[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАЙ 2011 ИЯР 5771 – 5(229)

 

Вы не любите богатых?

Александр Фейгин

Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем.

И. Ильф, Е. Петров.
Золотой теленок

Согласно результатам опросов, в России 67% молодых людей хотят стать бизнесменами[1]. При этом более 70% из них уверены, что все успешные бизнесмены — воры и мошенники. Иными словами, когда молодой человек говорит: «Я выбираю бизнес», понимать его следует так: «Я хочу украсть как можно больше и быстрее и остаться безнаказанным».

В популярном интернет-сообществе[2] «Бизнес-форум» недавно обсуждался интересный вопрос. Участникам предложили назвать лучшие фильмы о бизнесе. Люди охотно вспоминали блокбастеры всех времен о мафии, о налетчиках, даже о квартирных и карманных ворах. Не большая часть, а все без исключения отождествили бизнес с криминалом. Кто-то подытожил с детской наив­ностью: «А сейчас практически каждый фильм — про бизнесменов, к примеру “Достучаться до небес”. Там и сутенерство, и рэкет».

Мне искренне жаль тех, кто считает, что успешный деловой человек — это непойманный преступник. Думающие так молодые люди бизнесменами не станут никогда. Утешает лишь, что и преступниками им тоже не бывать. Проведут они жизнь на диване, увлеченно рассказывая телевизору об уважительных и неодолимых причинах своих жизненных неудач.

Несмотря на пропасть, разделяющую настоящий бизнес и криминал, есть в них и нечто общее: чтобы пре­успеть, нужно иметь золотую голову и стальные тестикулы. Бизнес и преступность — две дороги, расходящиеся от былинного камня: «Направо пойдешь… налево пойдешь…» И то и другое — путь к обогащению или краху. Путь морали и закона (закона общества и Закона Торы) называется бизнесом. Путь беззаконный и аморальный — преступлением.

Иногда бизнес переплетается с криминалом, но в этом нет ничего удивительного: в современном мире все переплетается со всем: бизнес с искусством, власть с криминалом, наука с демагогией, философия с наркоманией.

Отношение общества к богачам важно не столько для них (они неплохо справляются и с бо́льшими проблемами), сколько для самого общества. Так как же, согласно мнению Торы, следует к ним относиться?

Талмуд часто повергает читателя в недоумение. Отчасти текст и ориентирован именно на этот эффект: так проще достучаться и до нашего сознания, и до нашего сердца.

И все же трудно не удивиться, встретив в одном из трактатов Вавилонского Талмуда лаконичное: «Наш Учитель[3] уважает богатых»[4]. Ничего странного не было бы в словах «уважает каждого», даже «уважает дровосеков», но — богатых?! Однако в тексте нет ошибки. Рабби Йеуда уважал богатых именно за то, что они богаты. Разумеется, он уважал каждого, но богатство вызывало в нем особое уважение. Точнее (и это знаменательно) не само богатство, а богатые люди. В этом стоит разобраться.

Любое слово в похвалу богатым для нашего уха звучит кощунственно. Это не значит, что мир пропитан презрением к деньгам. Отнюдь. Едва ли не каждый желает денег для себя и испытывает набор разнообразных жгучих эмоций к тем, кто эти деньги имеет. Банальная зависть (зачем усложнять?) прикрыта толстым слоем привычной демагогии — от верблюда, застрявшего в игольном ушке, до палат каменных, построенных, вестимо, на «народные средства́».

За что же и почему рабби Йеуда а-Наси уважал богатых? И отчего в Талмуде сказано не «уважал» (как можно бы ожидать), а «уважает», намекая, что это — поведенческая рекомендация и для нас с вами.

Пятьдесят восемь лет назад, в праздничную ночь Симхат Тора, эти слова Талмуда напомнил своим ученикам Любавичский Ребе: «Богатые, воистину, по духовным причинам достойны особого уважения. Мы ведь видим, что сам Всевышний оказывает им уважение и милость»[5].

Глубокие мысли посещают не только великих раввинов. Примерно о том же, хотя и несколько грубее, сказал сэр Уинстон Черчилль: «Каждый хочет считать себя избранником Творца, но только у богатых есть на то веские основания».

Ребе вскользь заметил, говоря о богатстве, что в нем заключено не только благословение (вполне очевидное), но и испытание — причем большее, нежели испытание нищетой. Нищий мало что может: ему и согрешить-то с размахом не по силам. Богатый может многое, и, если он не грешит, его праведность выше праведности доброго бедняка.

Деньги — самый могущественный инструмент, известный человеческой цивилизации. Они сильнее пушек и быстрее ракет, они могут быть использованы на пользу или во вред, они не добро и не зло, не лекарство и не яд, но могут быть всем этим. Чем станут деньги — решает человек. И, если вы верите в Б-га (а вы верите в Него, даже если еще этого не осознали, даже давно и упорно с Ним воюя), вам придется признать, что коли этот инструмент, это абсолютное средство в большом количестве дано Всевышним человеку, то человек этот — особенный. Даже если вы увидели интервью с ним по TВ и он показался вам глупым, даже если вы учились с ним в ПТУ и он был сереньким середнячком. В этом мире нет случайностей, все обусловлено и взаимосвязано.

Всевышний выбрал сравнительно немногих людей «распорядителями», им вручены огромные средства, на них лежит ответственность. Порой нам кажется, что они недостаточно делают для других. Но не мы дали им деньги, и не мы их назначили этими деньгами распоряжаться. Видимо, Главного Босса они устраивают. Или пока устраивают. Ведь у них бывают не только взлеты, но и падения. И падения столь же закономерны и зависят от их поведения, как и взлеты.

Я понимаю, что вотще буду призывать почтенную публику милосердно оценить трудности богатых, и все же попробую.

Сидит олигарх над стопкой прошений о благотворительной помощи. Что он видит перед собой? Университет, ешива, молодежный центр просят денег. Его денег! Им в поте лица заработанных (неважно, был ли пот виртуальным). Денег, на которые затрачены нервы, силы и здоровье. Эти деньги пойдут на то, чтобы незнакомые ему молодые люди (пахать на них можно!) провели годы в сытой праздности. Бизнесмен знает, что учеба даже не подготовит их к настоящей жизни. Деньги на ветер!

И все же бизнесмены дают миллиарды, содержат и учебные, и медицинские, и научные учреждения во всем мире. Мало дают? А вы бы дали больше? «Тогда мы идем к вам!» (с)

Чем тяжелее ноша, тем больше Всевышний дает несущему сил[6]. Богатые люди — сильные люди. Мы начали с того, что богатых не любят. Но тут есть гендерная тонкость: богатых не любят мужчины. Женщины их как раз любят. И не думайте о женщинах плохо, не в корысти тут дело. Женщины намного ближе к бескорыстному идеалу нас, грешных. Дело совсем в другом.

Довлатов тонок и точен: «Завистники считают, что женщин привлекают в богачах их деньги. Или то, что можно на эти деньги приобрести. Раньше и я так думал, но затем убедился, что это ложь. Не деньги привлекают женщин. Не автомобили и не драгоценности. Не рестораны и дорогая одежда. Не могущество, богатство и элегантность. А то, что сделало человека могущественным, богатым и элегантным. Сила, которой наделены одни и полностью лишены другие».

В частной переписке с Ицхаком Бен-Цви[7] Ребе писал: «Многие удивляются тому, что рабби Йеуда а-Наси уважал богатых. Мне же ясно и очевидно, что это в точности соответствует одной из основных идей Бааль-Шем-Това[8]: все в этом мире, вплоть до самых малых деталей и частностей, происходит по воле Творца. Тем более это правило верно в отношении тех феноменов, которые касаются общества и задевают интересы многих. Богатые, которым Всевышний дал средства и влияние, позволяющие делать много добра в Его мире, разумеется, наделены и великими душевными силами, соответственно их средствам и ответственности. В той же мере, в которой их состояние превосходит состояние “одного из толпы”, силы их души превосходят силы человека со средним достатком».

Вы все еще не любите богатых? «Вы просто не умеете их готовить!» (с)

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 



[1].       По данным Н. Покровского, доктора социологических наук, заведующего кафедрой общей социологии НИУ-ВШЭ.

 

[2].       http://www.biznet.ru

 

[3].       Имеется в виду рабби Йеуда а-Наси, составитель Мишны, глава еврейского народа (II–III вв.).

 

[4].       Эрувин, 86а.

 

[5].       Беседа Любавичского Ребе, Пурим 5730.

 

[6].       «По верблюду и поклажа». Сота, 13б.

 

[7].       Ицхак Бен-Цви (Шимшелевич; 1884–1963) — второй президент Государства Израиль.

 

[8].       Рабби Исраэль бен Элиэзер (1698–1760) — основатель хасидизма.