[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2010 ТИШРЕЙ 5771 – 10(222)

 

 

Эрнст Тох. Жизнь как географическая фуга

Вена, Еврейский музей, до 31 октября

Эрнст Тох у фортепьяно. Лос-Анджелес. Около 1960 года.
Специальная коллекция Библиотеки
Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе

История искусства – одно сплошное удивление. Прижизненные награды ничего не стоят в глазах потомков, гениев распознают не сразу, мифы переписываются чаще, чем расписание электричек. Судьба австрийского композитора Эрнста Тоха (1887–1964) тому пример. Самоучка, в 1920х годах он был одним из наиболее исполняемых композиторов немецко­язычного мира, автором известного музыкального издательства «Шотт и сыновья», считался вместе с Хиндемитом важнейшим представителем «новой вещественности» в музыке. Эмиграция в 1932 году в Америку в мгновение ока лишила его былых заслуг – он оказался иностранцем, чье творчество не защищалось законами об авторских правах (в подобной ситуации долгое время жил и Стравинский). Работа в Голливуде принесла ему в итоге «Грэмми», Пулитцеровскую премию и множество других наград, не спасших, как оказалось, в итоге от забвения потомками. Если до войны ни один фестиваль современной музыки не обходился без произведений Тоха, то сегодня они почти не звучат. Венский музей продолжает цикл выставок о забытых композиторах прошлого, возвращающих, а порой и спасающих многие имена.

 

Русские художники вне границ

Париж, Музей Монпарнаса, до 31 октября

Лев Бакст. Портрет танцовщика Леонида Мясина.
Около 1920 года. Частная коллекция

Современная арт-жизнь такова, что позволяет быстро собрать коллекцию любого периода и любой направленности – было бы, как говорится, желание. В небольшом музее на Монпарнасе, известном своими проектами по истории парижской богемы начала ХХ века (здесь когда-то помещалась мастерская русской художницы Марии Васильевой, у которой обедали и Ленин, и Троцкий), сейчас представлена частная коллекция, объединившая работы множества выходцев из России, включая Льва Бакста, Константина Сомова и Осипа Цадкина. По формальному признаку сюда попала даже полячка Тамара Лемпицка, хотя рисованием она начала заниматься уже в эмиграции – как и многие представленные на выставке живописцы, особенно те, кто был вынужден покинуть Россию под давлением, по политическим, экономическим или национальным причинам. Особoе место занимают работы авторов парижской школы – Михаила Кикоина, Пинхуса Кременя и Хаима Сутина, поначалу мало кому известных, но оказавших впоследствии влияние на историю мирового искусства.

 

Еврейская жизнь в Аргентине

Берлин, Еврейский музей, до 10 октября

Зал выставки «Еврейская жизнь в Аргентине».
Еврейский музей, Берлин

 

В этом году отмечается 200летие со дня образования Аргентины, одновременно латиноамериканская страна стала главным приглашенным гостем Франкфуртской книжной ярмарки. Все совпало, и в немецкой столице в рамках осенней культурной экспансии Аргентины в Германию показывают выставку о том, как еврейское сообщество интегрировано в аргентинскую жизнь. Основу выставки составили четыре инсталляции, объединенные темой книги, выступающей одновременно как документ и как символ. Одна из инсталляций, «Пути воспоминаний», объединяет, например, жизнеописания 200 аргентинских евреев, сыгравших и/или играющих важную роль в культурной жизни страны. Помимо арт-объектов, в Берлине представлены также фильмы.

 

Небо в искусстве

Петербург, Русский музей, до 1 ноября

Оскар Рабин. Окно Валентины. 1965 год.
Cобрание Иветы и Тамаза Манашеровых

 

В Русском музее любят расслаивать мир на составные части. То соберут все работы про дорогу в живописи и графике, то картины, где есть красный цвет… Дошла очередь и до неба – благо, трудно найти художника, который бы его не рисовал. Сто с лишним работ авторов начиная с XIX века и вплоть до наших дней показывают небеса утром, днем и вечером и даже из необычной перспективы: в экспозицию в корпусе Бенуа попали и произведения космонавта Алексея Леонова, и русские иконы. А в основном сплошь профессионалы, отечественные и иностранные, от Николая Дубовского, Николая Рериха и Исаака Бродского с его замечательным «Новолунием» (1906) до Йорга Иммендорфа и Эрика Булатова. Классиков «шестидесятничества» хватает: здесь и Оскар Рабин, и Михаил Шварцман, не забыты и фотография, и видео, и инсталляции. Все как у взрослых. Впереди – выставки, посвященные закатам, синему цвету моря и долгой и счастливой жизни.

Алексей Мокроусов

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.