[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАЙ 2011 ИЯР 5771 – 5(229)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

29 швата 5747

<…> В своем предыдущем письме, обращенном ко всем еврейским детям, я просил их найти в своих комнатах место для Торы, молитвы и благотворительности. Теперь я вновь хочу повторить свой призыв, обращенный к каждому еврейскому ребенку: где бы он ни жил, он должен выделить в своей комнате (на своем столе, около своей постели) место для «малого Святилища».

В комнате у ребенка непременно должны быть Пятикнижие, молитвенник, а также копилка для пожертвований. Эти вещи должны быть у каждого ребенка, и на них должно быть написано его имя. А над ним должно быть написано, как это принято: «Всевышнему принадлежит земля и все, что ее наполняет»[1].

Думаю, нет необходимости подробно объяснять важность подобного действия. Прежде всего, если эти вещи будут находиться в комнате ребенка, он, несомненно, будет больше времени уделять изучению Торы, ежедневной молитве и в будние дни класть несколько монет в копилку для пожертвований. Все это вызовет у ребенка большее рвение — ему, естественным образом, будет представляться более важным то, к чему он имеет личное отношение.

Кроме того, если на этих предметах будет написано его еврейское имя, это позволит ребенку, который не пользуется им в повседневной жизни, осознать его важность. А поскольку его имя будет написано сразу после утверждения, что все в этом мире принадлежит Творцу, это поможет ребенку усвоить мысль о том, что все, чем он владеет, дано ему Всевышним.

Поэтому я хочу обратиться ко всем родителям, учителям, воспитателям и администраторам: помимо того, что вы должны превратить в место Торы, молитвы и благотворительности ваши собственные жилища, ваш долг и обязанность — влиять на детей и побуждать их как можно активнее участвовать в этом важном начинании.

«Наставь юношу при начале его пути: он не уклонится от него и когда состарится»[2]. Потому так велика, качественно и количественно, ответственность педагогов, равно как и велики их заслуги, — ведь влияние, которое они окажут на ребенка, предопределит всю его дальнейшую жизнь.

Опытные педагоги, несомненно, найдут правильную методику и нужные слова, соответствующие возрасту и степени развития детей, с которыми работают, чтобы повлиять на них в нужном направлении. Не менее важно, чтобы учитель держал руку на пульсе, время от времени интересуясь у детей, не забывают ли они использовать по назначению молитвенник, Пятикнижие и пушке (копилку для пожертвований), — особенно если для этого представится благоприятный случай.

Я уверен, что мой настойчивый призыв распространится по всему миру, достигнув в первую очередь тех, кто трудится на ниве еврейского образования.

От этого начинания следует ждать большого успеха, ибо сам Всевышний, давший нам Тору, говорит: «Устройте Мне святилище, и буду обитать среди них»[3]. А успех подобного дела, несомненно, приблизит строительство Третьего храма — вскорости, в наши дни! <…>

 

3 кислева 5738

<…> Мне было приятно узнать о предстоящем банкете, который состоится накануне 19 кислева — годовщины освобождения основателя движения Хабад-Любавич, рабби Шнеура-Залмана из Ляд.

Как известно, арест и последующее оправдание рабби Шнеура-Залмана было связано с его настойчивыми усилиями по распространению учения хасидизма и укрепления еврейской традиции в целом. Поэтому день этот наиболее благоприятен для всех видов подобной деятельности, и в первую очередь связанной с еврейским образованием.

Наставлением и личным примером рабби Шнеур-Залман неизменно подчеркивал важность любви к другим евреям, а также ответственности евреев друг за друга. Особое значение он придавал религиозному воспитанию детей, начиная с самого нежного возраста.

Классическим примером может служить знаменитая история о «плачущем ребенке», которая стала руководством и источником вдохновения для любавичских хасидов.

Вкратце, это история о сыне старшего сына, впоследствии преемника рабби Шнеура-Залмана[4]. Ребенок плакал в своей колыбельке, в то время как его отец, погруженный в учебу, не обращал на него внимания. Рабби Шнеур-Залман, чьи комнаты находились наверху, был погружен в учебу не меньше сына, однако услышал детский плач, спустился и успокоил ребенка. Позже он упрекнул отца, сказав, что как бы еврей ни был занят, пусть даже самыми святыми вещами, он обязан услышать плач ребенка и незамедлительно позаботиться о его нуждах.

Эта история, которую многократно, из поколения в поколение, рассказывали главы Хабада, напоминает нам о самой главной обязанности еврея — уделять первостепенное внимание нуждам детей, причем не только тех, кто в непосредственной близости, но всех, где бы они ни находились. И если это справедливо, когда речь идет о сиюминутных физических потребностях ребенка, то насколько же это верно, когда следует позаботиться о его духовных нуждах, о религиозном образовании, столь необходимом для его дальнейшей жизни.

Друзья мои! Множество детей и подростков по всему свету плачут, не получая достойного еврейского образования. Их плач и боль не всегда слышны, особенно когда они еще слишком юны — по возрасту или по уровню своих знаний — и не осознают, чего их лишили. Однако в этом случае наше сострадание к ним лишь возрастает: хотя они этого и не осознают, их души плачут громче и пронзительнее, чем это можно выразить стонами и слезами. <…>

Участие в этой жизненно важной работе — на поле еврейского образования — само по себе величайшая награда, однако наш Небесный Отец, который больше всего на свете любит Своих детей[5], многократно вознаградит всех вас, ваших родных и близких, и всю общину всевозможными духовными и материальными благами. <…>

3 сивана 5721

<…> Я хотел бы воспользоваться возможностью напомнить об еще одной теме, затронутой в нашей беседе. Я имею в виду движение «Тора им дерех эрец»[6], нередко оборачивающемся «Дерех эрец и Торой», в соответствии со словами мудрецов: «Дерех эрец предшествует Торе»[7]. В данном контексте под «дерех эрец» понимается светское образование. Такой подход восходит к рабби Шимшону-Рафаэлю Гиршу.

При всем моем уважении к этой школе, которая возникла в определенное время в определенном месте, путь этот совершенно не подходит американской еврейской молодежи и вообще не соответствует нынешней ситуации, особенно в США. Я даже возьму на себя смелость попросить Вас о помощи: постарайтесь использовать все Ваше влияние, чтобы не допустить появления этого движения на американской еврейской сцене.

С глубоким удовлетворением хочу отметить, что, по поступающим ко мне неофициальным сведениям, моя позиция относительно этой школы приобретает все больше сторонников. Все больше людей признают, что обучение в колледже не является жизненно необходимым и вообще не слишком важно. Многие начинают понимать, что Тора, которую называют Торой жизни, является лучшим выбором, в том числе с точки зрения достижения жизненных успехов. В свете этой переоценки ценностей учеба в колледже начинает восприниматься как нечто вредное, мешающее и отвлекающее от изучения Торы. Это верно, по крайней мере, в отношении подрастающего поколения.

Однако когда речь идет о старшем поколении, особенно о тех, чье мировоззрение сформировалось еще в Германии, то многие придерживаются противоположной точки зрения. Это может быть связано с тем, что человеку в расцвете сил, а тем более в преклонном возрасте, трудно радикально изменить свое мировоззрение и переоценить тот подход, в рамках которого он был воспитан и к которому привык.

<…> Мне кажется особенно важным, чтобы Вы использовали в этом деле все свое влияние. Тем более что Вас, судя по Вашей энергии и внешнему облику, следует скорее причислить к молодому, а не к старшему поколению. Молодое поколение не только воспринимает жизнь с большей энергией и энтузиазмом, но и гораздо восприимчивей к новым идеям. Раши пишет: «Во всякий день (заповеди) должны быть новы в твоих глазах, как если бы тебе было заповедано в этот день»[8]. Необходима смелость не страшиться быть непохожим на других и готовность приступить к решению новых задач. Я полагаю, Всевышний наградил Вас этими качествами в полной мере.

В заключение мне хотелось бы напомнить, что приближается Шавуот, праздник Дарования Торы. Первым условием получения Торы было единство еврейского народа, необходимое для того, чтобы он был способен понять единство Всевышнего, о котором говорится в первых двух заповедях. Ибо Его единство подразумевает не только принятие того, что непосредственно сказано в Торе, но и то, что нет власти или силы, подобной Творцу, как сказано: «Нет никого, кроме Него»[9]. Эта идея изложена в Единой Торе, единственной и уникальной. Поэтому, когда мы говорим о Торе жизни, это означает, что она является единственным источником наших жизненных сил, а потому помимо Торы не может быть другого источника, пусть даже вторичного — даже если речь идет о заработке или бытовых аспектах нашей жизни. <…>

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 



[1].       Теилим, 24:1.

 

[2].       Мишлей, 22:6.

 

[3].       Шмот, 25:8.

 

[4].       Речь идет о рабби Дов-Бере из Любавичей (1773, Ляды, Могилевская губерния — 1827, Нежин, Черниговская губерния), известном как Мителер Ребе.

 

[5].       См. Пиркей Авот, 3:18: «Любимы евреи, ибо они называются детьми Всевышнего».

 

[6].       Тора им дерех-эрец («Тора и общепринятые нормы») — педагогический принцип, предусматривающий сочетание скрупулезного соблюдения религиозных предписаний с участием в экономической, общественной и культурной жизни окружающего нееврейского общества. Был впервые предложен рабби Шимшоном-Рафаэлем Гиршем (1808–1888), возглавлявшим ортодоксальную общину Франкфурта-на-Май­не. В рамках этой педагогической концепции во Франкфурте была создана первая ортодоксальная школа, дававшая светское образование, соответствующее стандартам немецкой гимназии.

 

[7].       Ваикра раба, 9:3, Ялькут Шимони, Берешит, 34.

 

[8].       Раши на Дварим, 26:16.

 

[9].       Дварим, 4:39.