[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2011 ЭЛУЛ 5771 – 9(233)

 

НИКОЛАЙ ПЕТРОВ. ЧЕСТНАЯ ИГРА

3 августа на 69-м году жизни скончался выдающийся пианист Николай Петров.

В конце мая сообщили о тяжелом инсульте, настигшем его в Минске. А в июне Николай Арнольдович собирался выступить на «Фестивале Израиля» в Иеру­салиме. Концерт отменили. Было ясно, что ни о какой концертной активности речь уже не идет. Но надеялись, что жизнь продолжится, перейдет в иное качество. Не получилось. Одним блестящим музыкантом меньше.

Он родился в 1943 году в абсолютно музыкальной семье. Мать — пианистка, ее отец — легендарный русский бас Василий Петров, партнер Неждановой и Шаляпина, 35 лет пел в Большом — потрясающий Сусанин, Руслан, Досифей, Мефистофель. Еврейская линия — по отцу. В 1966 году, еще до Шести­дневной войны и негласного объявления в СССР государственного антисемитизма, был Третий конкурс Чайковского. В конкурсном буклете в биографии конкурсанта Петрова сказано: «Его папа — известный виолончелист Арнольд Феркельман». Это было последнее печатное упоминание о папе. Между тем Арнольд Яковлевич был близким другом Шостаковича и регулярно в 1930-х годах выступал с ним в дуэте, исполняя виолончельные сонаты Грига, Рахманинова и самого Шостаковича. После войны солист Феркельман ушел в тень, как многие музыканты с неудобными фамилиями, и до пенсии работал в оркестре кинематографии. Последние годы провел в Израиле и умер в 1992-м в Раанане, так что Израиль давно был для его сына родным.

Одаренный мальчик поступил в десятилетку при консерватории, потом в саму Московскую консерваторию, к Якову Заку. В то же время учились Наседкин, Любимов, Слободяник — созвездие блистательных пианистов, но Петров и среди них выделяется феноменальной техникой. Сложнейшие сочинения Листа он исполнял с легкостью, успевая еще и увлекаться джазом. Алексей Козлов вспоминает, как студент Коля Петров сыграл пьесу точно в манере Питерсона, с высочайшей техникой и настоящим драйвом. Вскоре Петров — лауреат конкурса имени Клиберна, затем — конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе. Перед конкурсом Чайковского ему прочили победу, но пианист повредил руку и прекратил соревновательную часть карьеры. Началась профессиональная жизнь — лучшие залы, лучшие дирижеры, поездки по миру, премьеры «главных» советских композиторов — Хренникова, Эшпая, Щедрина. Власти думали, что купили Петрова с потрохами, но не согласился артист в расцвете карьеры с ними сотрудничать. И в 1978-м стал невыездным. А не покинул страну потому, что слишком любил свою дачу на Николиной Горе.

В постсоветское время Николай Арнольдович стал одной из главных фигур в российской музыке. И внешне был приметен, и играл много, и чуть ли не первым среди отечественных академических музыкантов заговорил об авторских правах на записи. Заседая в Совете по культуре при президенте, высказывался резко и по делу. Ненавидел КГБ — здесь он не был оригинален, но не скрывал ненависти, в отличие от большинства коллег. Не отличался политкорректностью: «Я — представитель сексуального меньшинства. Люблю женщин». И был категоричен в отношении музыкальных конкурсов.

«Конкурс Рубинштейна ценен не только тем, что он один из самых сложных, — говорил он, — но и тем, что в нем запрещено участвовать ученикам членов жюри. Конкурсы должны существовать в условиях честной игры». Представляя себе Петрова, можно с уверенностью сказать: он имел в виду не только конкурсы. В отличие от многих, сам умел честно играть.

Владимир Мак

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.