[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2011 ТАМУЗ 5771 – 7(231)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

 

26 нисана, 5724

<…> Отвечаю на Ваш вопрос, не изменилось ли мое мнение в вопросе о молитве в государственных школах, который в последнее время вновь оказался на повестке дня в связи с усилиями Конгресса внести в конституцию новые поправки, допускающие определенные формы отправления культа в государственных школах.

Могу Вас заверить, что мое мнение, изложенное в письме от 23 хешвана 5723 года, совершенно не изменилось. Как я и говорил, мое мнение основывается на Торе, называемой Торой жизни. Соответственно, оно не может меняться со временем. Напротив, если какие-либо изменения и возможны, то лишь в сторону еще большей убежденности в том, что ученики государственных школ должны начинать свой учебный день с внеконфессио­нальной молитвы, признающей Творца и Владыку мира, нашу зависимость от Него. По моему глубокому убеждению, это жизненно необходимо для того, чтобы внушить подрастающему поколению: мир, в котором они живут, — не дикие джунгли, где безраздельно правят грубая сила, коварство и неконтролируемые страсти. У этого мира есть Хозяин, который является не абстракцией, но личным Б-гом. Эта Высшая Сущность следит за судьбой и поведением каждого человека, поэтому каждый ответственен перед Ним за свои поступки.

Подростковая преступность, трагический симптом разочарования и замешательства подрастающего поколения, его неуверенности в себе, не уменьшается, но, напротив, непрерывно растет. Трудно поверить, что полиция и другие силовые ведомства могут снизить, не говоря уже о том, чтобы совершенно искоренить, подростковую преступность, даже если приставить полицейского к каждому проблемному ребенку. Кроме того, это в принципе неверный подход: настоящее лечение занимается причинами, а не симптомами болезни.

Достаточно ли сказать малолетнему хулигану, что преступление «не окупается» и рано или поздно он непременно окажется за решеткой? Думается, он также не слишком впечатлится, услышав рассуждение, что нарушение законов является злодеянием по отношению к обществу. Необходимо каждому ребенку внушить идею, что любое правонарушение является преступлением против Б-жественной власти и порядка.

На первый взгляд эту задачу должны взять на себя дома молитвы и духовные лидеры. Однако всякий, кто не хочет обманываться относительно посещаемости домов молитвы (в отношении как числа молящихся, так и частоты посещений), вынужден признать: если переложить эту ответственность на религиозные учреждения, это ни к чему не приведет. Мы также не можем позволить себе ждать, пока они займут подобающее место в обществе и особенно в жизни подрастающего поколения — поскольку молодежь не станет нас дожидаться.

Следует с самого раннего возраста приучать детей к мысли, что за ними следит «…око видящее и ухо слышащее»[1]. Мы не можем доверить силовым ведомствам роль хранителей морали и нравственности подрастающего поколения. Юношу или девушку, сбившихся с пути истинного, не остановят полицейский, учитель или родитель, поскольку дети считают, что им по силам их перехитрить. Поэтому решение проблемы зависит от того, удастся или нет внушить детям мысль, что за их жизнью наблюдает Верховный Владыка, перед которым следует не только трепетать, но и любить Его. В современных условиях, сложившихся в нашей стране, ежедневная внеконфессиональная молитва в государственной школе — единственная возможность внушить эту мысль подавляющему большинству мальчиков и девочек.

С другой стороны, я также неоднократно подчеркивал, что в государственных школах возможна только строго внеконфессиональная, и никакая другая молитва. Против любой конфессиональной молитвы и/или религиозной практики следует протестовать в силу различных причин, в частности и потому, что это приведет к расколу и враждебности. Также следует протестовать против чтения в школах Библии, поскольку чтение Корана или Нового Завета неизбежно вызовет споры и разногласия.

Кроме того, в данном случае необходима такая религиозная практика, которая будет прививать детям почитание и любовь к Всевышнему. Для этого лучше всего подходит именно молитва, тогда как чтение Библии в данном случае не столь принципиально.

За время, прошедшее с момента написания предыдущего письма, меня познакомили с несколькими возражениями моих оппонентов. Я воспользуюсь возможностью, чтобы объяснить, почему они не переубедили меня в этом жизненно важном вопросе.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1].       Пиркей Авот, 2:1.