[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2012 НИСАН 5772 – 4(240)

 

СЛУЖИТЬ НЕ ЗА СТРАХ — А СТРАХА РАДИ Б-ЖЬЕГО

В предыдущей беседе мы начали разбирать тему взаимоотношений человека с Б-гом — тему молитвы и добрых дел. Третья мишна «Пиркей Авот» посвящена тому же предмету, но рассматривает его под другим углом. Наши мудрецы объясняют, каким должно быть служение Б-гу и что мы за это получим: «Не уподобляйся слугам, которые служат хозяину ради награды, будь как те, кто служит хозяину, не думая о награде, и да будет на вас страх Б-жий».

На первый взгляд это очень странное поучение. Разве бывает так, чтобы человек работал на хозяина не ради награды? Даже если в данном случае под «хозяином» имеется в виду сам Б-г — недаром в оригинале используется слово «рав», которое точнее всего соответствует русскому «наставник», «духовный учитель». В Торе, когда Б-г дает нам те или иные заповеди, Он обычно объясняет, какая награда нас ждет за их выполнение: чтите родителей, и будете долго жить, соблюдайте Закон, и Я пошлю дождь, у вас будет хороший урожай… Но вот мы читаем «Пиркей Авот» — и оказывается, что служить надо не ради награды!

Существует несколько объяснений. Самое простое основано на словах Талмуда, что настоящую награду мы получаем не в этой жизни, а в Мире грядущем. В этом мире человек может быть совершенным праведником — и всю жизнь страдать. Это не повод выражать недовольство и говорить о несправедливости — в Грядущем мире праведник получит от Б-га стократ. Поэтому «служить не ради награды» значит не требовать воздаяния прямо сейчас, а проявлять «страх Б-жий» — трепет и уважение к Создателю.

Но это объяснение лишь частичное: ведь автор мишны говорит о том, что не надо думать ни о какой награде, даже о той, что ждет нас в Грядущем мире! Служение само должно доставлять удовольствие, как если бы оно было высшей наградой. Ведь все, что у нас есть, мы так или иначе получаем от Б-га! Представьте себе бедняка, у которого нет ни дома, ни пропитания, — и вдруг приходит глава государства и дает ему жилье, работу, высокую зарплату и полный пакет социальных услуг. Разве человек, которого так облагодетельствовали, будет требовать еще какой-то награды?!

Конечно, к такому пониманию человек приходит не сразу. Когда он начинает служить Б-гу, он рассчитывает на награду — примерно как ребенок, который старается прилежно учиться, потому что ему обещали подарок за отличные отметки. Но в процессе служения человек растет духовно, и в какой-то момент ему уже не нужны подарки, он служит «ради страха Б-жьего» — потому что любит Б-га, преклоняется перед Его величием и страшится Его огорчить. Вот как объясняет такое служение Алтер Ребе: «Я не хочу никакой награды, ни места в раю, ни доли в Мире грядущем — хочу только Тебя!»

На этот счет есть известная притча о Бааль-Шем-Тове, который однажды пообещал бездетному еврею, что у того родится сын. Как только Бешт дал такое обещание, раздался великий шум. Оказалось, в Небесах было решено, что у того еврея никогда не будет детей, — но, как сказано в Талмуде, «приговор праведника сам Б-г исполняет» — пришлось менять приговор! И голос с Небес сказал: «Сын у этого человека действительно родится, но Бешт потеряет долю в Мире грядущем». Услышав этот приговор, Бааль-Шем-Тов обрадовался еще больше: наконец-то, сказал он, я смогу дальше служить Б-гу не ради награды, а потому, что люблю Его!

Но почему же Тора говорит о награде за праведные дела? Ведь она обращается ко всем людям, а не только к тем, кто находится в начале духовного пути. Чтобы ответить на этот вопрос, надо прежде всего понять, что такое «награда» в еврейской традиции. Наши мудрецы учат: награда, как и наказание — просто результаты наших дел. Например, если человек ест кошерное — он будет долго жить, потому что законы кашрута — это прежде всего законы здоровой пищи. То есть награда — это не какой-то особый подарок от Б-га, а то, что мы сами себе обеспечиваем, если слушаемся Его. А служение дает нам счастье и душевный покой, позволяет приблизиться к Б-гу, благоговеть перед Ним и любить Его. И это куда больший дар, чем любое вознаграждение, на которое мы можем рассчитывать.

Есть известная поговорка о праведном служении: «Служить не за страх, а за совесть». То есть не потому, что боишься наказания, а потому, что ты сам порядочный человек. Как мы видим из «Пиркей Авот», наши мудрецы поставили еще более высокую планку. Они требуют служить не «за страх» и не ради награды, а «страха ради Б-жия» — из любви к нашему небесному Отцу. 

Берл Лазар

добавить комментарий

<< содержание

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.