[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2010 ХЕШВАН 5771 – 12(224)

 

СКАЗАНИЕ О ЕВРЕЙСКОМ МИНАРЕТЕ

Давид Маркиш

Острый вопрос, что первей – культура или политика, на протяжении столетий занимал многие рафинированные умы. Люди культуры, естественно, отвечали, что культура куда первей, в то время как политики, которые, как правило, не могут ямб от хорея отличить, уверены в обратном.

 

Но портить отношения с людьми культуры оглядчивые политики никогда не рвались: культура, а в особенности творческие ее формы, выглядит в глазах народов, которыми политикам приходится управлять, делом возвышенным, почти волшебным. Да и зависть тут расцветает на ровном месте и играет свою роль: хорошие писатели, художники и композиторы без видимых усилий занимают свое место в Истории и там остаются, а правящий политик, мечтающий въехать в ту же самую Историю на белом коне с огненными глазами и серебряными подковами, зачастую терпит полное фиаско. Ему уготовано место на свалке, близ белых тесовых ворот, затворенных перед ним наглухо. И эта незадача правящему политику обидна до слез: мало, что ли, крови братьев-сестер он пролил на полях боевой славы? мало ли людишек сгноил в захватах нищеты, в тюрьмах и трудовых лагерях? Как видно, недостаточно…

Культура, так или иначе, расположена впритык к политике, но разделяет их глубокий ров, наполненный водой. Люди культуры, люди творчества настроены, как правило, критически по отношению к правящей политической власти, и только ничтожнейшие из них жмутся к ногам правителя и норовят поцеловать его руку.

Но высокая политика никогда не выпускала культуру из сферы своих интересов и, с грехом пополам, а иногда и вполне успешно, тянулась управлять культурой и ее строптивыми адептами. Непокорных и свободомыслящих ждала расправа… Так было до наступления нынешних демократических времен, когда система чиновной регулировки культурного процесса претерпела некоторые изменения. Не осталась, разумеется, в стороне и головная политическая организация мира – Организация Объединенных Наций. Функционирующая в Париже ЮНЕСКО – организация по вопросам науки, образования и культуры – является, по существу, подразделением ООН; это, впрочем, совершенно естественно. Нет «главней» ЮНЕСКО­ в культурных делах нашего мира, как нет «главней» ООН в делах политических. Но неизбежная, в тени и под влиянием ООН, политизация ЮНЕСКО и многоголовых толп чиновников, заполняющих коридоры и кабинеты этой организации, не идет на пользу культуре – она ее разлагает и разрушает. Не ограниченным в знаниях, а то и вовсе безмозглым чиновникам решать вопросы культуры народов. Это они, чиновники от культуры, на прошедшей в Париже 185-й сессии исполнительного совета ЮНЕСКО решили объявить гробницу праматери нашей Рахели, что при дороге, ведущей в Бейт-Лехем, близ Иерусалима, мусульманской мечетью Биляля.

Гробница Рахели. Из книги «Мир еврейской почтовой открытки». Начало XX века

 

Духовная культура нашего мира, возникшая и расцветшая в давние, не различимые взглядом времена, принадлежит поровну всем живущим ныне людям-человекам. Делить ее на части и, как тыном, огораживать правом собственности – все равно что делить динозавров на стада и отары и приватизировать их. Памятники материальной культуры, в которых нашла олицетворение духовная мощь наших праотцев и праматерей, – дело другое. Могила Рахели и гробница над ней – один из таких памятников, наиболее почитаемых евреями вот уже почти четыре тысячи лет.

Отдаленное прошлое человечества, в том числе и библейское, составлено и сплетено из благоуханных историй, которые частью наших современников воспринимаются как непреложный самодостаточный факт, а другой частью – как сладкий лепет ребенка на рассвете жизни. Древняя история, эта важная, фундаментальная часть общей культуры, является нынче предметом манипуляций политиканов и политизированных, зачастую продажных чиновников, поставивших своей целью во имя сегодняшних быстротекущих интересов исказить далекое и близкое прошлое тех или иных народов, стереть и вымарать его фрагменты. Прошлое – единственное, чем мы всецело и неколебимо владеем, – становится, стало быть, предметом политического торга и базарной купли-продажи.

А теперь обратимся к нашему прошлому: мы увидим свет того дня, когда праотец наш Яаков по каменистой горной дороге подходил к городу Бейт-Лехем – со всем своим скарбом, с чадами и домочадцами, с баранами и козлами, с жеребцами и кобылицами. Рачительный хозяин, отец двенадцати сыновей – основоположников двенадцати колен Израилевых, Яаков больше всего на свете любил жену свою Рахель, младшую дочь лукавого Лавана. В получасе пути от Бейт-Лехема пришло Рахели время родить на свет дитя, и Яаков приказал своим людям остановиться и разбить бивак у дороги. И изнемогла Рахель от родовой муки, и умерла в кочевом шатре, произведя на свет Биньямина, что в переводе с древнееврейского (Бен-Ямин) означает «сын любимейшей». Здесь, у дороги, не доходя Бейт-Лехема, Яаков похоронил свою Рахель и оплакал ее. И, свернув бивак, двинулся дальше по пути еврейской истории. До появления ислама с его мечетями и муэдзинами на минаретах оставалось еще две с половиной тысячи лет.

Родовая гробница «первого еврея» праотца Авраама и его семьи расположена в двух переходах от Бейт-Лехема, в пещере Махпела, в Хевроне. Общеизвестно просвещенному миру, что эту двойную пещеру, и поле при пещере, и дуб, что на том поле, праотец Авраам купил у хетта Эфрона в вечное владение за четыреста шекелей серебром. Первой в семейной усыпальнице была похоронена жена Авраама Сара. Гробница Махпела стала местом паломничества и молитвенного поклонения, по сути дела, со дня своего основания и остается святым местом по нынешний день: евреи усматривают в склепе, где погребены наши прародители, мистическую основу, связующее звено с перволюдьми – Адамом и Хавой.

В византийские времена, в VI веке, в Махпеле, в погребальном зале Ицхака и Ривки была устроена церковь – но продержалась она там недолго: арабские завоеватели-мусульмане, захватив Хеврон и Пещеру Патриархов, перестроили церковь в мечеть; по углам сооружения, обновленного при Ироде Великом, а то и ранее, появились минареты. Буйный мамлюкский султан Бейбарс запретил евреям молиться в усыпальнице, и доступ к могилам предков был для нас открыт лишь семьсот лет спустя, после Шестидневной войны.

Не возьмусь утверждать, что интерес арабов к пещере Махпела напрочь лишен оснований: основание есть, и оно довольно-таки весомо. И арабы, и евреи согласно сходятся в том, что от Исмаила (Ишмаэля) – сына Авраама и рабыни-египтянки Агари – пошло в рост все арабское племя. Как и в том, что, руководствуясь не вполне просветленными обстоятельствами, Авраам отправил от себя египтянку с сыном в дикую долину Фарран. «С дитятком отпустил Агарь», – читаем в гениальной «Поэме горы» Марины Цветаевой. «Дитятке», правда, в тот день было уже тринадцать лет от роду, но от этого долина Фарран не становится ничуть привлекательней для путника. Я проходил в этой долине армейскую службу и могу засвидетельствовать: более безжизненного местечка я и в глаза не видывал. Редкие местные жители и кочевые бедуины утверждают, что в «вади Фарран» дожди не выпадают никогда – ни капли. Эти жуткие природные тяготы не помешали, однако, Агари с Исмаилом чудесным образом добраться до более подходящих для жизни мест и там обустроиться. Хочу надеяться, что благополучный исход «отпущенных» был обусловлен заботой и помощью Авраама.

Все эти подробности не препятствуют арабам преданно почитать Авраама-Ибрагима и, возможно, видеть в нем не столько «первого еврея», сколько «первого араба». Евреи едва ли готовы согласиться с таким экстравагантным утверждением, но и отмахнуться от него, как от назойливой мухи, никак нельзя: Исмаил и его многочисленное потомство приходятся нам дальней родней, родственниками второго круга; и когда мы не совсем точно называем арабов «кузенами», в этом названии все же заложено рациональное зерно.

Принимая свои резолюции на 185-й сессии, чиновники ЮНЕСКО руководствовались, однако, никак не культурными доводами и не знанием исторических основ. Их вело политико-географическое чутье: и Махпелу, и могилу Рахели следует раз и навсегда объ­явить мечетями, потому что они расположены на территориях, переданных Иерусалимом Рамалле и с недавних пор контролируемых властями Палестинской автономии. И пусть никто не удивится, обнаружив в один прекрасный день минарет, пристроенный к еврейской святыне – могиле Рахели: у мусульман есть опыт на этот счет, они вон какие минареты пришпандорили к собору Св. Софии в Стамбуле! Чиновникам ЮНЕСКО хорошо известна формула «два государства для двух народов». Им также известно, что арабов много, а евреев мало и что у арабов есть нефть, а у евреев ее нет. И отсюда проистекает само собою, что одно государство – Израиль – самое подходящее место для синагог, а другое – арабское – просто замечательное место для мечетей. Каждому свое. Есть вопросы? Нет вопросов.

Ну а раз вопросов нет, Израиль может в одностороннем порядке объявить христианские церкви в Иерусалиме синагогами, тем более что Иисус из Назарета даже в глазах иноверцев являлся евреем по материнской линии; это ни у кого не вызывает сомнений.

Но есть и другое решение. Не желая мириться со смехотворными резолюциями ЮНЕСКО, Израиль отзывает своего посла Нимрода Баркана из этой политизированной организации и прерывает сотрудничество с ней до лучших времен. Вот только когда они наступят?

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.