[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2011 НИСАН 5771 – 4(228)

 

ДАЛЕКО ОТ МОСКВЫ

Алексей Мокроусов

 

The Passenger

Mieczyslaw Weinberg
DVD (PAL) или Blue-ray
Германия, Neos

Пассажирка

Мечислав Вайнберг
Опера в двух актах,
восьми сценах с эпилогом
Режиссер Дэвид Паунтни
Дирижер Теодор Курентзис

Надпись на коробке с диском не рекомендует смотреть оперу Мечислава Вайнберга «Пассажирка» детям до 12 лет. Трудно сразу понять, чем может быть вызвано такое ограничение. Хотя действие «Пассажирки» происходит не только на борту морского лайнера, но и в Освенциме, отличающихся особой жестокостью сцен здесь нет, а музыка обладает такой силой, что поразила в свое время Шостаковича. Тот даже сказал, что был бы счастлив, если бы на партитуре стояло его имя.

Но авторитета Шостаковича не хватило на то, чтобы оперу Мечи­слава Вайнберга (см. Лехаим. 2010. № 11) поставили в Советском Союзе. Премьера при жизни композитора не состоялась, хотя оперу заказывал Большой театр. Цензура не могла предъявить претензий к либретто, написанному Александром Медведевым и Юрием Лукиным по повести польской писательницы Зофьи Посмыш, переведенной в середине 1960-х «Иностранной литературой». Но, видимо, у многих сама тема концлагерей в советском контексте вызывала ненужные аллюзии.

Первое концертное исполнение «Пассажирки» прошло в Москве в 2006 году в Доме музыки (а не в Театре им. Станиславского и Не­ми­ро­ви­ча-Данченко, как указано в буклете), затем в Новосибирске. Постановка на фестивале в австрийском Брегенце прошлым летом стала первой театральной интерпретацией оперы — возможно, потому, что интерес к ней проявил интендант фестиваля Дэвид Паунтни, который сам ее и поставил. На партитуру он наткнулся случайно, буквально не глядя вытащив из стопки на столе, которую ему постоянно обновляют издательства. Начал читать — и обомлел.

Долгое время считалось, что смотреть спектакли и оперы на экране — занятие не из лучших. Но звукозаписывающая техника вкупе с размерами домашних экранов примиряет сегодня с киноверсиями сценических постановок. «Пассажирка» напоминает, как много возможностей у кино. В итоге для консервативных меломанов, привыкших в опере все мерить голосами и не замечать режиссера и художника, видеоряд превращается в важнейшую часть оперы. Певцы оказываются отменными актерами, идет ли речь о Лизе, ныне жене дипломата, а прежде надсмотрщице в концлагере (ее поет замечательная южноафриканская меццо-сопрано Мишель Бреедт) или бывшей заключенной Марте (сопрано Елена Келессиди — гречанка родом из Казахстана), случайно встретившейся с Лизой на одном корабле. Хорошая акустика домашнего видео позволяет оценить и звучание венского филармонического оркестра, руководимого Теодором Курентзисом — не зря DVD-диск уже успел получить несколько престижных наград, включая «Le Diamant d’Opera».

Премьера «Пассажирки», сопровождавшаяся трехдневной конференцией, посвященной Вайнбергу, открыла миру нового композитора. Сегодня музыку Вайнберга исполняют повсюду. В апреле в оперном театре французского Нанси покажут его «Портрет», также поставленный в Австрии. Осенью «Пассажирку» представили в Варшаве, в будущем году ее увидят в Английской национальной опере в Лондоне и Королевском театре Мадрида.

Фирма «Neos», выпустившая запись, не рассчитывает на особый интерес к ней в России. Буклет к диску содержит либретто на четырех языках, включая польский. Зато субтитры к опере есть и на русском — в отличие от фильма-бонуса «На чужбине», посвященного жизни и трудам Вайнберга, репетициям в Брегенце. Дирижер Владимир Федосеев, часто исполняющий симфонии Вайнберга, рассказывает в фильме, как пытался в свое время убедить руководство Большого поставить «Пассажирку» — тогда оно просто не поняло музыки.

Интересно, когда теперь «Пассажирку» увидят в Москве. Премьера пока что не запланирована.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.