[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2011 КИСЛЕВ 5772 – 12(236)

 

ШАБТАЙ ЦВИ: КАББАЛИСТ И ЛЖЕМЕССИЯ

Беседу ведет Афанасий Мамедов

на четыре вопроса отвечают: константин бурмистров, михаил кравцов, дан шапирА, менахем яглом

На протяжении многих веков Учителя Жизни, философы и мистики, видели несом­ненные признаки того, что человеческая история вступила в конечную фазу «темной эпохи». Апокалипсиса не следует ждать, он уже наступил. «Люди отвернулись от Великого Пути древности, и возникла большая ложь». Все поменялось: смысл жизни, глагол, мерило, знак, символ, суждение… Само собой разумеется, на сломе эпох человечество более, чем когда-либо, ожидало прихода Спасителя. «Спаситель» Шабтай Цви, известный также как Амира, или Мехмет Эфенди, один из самых известных еврейских лжемессий, лидер массового движения XVII века, охватившего почти все еврейские общины, родился в Османской империи в 1626 году, скончался в Черногории в 1676-м. С его смертью саббатианское движение не прекратилось, последователи продолжали проповедь о близком пришествии Мессии. Существует даже мнение, что движение Шабтая Цви в какой-то степени способствовало появлению хасидизма. Куда же нам записать «Машиаха» — в отъяв­ленные негодяи или жалкие безумцы?

Гравюра, изображающая возвращение Шабтая Цви к народу Израиля. 1687 год

 

ОН БЫЛ ФАНТАСТИЧЕСКИ ТАЛАНТЛИВЫМ ПРОПОВЕДНИКОМ

 

Константин Бурмистров

Философ, главный редактор русско-еврейского историко-литературного альманаха «Параллели»

Афанасий Мамедов Насколько точной информацией располагаем мы, когда речь заходит о Шабтае Цви? Уместно и корректно ли сравнение Шабтая из Смирны с Иешуа из Назарета?

КОНСТАНТИН БУРМИСТРОВ До нас дошло на редкость много аутентичных сообщений об истории Шабтая и его движения, причем источники эти принадлежат как «верующим» (его сторонникам-евреям), так и «сомневающимся», а кроме того, возможно, наиболее точные и ценные сведения содержатся в записях и переписке христиан, бывших свидетелями этих событий и даже принимавших в них участие. Таким образом, у нас есть десятки текстов на иврите, идише, голландском, немецком, итальянском и других языках, которые буквально по дням документируют происходившее и позволяют нам, путем сопоставления, получить достоверную картину. Проводить какие-либо параллели между историей Шабтая и историей Иисуса я бы не стал — совершенно иная эпоха, иные обстоятельства, — хотя, впрочем, столетием позже, в середине XVIII века, их «миссии» сопоставлял другой еврейский «мессия» — Яаков Франк.

АМ Какую роль в жизни лжемессии сыграли его третья жена Сара Ашкеназка и «главный секретарь царя Машиаха» Натан из Газы?

КБ Натан не был «секретарем» Шабтая: он никогда не сопровождал его в поездках, а жил в Газе и писал послания и трактаты, объясняющие миссию того, в ком он узнал Мессию. А Шабтай не был его учителем. Собственно говоря, Шабтай прибыл к Натану как к врачевателю-чудотворцу, стремясь исцелиться от своего душевного недуга. Однако Натан, еще до знакомства с Шабтаем увидевший его в мистическом экстазе в облике Царя-Мессии, убедил пациента в его мессианском призвании и стал главным теоретиком и защитником нового движения — в том числе и после вероотступничества Шабтая. Мнение о Натане как о злом гении Шабтая, который якобы был темным, ограниченным и легко внушаемым человеком, видится мне ошибочным: оба они были яркими и сильными личностями и удачно дополняли друг друга. Что касается Сары, эксцентричной барышни с сомнительной репутацией блудницы и чародейки… Действительно, их брак (заключенный, кстати, еще до «открытия» мессианства Шабтая) часто рассматривался как мистический. Вероятно, Шабтай уподоблял себя пророку Ошеа (Ошеа, 1:2: «И сказал Г-сподь Ошеа: Иди, возьми себе жену блудницу…»), а антиномичное поведение в сексуальной сфере считал необходимым элементом процесса тикуна (исправления мироздания).

АМ Есть ли в мистицизме, конкретно в каббале, оправдание убийству, тому террору, к которому прибегал Шабтай Цви, убирая своих противников?

КБ Представление о Шабтае — убийце и стороннике террора, по моему мнению, является клеветой, так как не основано ни на каких фактах. Обычно ссылаются на бурные события декабрьских (ханукальных) дней 1665 года в Смирне, родном городе Шабтая, когда он выступил с открытой проповедью своего мессианства в городских синагогах. Проповедь эта привела в чрезвычайное возбуждение весь город, причем не только евреев, но и турок и европейцев. Некоторые члены общины и ее духовные лидеры вначале выразили сомнение в подлинности мессианства Шабтая, что, в свою очередь, вызвало агрессивную реакцию со стороны его самого и его сторонников. Особенно резко высказывался против Шабтая богатый и влиятельный торговец Хаим Пенья, которому пришлось даже из соображений безопасности бежать в субботу из синагоги, в которую пришел со своими сторонниками Шабтай. С легкой руки писателя и политика Ш.-З. Рубашова (будущего третьего президента Государства Израиль), в начале ХХ века писавшего о саббатианстве, было объявлено, что по приказу Шабтая Пенья был тогда убит. Однако это совершенно не соответствует действительности: он не только не погиб, но вскоре стал ревностным сторонником своего недавнего врага и был даже назначен им одним из «царей» Израиля, а дочери его пророчествовали о пришествии Мессии-Шабтая. Никаких других свидетельств о попытках Шабтая физически расправиться с противниками не существует. Вряд ли ему вообще было это нужно: он был фантастически талантливым проповедником, умевшим не только увлечь за собой толпы простолюдинов, но и убедить выдающихся ученых раввинов и знатоков традиции.

АМ Существует несколько версий принятия ислама Шабтаем. Одни полагают, что он был вынужден принять ислам. Однако существует версия, что он и не принимал ислама вовсе, до конца своей жизни оставаясь иудеем.

КБ Думаю, во всех этих версиях есть доля истины: после того как Нехемья Коэн из Львова донес на него турецким властям, Шабтаю и его последователям угрожала смерть. Став Азизом Мехметом Эфенди, Шабтай, безусловно, спас и себя, и своих приближенных. Однако он не перестал верить в свою миссию, полагая, что акт «мистического отступничества» является необходимым этапом его мессианского пути. После этого события в саббатианском движении началась новая фаза, кстати породившая богатую литературу, в которой мессианские идеи переплетались с оригинальной версией каббалистического учения. Сам по себе акт перехода иудея в ислам не требовал никакой сложной процедуры, но открывал возможности для осуществления «тикуна» изнутри этой религии (примерно тогда же Натан, переодевшись христианином, прибыл в Рим, чтобы у стен Ватикана совершить определенные ритуалы практической каббалы). Это была стратегия, впоследствии в полной мере разработанная и использованная Яаковом Франком. Шабтай же и несколько сотен семей его последователей, принявшие ислам, безусловно, считали себя иудеями, как и их потомки из сохранившейся до ХХ века секты дёнме…

 

СОМНИТЕЛЬНО, ЧТО СИОНИЗМ ЯВЛЯЕТСЯ ЭХОМ САББАТиАНСКИХ БУРЬ

 

Михаил Кравцов

Поэт, прозаик, переводчик и религиозный философ

АМ Как повлияли погромы Хмельницкого на судьбу «мессианского искупителя» и на всех тех, кто верил в скорый приход Машиаха?

МИХАИЛ КРАВЦОВ Суждения об исторических событиях, особенно об их взаимосвязи и последствиях, требуют неимоверной дерзости и самоуверенности, поскольку на этом поприще открывается большой простор для логических спекуляций и шарлатанства. Прошу отнестись соответствующим образом к моим рассуждениям. Представляется очевидным, что погромы на Украине действительно оказали влияние на саббатианское движение, особенно в первоначальный период его становления. Самым существенным было то, что они стали убедительным в глазах еврейского мира фоном, на котором разворачивалась мистерия саббатианского искупления. 1648 год был годом, в котором, согласно пророчеству «Зоара», ожидали пришествия Мессии, и страшные события на Украине были истолкованы евреями как так называемые «хевлей Машиах» (муки, сопровождающие приход Мессии), которые, как известно из Талмуда и мидрашей, должны предшествовать окончательному освобождению из изгнания. Трудно с определенностью утверждать, но вполне вероятно, что те мистические откровения, которые независимо друг от друга испытали в 1648 году Шабтай Цви и его будущий пророк Натан из Газы, были в какой-то степени вызваны ужасными слухами, пришедшими с Украины. Именно тогда Шабтай узнал о своей великой миссии, а Натан — о грядущем избавлении. Имеются достоверные свидетельства о том, что в сознании евреев того времени «наказание Хмельницким» и мессианство Шабтая тесно переплелись друг с другом, стали как бы двумя сторонами одного великого процесса мессианского искуп­ления. Кстати, можно отметить, что связь между этими явлениями была настолько тесной, что сказалась даже на личной судьбе Шабтая. Я имею в виду его женитьбу, которая произошла совсем незадолго до того, как он публично объявил себя Мессией. Он взял за себя девушку по имени Сара, история жизни которой просится стать сюжетом душещипательного исторического романа. Потеряв во время погромов 1648 года обоих родителей, Сара в семилетнем возрасте оказалась в католическом монастыре, откуда, не желая принимать христианство, вскоре бежала. Она долго скиталась по еврейским общинам Европы, некоторое время жила в Амстердаме, а оттуда переселилась в Италию. Во время своих скитаний она пришла к убеждению, что ей суждено стать женой Мессии, и поэтому, когда в Италии до нее дошли слухи о Шабтае, она отправилась в Каир, где Шабтай тогда находился. На Шабтая ее судьба произвела неизгладимое впечатление, и он женился на ней.

АМ Что за движение организовал Яков Франк? Был ли он подлинным преемником Шабтая Цви?

МК Яаков Франк – один из религиозных шарлатанов. Он полная противоположность Шабтаю. У него нет ни благородства, ни возвышенности, ни искренности своего предшественника. В отличие от Шабтая, он убежденный профан в еврейской религии, чем без зазрения совести хвастается (с гордостью называя сам себя «ам а-арец» – «невежда»). Был он купцом, торговал на Украине и в Валахии, ездил по делам в Турцию, там, в Салониках, познакомился с дёнме, от них-то и воспринял начатки своего учения. Объ­явил себя воплощением души Машиаха (сперва обитавшей в Шабтае, потом переселившейся в Барухию Руссо, главу секты дёнме в Салониках, который к тому времени уже благополучно умер, а в конце концов воплотившейся в нем, Яакове). Прибившись к турецким саббатианцам, он стал претендовать на роль главы секты, но был отвергнут, после чего вернулся на Украину, где открыл собственное религиозное предприятие, организовав секту, в которую навербовал клевретов из скрытых саббатианцев и другого сброда. По своему характеру он был прежде всего политическим авантюристом, и поэтому постоянно модифицировал свои теории, приспосабливая их к текущему моменту и к практике. Взяв курс на переход в католицизм, он разработал теорию троичного божества (все в каббалистических терминах), а также стал называть Шхину «девой» и «девственницей», себя же провозглашал «посланником Великого Брата» и его воплощением. Устроил публичные диспуты с евреями, после первого из которых сжигали Талмуд, а на втором он обвинял евреев в ритуальном употреблении христианской крови. Перешел со всей своей сворой в католицизм, хотел перейти еще и в православие, попавшись в руки русским, но попы пренебрегли им. Всю свою жизнь занимался политическими махинациями, заигрывая с разными августейшими особами. Окончил свою жизнь в Оффенбахе в собственном замке в полном ничтожестве, хотя уже был бароном, купив или выпросив титул у императора. Существуют свидетельства, что часть его религиозной практики составляли сексуальные оргии и кровосмешение. Это традиционные обвинения, таким образом часто пытаются принизить религиозных противников. Обычно подобные свидетельства не следует воспринимать всерьез, но в данном случае возникает большой соблазн поверить, уж о больно гадкой и пакостной личности идет речь.

АМ Многие историки полагают, что, не будь Шабтая Цви и Натана из Газы, не было бы сионизма, его столпов и, как следствие, Государства Израиль.

МК Мне приходилось сталкиваться с таким мнением. Хотелось бы, однако, где-нибудь увидеть детальное обоснование этого тезиса, подкрепленное реальным историческим материалом. Думаю, что столь же весомым может быть мнение, согласно которому вещи видятся совсем иначе: опыт мессианских взрывов Нового времени отсрочил появление сионистского движения, а когда это движение в конце концов возникло, именно память о саббатианстве породила в еврейской среде активное сопротивление сионизму. Известно ведь, что борьба с саббатианством вызвала своего рода идиосинкразию на все, что хоть как-то отдает мессианством, у большинства еврейских религиозных лидеров, здесь же источник сухого и сдержанного отношения хасидизма к мессианской практике. А уж влияние на сионизм франкизма должно быть сугубо отрицательным. Франк был принципиальным «антисионистом», и одна из его важнейших максим звучит так: «Мессия никогда не придет, а Иерусалим никогда не будет отстроен». Поэтому сомнительно, что сионизм и его идеология хоть в какой-то степени являются эхом саббатианских бурь.

АМ В 1990-х годах были попытки призвать израильские религиозные власти признать дёнме евреями и позволить им эмигрировать в Израиль. Могут ли они возобновиться в связи с обострением отношений между Турцией и Израилем?

МК Я профан в политике, и мне недостает элементарной информации, чтобы обдумать этот вопрос. Что, этих дёнме сохранилось представительное количество, дабы заводить разговор об их повальном, а не личном присоединении к еврейству? Их столько же, сколько караимов или хотя бы самаритян? Их преследуют в Турции и поэтому возникла серьезная необходимость их спасать? Насколько они сами осознают себя евреями и хотят раствориться в еврейском народе? Или это очередной идеологический выкрутас, поиск потерянных колен, кто-то делает на этом себе политический капитал?

 

ЧЕЛОВЕК ОСОБОГО СКЛАДА УМА

 

Дан Шапира

Востоковед

 

АМ Правда, что за спиной Ататюрка стояли саббатианцы, что они оказывали колоссальное влияние на младотурок? Наверное, не зря до сих пор правоверные мусульмане клеймят турецкую революцию «саббатианской»?

ДАН ШАПИРА Нет, за спиной Ататюрка они не стояли, но очень многие саббатианцы были в первых рядах революции, действительно среди его ближайшего окружения и инструктировали его. Дело в том, что Мустафа Кемаль родился в Салониках. Учился в школе, где большинство учеников были саббатианцами. В этом городе большинство мусульманского населения составляли именно они. Мустафа Кемаль относился к меньшинству мусульманского населения города. Его в какой-то степени можно было бы сравнить с неевреем из Одессы. Я имею в виду еврейский характер Салоник.

АМ Как вы относитесь к предположению ряда исследователей саббатианства, среди которых такие, как Эли Шай и Гершом Шолем, что жизнь и судьба одной из самых загадочных личностей в истории еврейства покоится, скажем, на нездоровых сексуальных отношениях? Что вообще секс стал основой для деятельности секты Шабтая Цви?

ДШ Да, так оно и есть.

АМ Существует мнение, что отец Шаб­тая разбогател не без помощи христианских общин.

ДШ Дело происходило в Измире. Измир молодости Шабтая Цви был городом, через который бойко шла анг­лийская и голландская торговля. Так что каждый способный человек имел шанс разбогатеть.

АМ Кем был сам «Машиах» — отступником, преступником, негодяем или безумцем? Случались ли подобные казусы в других религиях, можно ли проводить аналогии?

ДШ Была милленаристская эпоха, когда Европа и даже часть стран Востока были охвачены милленаризмом, случались схожие истории и в Османской империи. Назвать Шабтая Цви бе­зумцем и негодяем трудно, потому что это был человек особого склада ума. Крайний мистик, который совершал антиномические поступки, далеко выходящие за рамки религиозных законов и общественных соглашений.

 

учение ХАСИДИЗМа СТОИТ НА ТЕХ ЖЕ КАББАЛИСТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ

 

Менахем Яглом

Культуролог, исследователь еврейской мистики, переводчик

АМ Когда и где гонимого мистика, прославившегося (и ославленного) в первую очередь своими странностями, стали считать Машиахом, Царем Израиля?

МЕНАХЕМ ЯГЛОМ Утверждение мессианской роли Шабтая — длительный процесс, не последнюю роль в котором сыграли его «странности». Начало этому процессу было положено, по-видимому, в Смирне в 1648 году. Именно в 1648 (5408) году, который, по мнению многих каббалистов, должен был стать годом Избавления, но принес лишь погромы Хмельницкого, Шабтай Цви не только задумывается о своем мессианском предназначении, но и начинает публично совершать «странные» или «чуждые» действия. Нарушает алахические запреты, во всеуслышание произносит непроизносимое Имя — Тетраграмматон, устраивает церемонию «брака с Торой», в результате чего подвергается изгнанию и отправляется в многолетнее странствие по различным еврейским общинам. Десять лет спустя нечто подобное происходит в Константинополе: окруженный почитателями, он произносит страшное благословение: «…разрешающий запреты» (на иврите матир исурим, вместо традиционного матир асурим, «освобождающему узников»), в течение одной недели празднует все три паломнических праздника — Песах, Шавуот и Суккот, в результате чего отправляется в очередное изгнание. Следующий этап наступает несколько лет спустя, в Каире, где Шабтай Цви, чьим поклонником к тому времени стал глава еврейской общины Египта, челеби Рефаэль Гин, проводит несколько лет, окруженный всеобщим почитанием и, уже не скрываясь, говорит о своей мессианской сущности. В 1664 году он торжественно вступает в брак с девушкой Сарой. Несмотря на все это, Шабтай, склонный к глубочайшим депрессиям, продолжает сомневаться в своей мессианской роли и в начале 1665 года приходит к молодому, но уже прославленному каббалисту Натану из Газы. С их встречи и начинается история саббатианского движения.

АМ Как исключительный аскетизм Шабтая Цви, «свадьба с Торой» и преданность иудаизму сочетались с систематическим нарушением религиозного закона и даже призывами к его отмене?

МЯ Шац (аббревиатура слов «Шабтай Цви», так его принято называть в еврейской литературе), нарушая закон, верил, что тем самым исполняет Тору, ту самую истинную Тору, которая может и должна раскрыться в мессианскую эру. В еврейских классических источниках встречаются концепты, которые можно истолковать как обоснование этой веры: «заповедь, происходящая из греха», «иногда отмена Торы — это ее исполнение» и др. Вкратце, саббатианская идея «священного греха» исходит из каббалистического учения об изначальной незавершенности, ущербности тварного мира, в котором силы добра, «искры Б-жественного света» частично пребывают в плену у сил зла, «скорлуп» — клипот. Для того чтобы завершить Творение, исправить мироздание в целом, необходимо освободить Б-жественные искры из плена. Шац и его последователи учили, что, спустившись посредством греховных действий в бездну мрака, Машиах должен освободить плененные там искры и, таким образом, реализовать изначальную цель Творения. Разрешая запретное и устанавливая новые законы, Шабтай Цви основывался и на идее, присутствующей в литературе агады, — о том, что Б-жест­вен­ная Тора, предшествующая Творению, представляет собой определенный набор букв, который в различных духовных мирах и в разные эпохи складывается в разные сочетания. Таким образом, Тора Машиаха может кардинально отличаться от Торы предшествующих эпох, оставаясь по сути той же вечной и неизменной Б-жест­венной книгой.

АМ Как могло случиться, что почтенные и влиятельные раввины и старинные еврейские общины Востока и Запада не захотели или не смогли оказать сопротивления саббатианству и его экспансивному основателю?

МЯ Тому есть несколько причин. В первую очередь исторические катаклизмы того времени способствовали напряженному ожиданию Избавления, которое, согласно множеству пророчеств и вычислений, должно было наступить именно в те годы. Существенно, что прихода (или второго пришествия) Мессии в ту эпоху ожидали не только евреи, но и христиане и даже мусульмане. Не меньшую роль играла привлекательность нового учения, которое, как отмечал Гершом Шолем, давало своим последователям ощущение подлинной духовной свободы, и обаяние личности самого Шабтая, подробно описанное современниками. Наконец, важной причиной был страх перед еврейскими массами, которые страстно желали Избавления здесь и сейчас и были готовы физически расправиться с противниками Машиаха.

АМ Исследователи считают, что во второй половине XVIII века саббатианское движение способствовало появлению хасидизма. Так ли это?

МЯ Не только исследователи. Хасидские учителя считали так же, они нередко говорили о том, что учение Бешта представляет собой лекарство от тяжкой болезни еврейского народа, вызванной возвышением Шаца и его падением. В «Хвалах Бешту» приводится даже рассказ о том, как Бааль-Шем-Тов попытался «исправить» душу Шабтая Цви, вывести ее из адской бездны, но потерпел поражение. (Примечательно, что в саббатианских текстах рассказывается о том, как Шац пытался спасти душу «того человека» — Иисуса, но также не преуспел.) Учение хасидизма зиждется на тех же каббалистических основаниях, что и саббатианство, не случайно противники хасидизма, даже Виленский гаон, обвиняли хасидов в приверженности этой ереси. Более того, антиномические идеи ряда хасидских школ во многом напоминают или даже повторяют идеи саббатианства, правда, речь в этом случае идет не о преемственности, а о схожих выводах, сделанных из общих источников. Принципиальное отличие хасидизма состоит в том, что хасиды поставили для себя жесткие границы: даже самые радикальные идеи ни в коем случае не предполагали нарушения закона и, более того, в практическом плане приводили лишь к устрожению алахи. Именно поэтому хасидизм не только не вышел за рамки традиционного иуда­изма, но и с течением времени стал его важнейшей частью.

 

Соединить то, что «для евреев скандально, а для греков безумно», стало смыслом его бурной жизни, которую можно было бы назвать анатомией заблуждения. Его качающийся на волнах метафизики энтузиазм был сродни тому, из чего рождается высокое искусство, музыка, любовь, быть может, даже истинное мышление, — но не Окончательное спасение, в которое верили и которого ждали сотни и десятки тысяч его последователей. «Виноград и вино не покрывают друг друга», а подлинная религия — талант, который живет в человеке. Быть может, именно это и имел в виду Бааль-Шем-Тов, говоря о Шабтае Цви: «Искра Б-жия была в нем, но сатана поймал его в ловушку гордыни».

добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.