[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2012 ТЕВЕТ 5772 – 1(237)

 

ФОРУМ

Не дай нам Б-г опять жить в революционные времена», — написал в Фейсбуке на странице «Лехаима» главный редактор журнала Борух Горин за два дня до митинга на Болотной, справедливо полагая, что именно сейчас следует напомнить читателям, что до «революционных времен» в России проживало 5 млн евреев: «Так вот, когда нас было 5 млн, евреи массово были представлены во всех партиях, от монархистов до большевиков. Оно и понятно: огромный, лишенный элементарных гражданских прав этнос боролся за выживание. Понятно-то оно понятно, но чудовищно глупо! С нашего расстояния вполне очевидно, что из «той страны» надо было либо уезжать, что миллионы и сделали, либо, продолжая в ней жить, знать, что ты в гостях! В гостях нужно вести себя прилично, можно за собой помыть посуду, но не надо без разрешения хозяев передвигать мебель. Умеешь петь — спой, если попросят, только не запрещай петь хозяевам, когда и что им угодно». Пост «Правила поведения в гостях» с коротким предуведомлением: «Интересно узнать ваше мнение именно в этом ключе — не о власти, не о прозрачности выборов, а “про евреев” в российских общественных процессах» — вызвал огромную волну откликов, наиболее острые из которых мы публикуем.

Ariel Bulshtein «Время не поможет. Сотни лет пробегут, и если новые века снова застанут нас среди чужого поля, то снова предстанем мы им как навязывающие нашу дружбу тем, кто не просит о ней, и снова на нашу пламенную, любовью проникнутую службу чужой родине люди посмотрят с холодным изумлением, пожимая плечами, и повторят, как теперь: “Странная охота — быть непременно ходатаями по чужим делам”...» (Зеэв Жаботинский)

Асаф Файнштейн Борух, Вы, конечно, во многом правы. И насчет универсальных ценностей, которых нам не надо, — свои есть, — и про то, что мы в гостях. Но вот о хорошем отношении власти к нам, евреям, не соглашусь. Можно вспомнить, сколько раввинов за последние годы было выслано. Чего стоит ростовская история, когда религиозных мальчиков заставляли в Субботу подписывать документы, а потом гнали под дождем по улицам города (для них это, наверно, останется самым ярким переживанием в жизни). Они нас в массовом порядке не трогают потому, что, во-первых: не могут себе этого позволить в современном мире, во-вторых, мы, в принципе, спокойные, покорные люди и ничем особенным не выделяемся из пассивного большинства россиян. Тогда что сидеть и молчать, что ходить и кричать — конец все равно один и пренеприятный. И это тоже история. Единственно правильный путь, на основании этой статьи (если быть до конца последовательным), — путь в Домодедово.

Mark Zalan Было немало евреев, которые в начале 30-x в Германии ту же позицию отстаивали, и, когда иx сгоняли в гетто, чувствовали себя гостями, считали — ну, раз хозяева попросили нас собраться в одной комнате, будет невежливо им отказать.

Исроэль Баренбаум Знаешь, Борух, описанное тобой сильно напоминает позицию большинства ультраортодоксальных лидеров: чаяния и идеалы они тоже относят только к «своим», по принципу יתלצה ישפנ תא ינא («себя я спас»), а ко всему миру вокруг — проповедуемые тобой — принципы утилитарной морали. У тебя только фокус шире — тебя заботит АЖ будущее всего истерзанного и обескровленного народа, но суть, мне кажется, та же. И дело совсем не в том, что, если ты считаешь правильным молчать, когда унижают других, оправдывая себя тем, что ты только гость, — не следует удивляться, когда все промолчат, когда придут за тобой. А в том, что безразличие — это твоя проблема уже сейчас.

Shimshon Romanovski Все как бы верно, но давно ли «Лехаим» перестал этим заниматься? И перестал ли? С другой стороны: в этой стране достаточно людей, которые считают себя евреями (какой бы смысл они в это ни вкладывали), являясь при этом активными гражданами России. И есть даже такие, которые, в отличие от нас с Вами, что-то для России сделали. Может, они-то имеют право на активную гражданскую позицию? Или все дело только в том, что «за всю историю нашего благословенного Оте­чества именно нынешние власти публично и гласно поддерживают еврейскую общинную жизнь»? За эти слова тоже найдутся желающие устроить погром. Если уж молчать, так молчать совсем.

Танхум Авраам Бусин Посмотрите статьи Владимира (Зеэва) Жаботинского за 1905, 06, 07... 15, 16, 17 годы, основная идея которых: НЕ НАДО ЛОМАТЬ ЭТУ СТРАНУ, У ВАС ЕСТЬ СВОЯ, СТРОЙТЕ ЕЕ! Не послушались. Результат известен. Не надо повторять ошибок, пока что, к сожалению, евреи опять впереди планеты всей. Нет ни одной партии, пикета без евреев, шли бы уже в синагогу, спокойней было бы.

Наталья Бабаян Да, в гостях надо вести себя прилично. И можно говорить что эта «разборка» — не наша, украинцев, белорусов, немцев, татар по национальности, но россиян по жизни и паспорту тогда это тоже не касается. Список национальностей можно продолжить. И кого мы имеем в остатке из человекоединиц? По логике тогда и голосовать никому, кроме русских по национальности, не нужно...

Marina Evreison Arshinova В отношении позиции полностью согласна, но есть вещи, о которых громко не говорят. Не все друзья поймут, а враги растащат на цитаты, извратят, направят острием против говорящего.

Simon Parizhsky Ваша картинка — это и есть окончательная победа ксенофобов и антисемитов, их мечта — чтобы евреи (а также таджики и др.) боязливо ходили по стеночке и чувствовали себя все время в гостях, без права голоса, а еще лучше — чтобы они интериоризировали эту модель поведения в качестве своей высшей духовной ценности.

Шмуэль-Александр Ларцев Сейчас не 17-й год. Защищать свои гражданские права — еще не революция. В любой европейской стране выйти на улицу — это нормально, причем по гораздо более мелкому поводу. Фальсификация выборов означает лишь то, что власть потеряла чувство реальности происходящего. Никто никого не свергает. Просто если человек вошел в раж, ему дают пощечину, чтобы опомнился.

Levi Chernozatonsky После прошедшего 10 декабря митинга статья несколько устарела. Люди, пришедшие на митинг, показали, что им нравится. Люди устали от лжи и вседозволенности власти. Характерно, что нацио­налисты там тоже были. Но под влиянием адекватных моменту людей они и вели себя адекватно. Аргументы в статье, на мой взгляд, очень слабенькие. Допустим, вас пригласил в гости некий пан. Он-то к вам прекрасно относится. Всячески помогает и уважает. Но вот своих домочадцев сечет розгами и гнобит в казематах. Ваши действия: 1. Улыбаемся, машем и продолжаем беседовать об общинной жизни. 2. Собираем манатки — и вон из губернии. 3. Вступаемся за униженных и оскорбленных. Судя по статье, выбран вариант 1. (Я выбрал вариант 2.) Но, оказывается, есть еще вариант 4 (продемонстрировали митингующие). Пану можно напомнить о законах страны, в которой он живет. О законах, которые он обязался выполнять и — не побоюсь этого слова — гарантом которых является. Очень радуют процессы, которые происходят в Москве. Приятно было бы оказаться среди митингующих. Честно говоря, не думал, что процент вменяемых людей так велик в столице.

Роберт Ян Сомневаюсь, что «гости» должны молча сидеть на кухне, когда выносят мебель. Может, на демонстрации и по судам ходить и не нужно, но голосовать очень даже нужно. Столько, сколько потребуется. Потому что именно этого от гостей и ждут. В России с ее историей расстрелов нет в душе русского правителя даже намека на то, чтобы достигать компромисса с бастующими. Все демарши в прошлом заканчивались одинаково — ужесточением тирании. Чем больше собирается масс на улице, тем больше у власти права на оружие. Тут вам не «зона экономических интересов НАТО». Тут просто «зона». Я уверен, если кто-то пойдет на пересмотр результатов выборов, то выборы будут последними.

Семен Чарный Хотел бы напомнить тем, кто «за участие», что среди участников митингов довольно прилично тех, кто вместо «Один за всех!» орет: «Бей жидов!», ну, или кавказцев (значит, евреи идут вторым эшелоном). Это же, кстати, к вопросу о коричневых, которые всячески пытаются оседлать волну и шаманят о начале «национальной революции» в России — как, кстати, шаманили и год назад после Манежки. Нам это надо? Своими руками сажать на голову фашистов разных оттенков?

Daniel Newman Еврею не нужно слишком близко подходить к костру истории. Евреи легко воспламеняются. Предлагаю вернуть общегражданский пыл, свернув пламя общееврейского зуда справедливости. Пропорциональными надо быть. Один к тысяче? Вот пусть и идет один к двум тысячам. И того много. Лишь бы не под черно-желто-белые флаги времен первой алии, развевающиеся над Капитанами Овальными. Быть гражданином, но не гражданинищем. Дело же не в националистах, дело в том, что орать перестанут завтра, и не нужно оставаться до последнего на площадных игрищах и бежать туда первым тоже не следует. Тут давеча подборка Губермана пролетала, про такие вот собрания евреев, томимых судьбою русского народа, и об их желании шестиконечную с пятиконечной слепить воедино. То, что прошло все более-менее мирно, — ничего не означает.

Ярослав Ушаков Какая милая провокация. Только «хозяевам» не показывайте, а то не так понять могут.

Полина Мерзон Согласна с автором полностью, эйфория от происходящего не должна затмевать разум. Если начнутся большие разборки с властью, мы, как, впрочем, и всегда, будем «виноваты».

добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.