[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2012 ШВАТ 5772 – 2(238)

 

ЕЩЕ ПОСМОТРИМ

 

Новые поступ­ления

Петербург, Пушкинский Дом (Институт русской литературы РАН), до середины февраля

Страница из записной книжки Даниила Хармса. 1930-е годы.
Из частной коллекции

Выставка новых поступлений в Пушкинском Доме занимает два зала и представляет едва ли не половину из более чем 400 автографов, картин и книг, принятых на хранение Институтом русской литературы в 2006–2011 годах. Здесь автографы Ахматовой и Зощенко, рабочие тетради Виктора Кривулина и живопись Виктора Конецкого. Вообще изобразительного материала на выставке много: графика Льва Львовича Толстого, рисунок Натана Альтмана к «Двенадцати» Блока, шарж Горького работы Исаака Махлиса, портрет Иосифа Бродского работы Наталии Розенбаум. Среди даров — переданные в институт материалы из коллекции Моисея Семеновича Лесмана (1902—1985), выдающегося коллекционера, знаменитого, в частности, своим собранием книг и рукописей, связанных с русской литературой конца XIX — начала ХХ века. Поступив сперва на филологический, а затем на медицинский факультет, Лесман в итоге становится пианистом. Руководствуясь принципом, что коллекционеру нужны три вещи — голова, ноги и деньги, он собирает фантастическую и по полноте, и по ценности коллекцию. Только именной указатель к ней насчитывает около четырех тысяч имен.

В отличие от многих коллег по страсти, Лесман не страдал маниакальной подозрительностью, не относился к своему собранию как к сакральной ценности, недоступной непосвященным, и охотно показывал его всем желающим. Как вспоминают посетители его дома, гостей Лесман обычно спрашивал: «Чей автограф вы хотели бы увидеть?» Слово «нет» не употреблялось. В ответ на каждое пожелание произносился один и тот же ответ: «Пожалуйста». Причем собирал Лесман не только автографы классиков (его понимание классической литературы ХХ века не совпадало с официальным советским ранжиром), но и рукописи и книги малоизвестных авторов, тех, кого принято относить к так называемому «второму ряду». Благодаря ему история литературы обогатилась множеством фактов и деталей.

Материалы из своего собрания Лесман начал передавать Пушкинскому Дому еще при жизни, после его ухода этим занималась жена коллекционера, Наталья Георгиевна Князева.

 

Красивые страницы

Коллекция Брагинского, Цюрих, Национальный музей Швейцарии, до 11.03

Титульный лист Мишне Тора Маймонида. Германия. 1355 год. Коллекция Брагинского. Цюрих, Швейцария

Собранная швейцарцем Рене Брагинским коллекция древнееврейских рукописей принадлежит к числу ценнейших в мире. Ее экспонаты — среди них не только иллюстрированные манускрипты, но и свадебные договоры, и печатные книги, и списки Свитка Эстер — датированы XIII—XX веками и происходят из Европы, Африки, Азии и Среднего Востока. Самая старая рукопись относится к 1288 году — это Большая книга заповедей ученого-раввина Мозеса де Кочи. Среди более чем ста экспонатов есть уникальная Мишне Тора (Яд Хазака) испанского толкователя Торы Моше бен Маймона (Маймонида) — немецкая рукопись, датированная 1355 годом.

На выставке представлен чешский рукописный молитвенник на каждый день с каббалистическими комментариями, относящийся примерно к 1680-м годам. Показаны и те редкие книги, где известны имена иллюстрировавших их художников — Шарлотты Ротшильд и Виктора Боутана.

Коллекцию уже показывали в Амстердаме, в Bibliotheca Rosenthaliana, важнейшем за пределами Израиля собрании книжной иудаики, а также в Иеру­салиме и Нью-Йорке. Англоязычный каталог, подготовленный сценографом выставки Фредериком де Валем, получил премию за лучшую голландскую книгу 2009 года. В самой же Швейцарии собрание Брагинского выставляют впервые.

Для Цюрихской выставки коллекционер предоставил 25 новых экспонатов. Помимо упоминавшейся Мишне Тора это, например, Свиток Эстер с иллюстрациями середины XIX века в стиле лионского театра «Гиньоль». Выставку сопровождает обширная программа, которая включает даже воркшопы для всей семьи. В день закрытия, 11 марта, посетители смогут наблюдать, как современный мастер со­здает рукописную Тору — свое искусство продемонстрирует Михаэль Суттер. Среди обещанных экскурсий — «Искусство воспоминания и культура воспоминания: о взаимосвязи образа и литургии в Пасхальной агаде» (состоится 7 февраля), «Еврейское искусство в не-еврейском мире» (6 марта) и «Искусство древнееврейского шрифта» (8 марта). Последнюю экскурсию проведет куратор экспозиции, сотрудник Амстердамского университета Эмили Шрийвер.

 

Ханс Холляйн

Грац, Новый музей, до 9.04

Ханс Холляйн. Проект памятника жертвам Холокоста. 1963 год.

Музей современного искусства, Нью-Йорк

Ретроспектива выдающегося австрийского архитектора открыла после долгой реконструкции Новый музей Граца — один из 17, входящих в состав Йоаннеума, гранда среди европейских музеев.

Семидесятисемилетний Холляйн — единственный австриец, удостоенный премии Прицкера, этого архитектурного аналога Нобелевской премии. Его выставка собрала десятки проектов, выполненных за полвека с лишним. Многие из них воплощены в реальности — их можно увидеть по всему свету, от Европы до Южной Америки (Холляйн успел поработать даже в СССР — оформлял в начале 1970-х помещение пресс-службы американского посольства). Особенно интересны его проекты музеев. Теперь хранилища искусства платят мастеру взаимностью, собирая его дизайнерские кунштюки, от стульев до роялей. Но, как у всякого архитектора, даже знаменитого, у Холляйна много нереализованных идей. Есть среди них и проект памятника жертвам Холокоста (1963; представленный в Граце коллаж хранится в нью-йоркском Музее современного искусства). Холляйн увидел памятник как стоящий на возвышении огромный параллелепипед, напоминающий не только типичные для его творчества 1960-х монументальные объемы, но и товарный вагон — ключевой символ еврейской истории середины ХХ века.

 

От Москвы до самых до окраин…

Петербург, Русский музей, до 13.02

Исаак Аскназий. Еврейская свадьба. 1893 год. Русский музей

Выставка в корпусе Бенуа посвящена феномену отношений между столицами и провинциями, столь многое определяющими в российской истории. Рассказ начинается в XVIII веке с противопоставления Москвы и Петербурга и продолжается до наших дней. Последняя глава посвящена также и будущему России, но здесь куратора в целом содержательной и энергичной выставки ждет поражение: с прогнозами возникают большие проблемы. Зато прошлое представлено практически без купюр. К числу сильнейших разделов на выставке относится «У жизни на краю», рассказывающий о беспризорниках, заключенных и прочих сирых.

Интересен и раздел «Местечко», воссоздающий быт еврейских окраин Российской империи. Среди прочего здесь есть вызывающие как минимум этнографический интерес картины «Еврейская свадьба» Исаака Аскназия (1856–1902) и «Свадьба в местечке» Исаака Махлиса (1893–1958), написанная в 30-х годах ХХ века. Махлис, чью работу в феврале показывает и Пушкинский Дом (см. выше), — один из недооцененных мастеров межвоенного времени, многими он воспринимался прежде всего как художник кино. Дебютировав у Ханжонкова, он и впрямь вошел в историю работой над «Чапаевым», «Небесным тихоходом» и «Золушкой». Но у Махлиса и поразительная живопись, те же «Старики» 1934 года — пронзительное прощание не только с уходящей натурой, но с целой эпохой.

В «Местечке» показывают и интереснейшие ксилографии Соломона Юдовина (1892–1954) «Витебск», «Дворик», «Еврейские похороны» (как и другие материалы выставки, они родом из собственного собрания Русского музея). Почти половину зала занимает реконструкция комнаты Марка Шагала во времена витебского периода его жизни. Она составлена из подлинных вещей, переданных музею дочерью художника. Восстановленную комнату уже показывали за границей, в России же ее выставляют впервые.

Кроме того, в «Местечке» представлена литография Мсти­слава Добужинского, который запечатлел уличную лестницу в Витебске. Литография датирована 1923-м, хотя художник бывал в городе в 1918–1919 годах. Но виды российских городов — кроме Витебска, в серию вошли городские пейзажи Пскова и Тамбова — были налитографированы уже в Берлине в начале 1920-х годов. Как и от Пскова, от исторического Витебска сегодня мало что осталось. Искусство оказывается тем немногим, что еще способно убедить память в реальности ее слабеющих образов.

Алексей Мокроусов

 

добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.