[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАРТ 2011 АДАР 5771 – 3(227)

 

«По всей стране царит полное спокойствие»

палестина накануне прихода англичан. свидетельство очевидца

Александр Локшин

Письмо неизвестного активиста еврейской общины (ишува) в Палестине от ноября 1915 года адресовано Меиру Хаимовичу Бомашу (1861–1944?). М.Х.Бомаш, депутат IV Государственной думы от г. Лодзи Петраковской губернии, входил в группу депутатов-евреев, стремившихся отстаивать национальные права еврейского населения, бороться против антисемитизма. Примыкал в Думе к фракции Партии народной свободы (Конституционно-демократической партии). Среднее образование получил в Ковенской губернии, потом окончил медицинский факультет Московского университета. По окончании университета практиковал как хирург и специалист по болезням легких в клиниках Москвы. С 1892 года проживал в Лодзи, где тоже занимался врачебной практикой. Во время Русско-японской войны был призван в действующую армию и пробыл на Дальнем Востоке до февраля 1906 года. После падения самодержавия стал участвовать в общественно-политической жизни, демонстрируя сионистские убеждения. Принимал участие в работе VII съезда российских сионистов в Петрограде (май 1917 года), Государственного совещания (август 1917-го). После большевистского переворота от активной деятельности отошел. Жил и работал в Москве. В годы Великой Отечественной войны состоял членом Еврейского антифашистского комитета.

Полевые работы в кибуце Мерхавья. Яаков бен Дов. Начало XX века

 

Публикуемое письмо хранится в фонде М.Х.Бомаша в Государственном архиве РФ. Оно интересно тем, что дает новые сведения о положении ишува в годы первой мировой войны — незадолго до краха османского владычества в Палестине, прихода английских войск и перехода Палестины под контроль британской администрации.

Социально-экономическое положение Палестины в тот период было крайне тяжелым. Экономическое развитие оказалось прервано начавшейся войной, которая отрезала страну от основных поставщиков продовольствия и других жизненно важных товаров. Во время вой­ны все население Палестины — и арабское, и еврейское — страдало как от недостатка продовольствия, так и от высоких налогов и конфискаций. Наряду с массовой мобилизацией турецкие власти широко практиковали принудительную трудовую повинность: рубку леса, рытье окопов, строительство дорог и т. п. Война принесла с собой эпидемии и стихийные бедствия; например, нашествие саранчи в 1915 году усугубило тяжелое экономическое положение. К 1917 году развал экономики и инфляция турецкой валюты привели страну на грань голода. В особенно бедственном положении оказалось еврейское население старого ишува, чье благосостояние в большой степени зависело от поступления средств из-за границы. В результате тысячи евреев — жителей Иеру­салима и Цфата погибли от голода. В несколько лучшем положении находились новые еврейские поселенцы, колонисты, приехавшие в Палестину с двумя первыми волнами репатриации (алии) в 1880–1914 годах. Они основали целый ряд сельскохозяйственных поселений — кибуцев и мошавов, чья экономическая система оказалась выносливее.

Экономические бедствия в стране сопровождались политическим давлением османских властей, репрессиями и высылкой евреев. Накануне вступления в войну турецкое правительство отменило режим капитуляций, что поставило под угрозу статус значительного числа евреев, пользовавшихся покровительством иностранных консулов. Отношение к евреям турецких военных властей, возглавляемых министром военно-морских сил Джемаль-пашой, оставалось достаточно амбивалентным. С одной стороны, турки привыкли смотреть на евреев в Палестине как на лояльную протурецкую группу населения, с другой — дух самостоятельности, независимости, проявленный новой еврейской общиной, ее тесные связи с сионистским движением вызывали у турок серьезные подозрения. В декабре 1914 года не менее 700 евреев — иностранных подданных были задержаны в Яффо и высланы в Египет. Эти действия турецких властей привели к массовой эмиграции евреев — иностранных подданных, которая продолжалась весь 1915 год. В тот период Эрец-Исраэль покинула 1/8 всего еврейского ишува — более 11 тыс. человек. Большинство оставивших страну сосредоточились в лагерях беженцев в Египте. Около 500 человек вступило в Отряд погонщиков мулов — Еврейский легион в составе британской армии. Отрядом командовал английский полковник Джон Паттерсон, а его заместителем стал герой Русско-японской вой­ны Йосеф Трумпельдор, будущий национальный герой Израиля.

Еврейское население Палестины в годы первой мировой войны уменьшилось с 85 тыс. в 1914 году до примерно 56 тыс. в 1918-м. В отправленном в Россию отчете описывается, пожалуй, наиболее спокойное время в жизни ишува за весь период войны[1].

Дренажные работы
в долине реки Кишон.
Йосеф Швейг. Начало XX века

 

М[илостивый] Г[осударь]

В виду живого интереса, который Вы всегда проявляли к делу еврейской колонизации в Палестине, сообщаем Вам последние сведения о положении наших братьев в этой стране.

В городах и колониях ощущается недостаток в тех предметах первой необходимости (керосин, рис, картофель, чай, сахар, кофе), которые всегда привозились из других стран. За неимением керосина почти все дома с наступлением вечера погружаются во тьму или полутьму. Саранча, которая летом произвела опустошения, особенно в апельсиновых рощах, виноградниках и садах, теперь исчезла. И колонисты стали опять бодро смотреть в будущее. Начала появляться новая зелень, деревья опять покрываются листвой. А упавшее настроение вновь поднялось.

Недостаток керосина приводит в отчаяние владельцев апельсиновых садов. Так как должно было остановиться орошение, производившееся при помощи керосиновых двигателей. В настоящее время вопрос этот получил частичное разрешение. В Петах Тиква[2] и других колониях керосин заменен (для газогенераторов) древесным уг­лем, а водоснабжение постепенно налаживается.

Во всех колониях работы продолжаются, и жизнь течет спокойно, насколько можно говорить о спокойствии в дни беспримерных исторических потрясений. За последнее время турецкие власти начали вновь реквизировать в колониях лошадей, мулов, разные продукты. За реквизируемые предметы уплачивается наличными деньгами. За исключением тех случаев, когда продавцы скрывают свои товары.

Особое внимание турецких властей привлекла к себе самая южная из палестинских колоний. Основанная всего 2 года тому назад, Рухама[3] стала привлекать к себе турецких офицеров. Будучи вынуждены жить и терпеть лишения в окрестностях Бершевы[4], Газы[5] и Рафи[6], эти офицеры пользуются всяким случаем, чтобы заехать на несколько дней в Рухаму, где можно выкупаться. Поесть и попить вдоволь и поговорить. Все это навело на мысль превратить Рухаму в стратегический пункт. Испортили около 10 дунамов[7] для траншей. Употребили массу камня [приготовленного для построек] на возведение укреплений.

Но помимо этого жизнь протекает всюду довольно спокойно. Сильно страдают колонии в текущем году от тяжести налогового бремени. Десятинный налог (ошер) был оценен не по действительному состоянию хлебов, пострадавших от саранчи, а по урожаям прошлых лет. Колонистам ввиду этого приходится платить не 1/8 урожая, как в нормальные годы, а 1/5 или 1/4, а местами еще больше. Всюду большая нужда в деньгах.

Добыча воды в мошаве Наалаль. Яаков бен Дов. Начало XX века

 

Все еврейские школы в Палестине открыты, за исключением Иерусалимской гимназии. Что касается Яффской гимназии[8], то она по-прежнему функционирует, несмотря на острую нужду, ощущаемую ею в деньгах. В гимназии в настоящее время 500 учеников. Попечительский совет гимназии принял на себя заботы о всех учениках, родители которых находятся в Европе и не могут им присылать необходимых средств на содержание и обучение. Во главе гимназии стоят в настоящее время д-р Метман, д-р Розенштейн и И. Берлин. Из еврейских газет выходят теперь в Палестине только — «Ахерут»[9] — ежедневно и «Апоэль-Ацаир»[10] — ежемесячно.

Турецкие власти в лице Джемал-Паши[11] принялись за преследование сионистов, русских подданных, которые, согласно, поступающим доносам, добиваются целей, несогласных с турецкой государственностью. В последнее время были высланы из страны известные общественные деятели М. Шейнкин[12], д-р И. Лурье[13] и др.

Предполагается, что общее число евреев, покинувших Палестину (считая и лиц, случайно застигнутых вой­ною в стране), достигает 7–8 тысяч.

По всей стране ныне царит полное спокойствие. Внутреннее сообщение функционирует самым нормальным образом и все дилижансы совершают свои обычные рейсы. Движение на улицах днем и ночью совершенно свободно. Отношение к евреям со стороны властей, а также туземного населения корректное и нет того острого недоверия, которое чувствовалось в первое время.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.



[1].       Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 9458. Оп. 1. Д. 113. Л. 1-1 об. Документ публикуется с сохранением орфографии и пунктуации оригинала.

 

[2].       Петах-Тиква — в настоящее время город к востоку от Тель-Авива. Был основан в 1878 году как сельскохозяйственное поселение, расширился после прибытия новых поселенцев в конце XIX века. Один из центров формирования израильского рабочего движения.

 

[3].       Поселение Рухама было основано в 1911 году, дважды атаковалось арабскими отрядами в 1913-м и в первую мировую войну было полностью разрушено. В 1944 году на том же месте и под тем же названием был основан кибуц.

 

[4].       Беэр-Шева — древний город в Негеве, многие столетия был заброшен, в 1900 году здесь снова возникло поселение, к 1915-му в нем проживало не менее 800 мусульман и несколько еврейских семей.

 

[5].       Газа — древний город на юге Средиземноморского побережья Палестины. В XIX веке еврейская община Газы пришла в упадок, и там полностью преобладало арабское население.

 

[6].       Вероятно, речь идет о Рафахе, древнем поселении, на тот момент оказавшемся на границе между Палестиной и Синаем.

 

[7].       Турецкий дунам равен 919 м2.

 

[8].       Яффская гимназия — «Герцлия» (названа в память основоположника сионизма Т. Герцля) — открылась в Яффо в 1906 году. Все предметы преподавались на иврите. Просионистски настроенные родители из Восточной Европы посылали детей учиться в эту гимназию.

 

[9].       «А-Херут» — ежедневная газета, в ту пору была ориентирована прежде всего на сефардского читателя, с 1912 года выходила ежедневно. Эта была единственная газета, непрерывно выходившая в ишуве в годы первой мировой войны.

 

[10].      «А-Поэль а-цаир» — старейшее в стране периодическое издание. Газета выражала интересы рабочего и социалистического движения, а с образованием Государства Израиль стала печатным органом правящей Партии труда.

 

[11].      Военно-морской министр Ахмед Джемаль-паша в мае 1915 года стал военным и гражданским администратором Сирии и в 1914–1917 годах командовал войсками в Сирии и Палестине, где организовал зверские погромы армян и арабов, за что получил прозвище «кровавый мясник».

 

[12].      Менахем Шейнкин (1871–1924) — сионистский деятель, родом из России (Витебской губернии), в 1906 году поселился в Эрец-Исраэль, где возглавил представительство российских сионистов, занимавшееся алией и информированием российского еврейства о положении в стране. Часто посещал Россию, где занимался сбором денег для ишува. Был одним из основателей Тель-Авива.

 

[13].      Иосиф Лурье (1871–1920) — сионистский журналист, родом из Ковно, учился в Берлинском и Бернском университетах, с 1911 года — преподаватель яффской гимназии.