[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2012 ШВАТ 5772 – 2(238)

 

ВЫРОСЛИ, ХВАТИТ!..

Семен Довжик

Еврейская взаимопомощь — притча во языцех. Спроси любого антисемита — евреи только и думают, как бы помочь собратьям. Даже самые отпетые циники среди нас вынуждены признать: евреи действительно неравнодушны к судьбам соплеменников.

Ньюйоркцы из «Коалиции за освобождение советских евреев» на демонстрации перед Белым домом в Вашингтоне. Март 1987 года

 

Как только очередной катаклизм засасывает в свой водоворот местных евреев — мировая еврейская общественность начеку. Кроме бесчисленного количества еврейских организаций и их функционеров, чье беспокойство неплохо оплачивается, не остаются в стороне и «среднестатистические евреи». В 2000 году, когда Латинскую Америку покрыл серьезнейший экономический кризис, евреи взялись за самое дорогое — свои кошельки. Деньги на помощь южноамериканским братьям по крови собирали по всему миру. И голодных кормили, и системе еврейского образования помогли. К слову, еврейские школы там — одни из лучших в мире.

А уж беспокойство о судьбе советских евреев прочно вошло в сознание мирового еврейства. Из поколения в поколение передавалась мысль о далеких собратьях, томящихся за «железным занавесом». Под «хорошее дело» создали соответствующие организации с президиумами и съездами, провели несметное число конференций и форумов. И главное — на это давали деньги. Сердобольные старушки жертвовали по несколько долларов от скудной пенсии. Прижимистые воротилы бизнеса росчерком пера выписывали чеки на солидные суммы. Нужды томящихся под гнетом советского режима братьев не оставляли никого равнодушным.

Момент истины наступил, когда пошатнувшийся от перестройки «железный занавес» рухнул окончательно. Исход советских евреев наступил. А исход, как показала практика, — отличный повод для фандрайзинга. И в Израиль потекли средства для обустройства новоиспеченных граждан. Американские, канадские, английские и прочие небедные евреи смотрели в телевизор и умилялись. С экрана на них глядели те самые исхудавшие евреи в очках, спускавшиеся с трапа самолета в аэропорту Бен­Гурион, ошарашенно оглядывающиеся по сторонам. Формула настоящего сионизма — американский еврей дает деньги русскому еврею, чтобы тот ехал в Израиль, — получила свое эпохальное воплощение.

Правда, со временем возникали нюансы. По странному стечению обстоятельств в Израиле обнаружилась нехватка жилья, рабочих мест и всего остального. В прошлом герой евреев всея Руси, а в настоящем борец за права угнетенных русских израильтян Анатолий Борисович Щаранский спешно прибыл в США для сбора средств. Средства давали недрогнувшей рукой — забота о советских евреях была у остальных евреев в крови. Когда в середине 1990­х улеглась дорожная пыль, выяснилось, что в Израиль уехали далеко не все. Сотни тысяч евреев на постсоветском пространстве плотно держали оборону. Мало того, что они не собирались никуда уезжать, они еще и выказывали претензии на некую общинную жизнь. На первый взгляд казалось, что десятки лет борьбы ушли коту под хвост. «Железный занавес» сровняли с землей, а евреи не едут. Подобная ситуация ввела мировое еврейство в серьезнейший идеологический ступор.

Лучшие умы еврейского мира, посовещавшись, нашли решение. Русские евреи были поделены на сознательных и несознательных. Сознательные переселились в Израиль в начале 1990­х. Несознательные еще не знали о том, что им надо ехать. Следовательно, сознательность этих евреев необходимо было повышать. Так в страны СНГ потекли средства для развития еврейской общинной жизни. Помогать осваивать эти средства приезжали многочисленные советники и специалисты по еврейским общинам Северной Америки. Эти знали точно, как все должно быть, поскольку именно так это происходило годами в Америке. Мысль о том, что в России еврейская жизнь может быть организована иначе, каралась расстрелом.

От Калининграда до Владивостока стали появляться еврейские общинные центры, семейные и молодежные клубы. От количества их участников зависело финансирование проекта. Так началась охота на евреев. Их отлавливали по фамилиям в телефонных книгах, базам данных страховых компаний, медицинским картам и т. п. Заманивали горячими обедами, дискотеками, языковыми курсами и бесплатными тренажерными залами. Новым рекрутерам всячески внушали: к конкурентам не ходите. У них в тренажерном зале гири недостаточно круглые. Однако постсоветского еврея не проведешь. Познав привкус общинной жизни, «новые евреи» грамотно планировали свое расписание, стараясь урвать лакомый кусочек из рук всех дающих, пока не оскудеют.

Представители мирового еврейства периодически выезжали в специальные миссии, чтобы своими глазами посмотреть на диковинных евреев, переживших советскую власть и теперь осваивающих гранит еврейского самосознания. Ходили по домам, рассматривали семейные фотографии и строго­настрого отказывались от выставленного на стол угощения: согласно инструкциям Госдепартамента, все фрукты и овощи в СНГ выращивались исключительно в Чернобыле. Однако в большинстве случаев евреев бывшего СССР представляли их новоиспеченные лидеры. Бывших отказников и борцов за свободу передвижения евреев, взявших было бразды правления общинами в свои руки, быстренько оттеснили на задний план люди более практичные и ушлые в бизнесе. Однако и их век оказался недолог. Следом за ними власть в еврейских общинах взяли олигархи.

Олигархи производили на заокеанских евреев сложное впечатление. Не умели правильно улыбаться. Вычурно себя вели и надменно подчеркивали свою состоятельность. Самое главное — они разительно контрастировали с образом еврея, которому следует помогать. Да и слухи о разгуле русской мафии пришлись как нельзя ко двору. Олигархам из числа русскоязычных евреев было отказано в сертификате кошерности. Их не звали в президиумы еврейских конференций, не приглашали на званые приемы. Особо ретивые лидеры еврейских структур издали директивы, предписывающие своим функционерам вообще не замечать олигархов. Бойкот русскоязычного олигархоза продолжился в аккурат до кризиса. Как только наличность в бюджетах еврейских структур значительно уменьшилась, их руководители оперативно подобрели в отношении загадочной русско­еврейской души. Мировую еврейскую общественность перестали интересовать источники доходов лидеров постсоветского еврейства. К олигархам зачастили парламентеры, наперебой сулившие все блага членства в представляемой ими структуре.

Коэффициент кошерности русско­еврейских денег резко возрос. Но даже и этот факт не помог их владельцам заполучить входной билет в верхушку мирового еврейства. Мировая еврейская политика решается в основ­ном в США, и американские евреи отказались подвинуться. Русским евреям было отказано в допуске к штурвалу управления мирового еврейского корабля. Стоит отметить, что европейский еврейский корабль оказался намного более доступным. От досады олигархи принялись создавать собственные еврейские структуры. Как грибы стали расти еврейские конгрессы, объединяющие по географическому, демографическому, идео­логическому и прочим признакам. Но и это не могло уместить в себе не­уемную тягу русских евреев к благотворительности. Осваивались новые горизонты. Выросла золотая менора неподалеку от Стены Плача. Восстала из руин разрушенная оттоманами синагога в Старом городе Иерусалима. Правда, когда еврейские школы в странах СНГ оказались на грани закрытия, средства на их спасение вызвались выделить христианские друзья Израиля. Олигархи из стран СНГ были в это время заняты более насущными для судеб еврейского народа задачами.

Попытки олигархов завоевать мировой еврейский олимп оказали среднестатистической еврейской общественности СНГ медвежью услугу. Русских окончательно вычеркнули из списков нуждающихся в заботе. Глобальный экономический кризис и афера Мэдоффа заставили заокеанских меценатов реструктурировать свои приоритеты. Существование собственных еврейских общин, кризис системы еврейского образования и ассимиляция заботят нынче американских евреев куда больше, чем перипетии судеб собратьев шестой части суши.

Спустя 20 лет после развала СССР русские евреи утратили свою «сексапильность» в глазах мирового еврейства. Их больше не надо спасать от зверств советской власти, не надо переселять в Израиль, не надо помогать осваивать целину еврейского самосознания. Русские евреи окончательно выросли из детских штанишек, но вместе с этим отпала и необходимость в опеке. И если оригинальные проекты вроде «Лимуд СНГ» еще способны пробудить искорку неподдельного интереса в глазах мирового еврейства, то в целом «русский вопрос» начисто исчез с повестки дня мирового еврейства. Конечно, если над головами евреев Москвы, Петербурга и Киева внезапно грянет гром, то мировое еврейство пробудится от спячки и грудью и кошельком ринется их спасать. Но опыт последних лет показал, что Майданы и Болотные не сулят евреям туч над головой. Так что в ближайшие годы евреям СНГ никто не помешает самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Выросли, хватит.

добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.