[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2011 АВ 5771 – 8(232)

 

Академическая иудаика: 200 лет спустя

Аркадий Ковельман, Авигдор Шинан

Этим летом в Москву по приглашению проекта «Эшколот» приезжал Авигдор Шинан, профессор кафедры еврейской литературы Еврейского университета в Иерусалиме, специалист по библейской экзегезе, мидрашам и таргумам. Шинан побеседовал с профессором Аркадием Ковельманом, заведующим кафедрой иудаики ИСАА МГУ, об алахе, агаде, еврейской культуре и науке.

Аркадий Ковельман Начнем с самого начала. Почти 200 лет назад в Германии родилась «наука о еврействе» (Wissenschaft des Judentums). Из нее вышла академическая иудаика, о которой мы сейчас говорим. Кафедры и центры иудаики в наши дни есть почти повсюду — от Гарварда и Йеля до МГУ и СПбГУ. Научным журналам нет числа. Но добилась ли «наука о еврействе» того, на что рассчитывали ее отцы-основатели? Или мы имеем дело с историческим поражением?

Авигдор Шинан «Наука о еврействе» была частью еврейского Просвещения (Хаскалы), частью секуляризации еврейства. Деятели Хаскалы (Мозес Мендельсон и другие) видели в иудаизме не только религию, но и культуру. Они считали, что возможно изучать иудаизм, не будучи религиозным евреем и даже не будучи евреем вообще.

АК В Талмуде слово «тарбут» (культура) всегда употребляется с прилагательным «злой», «дурной». Злая, дурная культура. Как могли основатели «науки о еврействе» отойти от этой традиции, основать «Общество культуры и науки евреев»?

АШ Я думаю, что плохая культура — это зло. Но есть и культура хорошая. Культура — это рост, то, что растет. Латинское слово «культура» и еврейское слово «тарбут» имеют тот же корень, что и глаголы «расти», «выращивать». Культура — это философия, этика, эстетика, литература и религия. Религия — часть культуры. Я думаю, что первые историки еврейской культуры, такие, как Авраам Гейгер и Леопольд Цунц, были религиозными, но по-своему.

АК Известно, что «наука о еврействе» претендовала на особый религиозный статус. В Германии XIX столетия именно историки и филологи, основатели «науки о еврействе», были лидерами реформаторов и консерваторов, двух важнейших течений, изменивших лицо иудаизма. И в наши дни теологические семинарии США и Британии являются центрами реформистского и консервативного течений иудаизма, их ядром. И они же (эти семинарии) служат бастионами академической иуда­ики (хотя университетские кафедры и потеснили их). Не было ли и внутри «науки о еврействе», и вне ее противоборства и союза между религией и культурой, между стремлением к религиозной реформе и желанием влиться в академическую среду?

АШ Я думаю, частично враждебность религии по отношению к культуре объясняется тягой последней к исследованию. Религия не любит исследования, поскольку исследование всегда задает вопросы. В исследовании ничто не воспринимается как само собой разумеющееся, в то время как религия основывается на безусловной вере. Если что-то пришло из традиции, то оно воспринимается как безусловно верное. Исследование, как результат культуры, спрашивает «почему?», «как?», «откуда?».

АК Существовала ли в иудаизме эпохи Талмуда мощнейшая тяга к исследованию, творчеству, которой гораздо меньше в иудаизме Нового времени?

АШ Замечательный вопрос! Отвечая на него, я хотел бы отделить алаху (еврейское право) от агады (талмудической словесности). Алаха консервативна, стабильна. В агаде же возможны перевороты в понимании мира. Я рискну утверждать, что еврейская религия — это алаха, а еврейская культура — это алаха и агада вместе. Напряжение между алахой и агадой выражается в напряжении между религией и культурой.

АК То, о чем вы говорите, типично для евреев Западной Европы. В Германии люди действительно воспринимали иудаизм прежде всего как практику. Отсюда возникла теория Мозеса Мендельсона о позволительности свободомыслия в иудаизме и о преимуществе иудаизма перед христианством. Ведь в христианстве есть догма, а у нас — нет. В тот момент, когда мы выполнили все заповеди, мы можем думать что угодно и исследовать все, что нам хочется. Однако российские евреи и евреи Восточной Европы считали по-другому. Они рассматривали иуда­изм прежде всего как веру.

АШ Вы хотите сказать, что евреи Восточной Европы и России в большей степени последователи агады, нежели алахи?

АК Не совсем так. Просто момент веры, душевного порыва был чрезвычайно важен (особенно в хасидизме). И это типично для российской культуры в целом. В ней очень мало философии и очень много искусства, литературы.

АШ Интересно. Действительно, можно сказать, что алаха идет от разума, а агада — от души. В своей знаменитой книге «Сефер а-агада» Хаим-Нахман Бялик писал, что алаха — власть разума, а агада — власть чувства.

АК Абсолютно верно. Давайте поговорим о том, что происходит сегодня. К чему мы пришли? Исполнились ли мечты тех, кто в 1819 году основал в Берлине «Общество культуры и науки евреев»?

АШ Непростой вопрос. Я полагаю, что нет. Они хотели собирать древности и жить, как в музее. Они не помышляли о развитии, о возрождении еврейства, об открытости новым темам. Они создавали своего рода большой музей еврейской культуры.

АК Я с вами не соглашусь. Отцы-основатели «науки о еврействе» были гегельянцами. От самого Гегеля они отличались тем, что не считали иудаизм «снятым», преодоленным, пройденным этапом на пути Абсолютного Духа. Напротив, эти ученики Гегеля мечтали об обновлении и возрождении иудаизма, о его включении в европейскую (то есть мировую) культуру, в движение Абсолютного Духа к самопознанию.

АШ Однако, согласитесь со мной, они хотели достичь этого, не выходя за рамки религии.

АК Да, безусловно.

АШ Но они не были сионистами. Сионизм оказался новым фактором, изменившим правила игры. Сионизму, прежде всего, нужна была не культура, а обновление и возрождение всего еврейства. Но тем самым сионизм изменил и культуру. Возрождение иврита позволило вновь читать классические тексты в оригинале, а не в переводе на немецкий, русский и другие языки. Возвращение в Страну Израиля — туда, где жили рабби Акива, рабби Меир, а до них — Йеошуа Бин-Нун и царь Давид, — имело гигантский духовный смысл. Не знаю, думали ли об этом основатели «науки о еврействе». Они не призывали вернуться к ивриту как к разговорному языку. Они хотели быть людьми западной культуры, оставаясь при этом носителями еврейской культуры.

АК А также показать народам Европы, что традиционная еврейская культура не менее значима, чем христианская.

АШ Это комплекс неполноценности, апология иудаизма?

АК Да, безусловно.

АШ Я думаю, с течением времени необходимость в апологии исчезла. Сегодня не нужно извиняться. Все, бе­зусловно, знают, что христианство появилось из иудаизма, что в основе христианства лежит еврейская Библия — Танах.

АК Но как раз это и является камнем преткновения. Если роль иудаизма — подготовить рождение христианства и уйти в гетто, то все, что евреи создали после смерти Иисуса или после разрушения Второго храма, не заслуживает внимания. Именно с таким предрассудком пыталась бороться «наука о еврействе». И здесь многое было достигнуто. В наши дни слово «мидраш» вошло в гуманитарные науки, еврейская философия, каббала и хасидизм привлекают внимание многих историков культуры. И все же даже наши американские коллеги жалуются на «периферийность» своей науки. Что говорить о российской иудаике, о которой почти не знают за пределами узкого круга!

АШ В таком случае я нахожусь в идеальной ситуации, поскольку в Израиле еврейской культуре отведено центральное место.

АК Это естественно.

АШ Но я не знаю, как обстоит дело с изучением еврейской культуры в бывшем СССР. Ясно, что здесь все только начинается. Честно говоря, мне даже трудно предположить, куда все это приведет. Если провести аналогию между положением в России и тем, что произошло в западной культуре — в Западной Европе и США, — то здесь это тоже займет время.

АК Мы пытаемся изменить отношение к еврейской культуре в России через 200 лет после того, как Леопольд Цунц и его последователи начали эту работу в Германии, — еще раз показать, что существует еврейская культура и после Иисуса.

АШ Эта ситуация касается только талмудической литературы или же средневековой в том числе?

АК У нас есть прекрасные специалисты по арабской философии, которые могут изучать Рамбама, написавшего свой главный философский труд по-арабски. Есть специалисты по немецкой философии, которые исследуют труды Бубера и Розенцвейга. Но от молодых историков философии потребуется глубокое знание всей еврейской традиции и еврейских классических текстов: Талмуда, мидрашей, литературы каббалы и многого другого. Без такого знания трудно понять даже русскую поэзию прошлого столетия, поскольку многое в ней создано евреями: Иосифом Бродским, Борисом Пастернаком, Осипом Мандельштамом.

АШ Насколько их поэзия еврейская?

АК По-разному. У Мандельштама в большей степени, у Бродского и Пастернака — в меньшей. Я бы говорил об «эхе» еврейской традиции и еврейского мироощущения в их творчестве.

АШ Что происходит в изучении периода Второго храма, эпохи эллинизма? Какое место занимают апокрифы, Филон и другие?

АК Что касается апокрифов, псевдоэпиграфов и Свитков Мертвого моря, то они были в моде даже в советский период. В частности, их изучал Иосиф Давидович Амусин. Его ученик Игорь Романович Тантлевский сейчас возглавляет кафедру иудаики в СПбГУ. Что касается Филона Александрийского, философа и толкователя Торы, то он — предмет оживленного интереса христианских ученых в России. Филона старательно вырывают из контекста еврейской культуры, пытаясь представить чуть ли не христианином или, по крайней мере, эллином. Вообще, с прискорбием должен сказать, что в России полным ходом идет «конфессиализация» гуманитарного знания. Нет ничего дурного в том, что историки или филологи принадлежат к той или иной конфессии. Но религиозная принадлежность не должна влиять на научные выводы, мешать объективности исследования. Иначе мы получим партийную науку, которой уже накушались в СССР.

АШ Насколько православные россияне готовы воспринять Иисуса как еврейского рабби? На Западе выходят такие книги, как «Рабби Йешу из Галилеи». Христианство пытаются изучать в контексте иудаизма эпохи Мишны и Талмуда. Я не хотел бы затрагивать тему антисемитизма, однако, мне кажется, что восприятие Талмуда и Мишны христианами затрудняется тем, что христиане видят в Талмуде и Мишне памятники того самого иудаизма, который отверг Иисуса.

АК Не думаю, чтобы антисемитизм мешал развитию иуда­ики в России. В академической среде я с антисемитизмом практически не сталкиваюсь. Мешает скорее общей кризис гуманитарных наук, их «недофинансирование», непопулярность чтения.

АШ Однако я поражен тем, как много в России читающих людей. Везде книги: на улице, в метро, в магазинах.

АК Но вы посмотрите, что они читают!

АШ А я как раз восторгался тягой людей к чтению. На каждом углу они читают книги.

Перевод с иврита Нади Гутиной

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.