерьез не воспринималась. Вот и стала именно постгэдээровская молодежь питательной средой для неонацистских группировок объединенной Германии.

Кстати, именно этим объясняется популярность идей бесноватого фюрера в странах Восточной Европы, в том числе бывшего СССР, и даже в России.

Если всенародное покаяние за нацизм, пусть и в единственной стране, все же состоялось, то за преступления сталинизма, похоже, никто каяться так и не собрался. Ну, значит, не надо удивляться, что из года в год популярность великого друга совет­ских детей бьет все новые рекорды.

Да, не существует априори, по умолчанию, коллективной ответственности наро­да за преступления своих сородичей. Но идеология, на почве которой родились преступления, не может не нести за это ответственность. Непокаявшиеся коммунисты могут сколько угодно твердить о вынужденности «перегибов», стоивших жизни миллионам, – не осудив, они разделяют ответственность за это.

В религиозных текстах мировых религий достаточно много нетолерантных, пропитанных презрением к иноверцам пассажей. Но страшно то, что не раз напечатанное становилось причиной дичайшего насилия. Христиане вырезали мусульман, мусульмане – христиан, и те и другие – евреев. Пусть жидоеды всех мастей заполнят свои пакостные газетенки «цитатами из Талмуда» вроде «лучшего из гоев убей», – нигде и никогда евреи не уничтожали и не уничтожают людей только за то, что те верят иначе.

Труды исламских богословов, вопреки ли их замыслам или нет, вдохновили слишком многих на священный джихад террора. Голос мусульманского мира, осуждающий практику террора, базирующуюся на теории ислама, должен прозвучать гораздо громче, нежели «демонстрации против оскорбления Пророка». В первую очередь потому, что ничто и никто так не оскверняет ислам, как методы и воины священного джихада.

Борух Горин

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.