[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2012 ТЕВЕТ 5772 – 1(237)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

Семья

Исход Шавуот 5736

<…> Этот год провозглашен «годом образования» — для того, чтобы усилить и расширить педагогическую работу среди молодых и пожилых, включая тех, кто, несмотря на почтенный возраст, все еще «юн» во всем, что касается знаний о Торе и заповедях.

Уже неоднократно подчеркивалась важность религиозного образования для девочек, особенно с учетом того, что именно на матери, практически полностью, лежит бремя воспитания детей в нежном возрасте, да и позднее, когда дети подрастают, домашняя атмосфера, прямо или косвенно, в значительной степени определяется женой и матерью — хозяйкой дома.

Поэтому нет необходимости лишний раз напоминать о важности религиозного образования для девочек или пространно рассуждать об особой значимости школ системы «Бейт-Ривка», где еврейских девочек готовят к роли жены, матери и, во всех смыслах, хозяйки дома.<…>

 

5 тевета 5739

<…> Я уверен, что уже писал Вам о важности использования преимуществ раннего подросткового возраста (11–13 лет), когда закладывается фундамент дальнейшей взрослой жизни. Для того чтобы противостоять влиянию нееврейского окружения, нужно иметь твердую почву под ногами. Это исключительно важно, поскольку евреи, особенно религиозные, являются очень небольшим меньшинством. Независимо от того, в какой стране вы живете, включая Страну Израиля, подростку необходимо получить как можно больше аутентичных еврейских знаний, особенно относительно самого главного, т. е. Торы и заповедей, о которых сказано: «Долгоденствие, годы жизни и мир они прибавят тебе»[1]. Разумеется, это касается и всего остального: чем бы ни занимался еврей, он должен руководствоваться двумя основополагающими принципами: «Все, что ты делаешь, делай во имя Небес»[2] и «Познавай Его во всех твоих путях»[3].

Если это справедливо для всех подростков, то это тем более верно в отношении молодой девушки, которая готовит себя к важной и почетной миссии — стать со временем хозяйкой дома. Стать той, от которой будет зависеть жизнь и атмосфера еврейской семьи: настоящей еврейской матерью, на которую возложена забота о детях, начиная с момента их рождения, и которая оказывает на них колоссальное влияние, даже когда они становятся старше. Поэтому каждое дополнительное усилие, предпринятое для укрепления своего еврейства, Б-гобоязненности и любви к Всевышнему, со временем многократно отразится на атмосфере Вашего дома, жизни Ваших детей, внуков и последующих поколений.

В свете всего сказанного — какое значение могут иметь личные трудности в сравнении со столь великим благом? <…>

 

3 ияра 5732

<…> Я своевременно получил Ваше письмо от 11 апреля. Как Вы просили, я помолился о том, чтобы исполнились все Ваши сердечные пожелания, и в первую очередь — чтобы каждый из ваших детей был для Вас источником настоящего еврейского нахес.

Что касается способов влияния на ребенка, то, как показывает опыт, в наше время наиболее успешным оказывается влияние друзей и знакомых, а не родителей. Дети не слишком охотно прислушиваются к советам, указаниям и наставлениям своих родителей, поскольку им кажется, что родители считают их слишком маленькими, навязывают им свою волю и т. д. Поэтому было бы правильно уговорить кого-либо из друзей Вашего сына, чтобы он поговорил с ним. Разумеется, это следует сделать так, чтобы сын не заподозрил, что друг говорит с ним по поручению родителей.

Поскольку еврейская семья образует единый организм, очевидно, что дополнительные усилия одного из ее членов в изучении Торы и соблюдении заповедей пойдут на пользу всей семье.

Это тем более верно, когда речь идет о родителях, которые в любом случае должны показывать детям пример поведения. Излишне добавлять, что всегда можно сделать больше, когда дело касается Торы и заповедей, поскольку их источник — Эйн-Соф[4]. И хотя <соблюдение заповедей > должно быть бескорыстным, это также служит «сосудом», чтобы получить и насладиться всевозможными благами, даруемыми Свыше. <…>

25 ава 5740

<…> Я получил Ваше письмо от 30 июля, где Вы пишете о своем младшем сыне.

Учитывая серьезность сложившейся ситуации, я убежден, что Вы не ограничитесь тем, что было сделано до сего дня, но, совместно с Вашим мужем, используя поддержку друзей семьи, сделаете все, что в Ваших силах, чтобы избежать трагедии. Когда речь идет о еврейском сердце, никогда нельзя знать заранее, как и когда наступит «момент истины» и адекватной реакции.

Если Вы сообщите мне еврейские имена всех членов Вашей семьи, для которых Вы просите моего благословения, вместе с еврейскими именами их матерей, как того требует обычай, я смогу упомянуть каждого из них в своих молитвах.

Я также считаю своим долгом сказать нижеследующее и надеюсь, что мои слова будут услышаны. Все члены еврейской семьи образуют единый организм. Поэтому, когда один из «органов» нуждается в особом уходе, можно идти двумя путями: если это возможно, воздействовать на него напрямую, если же нет, то опосредованно, укрепляя другие органы, и в первую очередь те, которые контролируют жизнедеятельность всего организма. Если говорить о вашей ситуации, следует помнить, что главу семьи на еврейском языке называют бааль а-байт, хозяин дома, а его супругу — акерет а-байт, основа дома. Поэтому, если один из родителей станет более усердно соблюдать Тору и заповеди, это окажет благоприятное воздействие на всех членов семьи.

Разумеется, порой это сопряжено с определенными трудностями, вызванными необходимостью внести изменения — возможно, даже радикальные изменения — в привычный образ жизни. Однако, с другой стороны, оценив долговременные результаты, — а когда речь идет о детях, какое значения могут иметь какие-то трудности, которые к тому же чаще всего преувеличивают! — еврей обязан следовать воле Всевышнего, тем более когда нуждается в особом благословении.

Кроме того, существует гарантия, что, какими бы ни были повседневная жизнь и поступки еврея в прошлом, он всегда может раскаяться и начать новую жизнь, совершив тшуву к своему истинному предназначению. <…>

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина

добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 

 



[1]        Мишлей, 3:2.

 

[2]        Пиркей Авот, 2:12.

 

[3]        Мишлей, 3:6.

 

[4]        Часто встречающееся в каббале определение трансцендентности Всевышнего, используемое как одно из Его имен.