[Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2011 ТЕВЕТ 5771 – 1(225)

 

ХРИПЛЫЙ ГЛАС НАРОДА

Давид Маркиш

Якобы древние придумали: «Глас народа – глас Б-жий». Что ж, вполне может быть. Впрочем, из глуби веков доходят слухи, что формула эта, помимо приведенной официальной, имела иные версии, не столь категоричные и куда более критичные. Как, например, такая: «Глас народа – глас осла».

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху

Предположение, разумеется, не означало, что народ – это серый ишак с его переливчатыми хриплыми позывными и другими характерными особенностями, хотя в шутливой форме оно ставило под сомнение непогрешимость объединенного народного мнения. Но в отдельных случаях власть нуждалась в этом сомнительном мнении и подчас даже опиралась на него. Взаимоотношения «власть–народ» вызывали, вызывают и, скорее всего, в обозримом будущем будут вызывать целый ряд острых и колющих вопросов. Все мы вышли из народа, это аксиома, или, как говорили когда-то московские остряки, «фактический факт». Но как только кто-то из нас волею судьбы или в силу иных обстоятельств достигал вершин власти, этот самый «кто-то» переставал быть народом и становился существом иной закваски: властителем, или, как сегодня выражаются, успешным топ-менеджером. Такой «топ-топ», уверяя всех и каждого, что главная его цель – благоденствие народа и процветание отечества, может на деле оказаться совершенным самодуром, диктатором или даже тираном. Властителей, взошедших к власти самым что ни на есть демократическим путем или, напротив, оседлавших ее в результате военного переворота со стрельбой, сближают два обстоятельства: отсутствие совести как таковой и страсть распинаться в любви к своему народу. Не было таких, кто бы не распинался, и ни один не уверял публику в обратном – в том, что народ ему совершенно безразличен и отчасти даже враждебен. Таковы непреложные покамест правила политической игры, никто не ставит их под сомнение.

Лет тридцать пять тому назад мне довелось встретиться для приватного разговора с одним из выдающихся лидеров еврейства – Первым лицом еврейского мира. Вклад этого человека в становление и развитие Государства Израиль неизмерим. В ходе встречи, вполне непринужденной, я услышал от него фразу, потрясшую меня и запомнившуюся на всю жизнь. «Я восхищаюсь еврейским народом, но я его не люблю». Спустя годы я осознал, что говорил с чрезвычайно умным собеседником, человеком чести и совести.

Та давняя встреча пришла на ум, когда премьер-министр Биби Нетаньяху, лавируя меж скользких коалиционных кочек, решил опереться на мнение израильского народа при решении достаточно серьезной политической проблемы – территориальных уступок в ходе международного принуждения нас к миру с нашими палестинскими соседями.

Биби Нетаньяху никогда никому не говорил, что он не любит или не уважает свой народ; такое ему и в голову не приходило. В конце концов, израильский премьер-министр – слуга народа, облеченный доверием сограждан. Вот на плечи этих доверчивых сограждан, этого любимого и уважаемого народа Биньямин Нетаньяху и решил переложить всю тяжесть ответственности: уступать или не уступать, отступать или не отступать. Как будто не премьер с его министрами должен, по долгу беспокойной службы, решать, что делать в критический час, а торговцы петрушкой и школьные учителя, маклеры и зубные техники, университетские профессора и милые девушки облегченного поведения – все те, кто скопом и составляет вольнолюбивый и жестоковыйный израильский народ. Не без трений проведенный через джунгли кнессета закон о референдуме вынудит народ высказаться по поводу, строго говоря, войны и мира. Это как бы народное волеизъявление будет принято в качестве руководства к действию премьер-министром Биби Нетаньяху. Независимо от результатов референдума мир будет рукоплескать разливу демократии на Святой земле, а израильский народ, включая девушек облегченного поведения, отправится на войну.

Все это не означает, что рыночные торговцы овощами или упомянутые девушки вызывают у меня хотя бы тень неприязни. Просто я убежден, что они должны решать вопросы своей незамысловатой торговли, в то время как Биби Нетаньяху призван заниматься решением проблем войны и мира, а также политическими переговорами с соседями или совершенным молчанием в их адрес. В такой судьбоносной ситуации «обращение к народу» – не только демонстративное уклонение от служебных обязанностей, но и проявление трусости верховной власти. Положению Нетаньяху, строго говоря, не позавидуешь: если он по собственному почину откажется от части территорий, его отстранят от власти правые, если не откажется – его атакуют левые и значительная часть центра. Власть выскользнет из рук и будет потеряна навсегда.

Нет сомнений в том, что Биби, под давлением Вашингтона, склонен передать определенные территории Иудеи и Самарии палестинцам – и удержать власть. Так оно и будет, если «глас народа» на референдуме будет направлен в ту сторону, куда надо. Для того и изобретены такие безотказные средства, как «промывка мозгов» и то, что в России называется «административный ресурс».

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.